Манипуляции с покруговкой США 2014
Независимо от того, насколько во время просмотра понравились основные события Гран-при в субботу и в воскресенье, хорошим подспорьем для понимания увиденного служат сводные таблицы, составленные на основе официального тайминга.
Необходимые таблицы уже доступны на итальянском сайте f1matrix.
Начну, как всегда, с квалификации и такого понятия как "идеальный круг": время круга на основе суммы лучших секторов в квалификации (IDEAL LAP) и его сравнение (GAP) с лучшим временем (FL), показанным в квалификации.
Несмотря на то, что все свободные практики лучший темп показывал Хэмилтон, в решающих сессиях квалификации инициативу перехватил Росберг. Причем с большим запасом. Та небольшая потеря, которая была в решающей попытке Льюиса, не помогла бы ему опередить напарника. Очевидно, что сказался разный подход к настройкам. Хотя, судя по событиям в гонке, может быть со стороны Хэмилтона этот выбор сделан осознано.
Следующая таблица призвана показать разницу в темпе (GAP) в субботу (QUA) и воскресенье (FL):
Т.к. и суббота, и воскресенье выдались одинаковыми в плане погодных условий, то и темп сравнить можно. Разве что Перес со своими показателями вне конкурса.
Теперь непосредственно к гонке.
Начнем с быстрейших кругов пилотов в гонке (пилот, круг/LAP, время/TIME, резина/TYRES, позиция/POS в гонке):
Такая разноголосица в типах резины и быстрейших кругах - хороший показатель удачного на этот раз выбора Пирелли на уик-энд. И по идее должна была обеспечить интересную гонку.
Далее можно увидеть, насколько не случайным был быстрейший круг у конкретного пилота. А именно, на скольких кругах (LAPS) темп пилота отличался от его лучшего времени в гонке менее чем на секунду. Эта таблица более объективна в плане конкурентоспособности связки пилот-болид во время гонки.
В следующей подборке - 10 быстрейших кругов гонки (пилот, круг/LAP, время/TIME, резина/TYRES, позиция/POS в гонке):
Помимо превосходства софта над медиумом в этой таблице есть подтверждение того, что у Хэмилтона настройки в большей степени подходили медиуму.
Далее то, на каких секторах (1, 2 или 3) и сколько раз пилот был быстрее всех остальных: т.е. сколько раз сектор пилота оказывался лучшим по-сравнению с этим же сектором у других пилотов на конкретном круге гонки.
По этой таблице можно судить кому из пилотов какой сектор лучше удавался. Опять же вопрос выбранных настроек. Например у Росберга было небольшое превосходство над Хэмилтоном на первом пилотажном секторе. А Хэмилтон существенно превосходил в плане стабильности своего напарника на скоростном втором секторе. Кстати, именно в конце этого сектора и произошла в 12-ом повороте смена лидера гонки.
Еще одна таблица с быстрейшими кругами. На этот раз в привязке к типам резины. Т.е. сколько раз и на каком типе резины круг пилота становился лучшим в гонке на конкретном круге.
33 круга из 55 в гонке первенствовал один из пилотов Мерседеса. Это данность этого сезона. Но в отличии от предыдущих сезонов мы хотя бы видим борьбу между напарниками.
Т.к. скорость пит-стопов также сильно влияет на положение гонщиков в гонке, то и подборку самых быстрых из них в прошедшей гонке нужно посмотреть. Здесь LAP - круг пит-стопа; TIME - полное время пит-стопа с учетом заезда и выезда; POS - место, на котором находился пилот перед тем, как поехал на пит-стоп:
Пит-стопов на этот раз было существенно больше, чем в Сочи. Это в немалой степени и помогло гонке и сделало ее более интересной.
Далее очень информативная таблица со средними временами пилота по отрезкам гонки (пилот, отрезок в гонке/STINT, с указанием для каждого из них среднего темпа, количества кругов и типа резины):
Здесь хорошо видно на каком отрезке гонки какой из пилотов гонку выиграл.
Далее внутрикомандная дуэль пилотов по кругам в гонке:
Небольшое преимущество Росберга, полученное за счет первого отрезка гонки, не помогло ему защитить свою стартовую позицию. А супер спурт Феттеля в конце гонки не помог ему поспорить в покруговке с менее титулованным напарником.
Отмечу недостаток, который на мой взгляд есть у данной таблицы: авторы не отбрасывают при сравнении круги пит-стопов. В частности, такой подход не учитывает то, что у некоторых напарников была разная по количеству пит-стопов стратегия на гонку. Хотя надо отметить, что круги, на которых на трассе пребывает автомобиль безопасности, авторы естественно в таблицу не включают.
Кто и сколько позиций (POS) отыграл/потерял на финише по-сравнению со стартом:
На этот раз я угадал в прогнозах имя пилота, который в гонке больше всего отыграет. Хотя это, с учетом старта Феттеля с пит-лэйн, было и не очень трудно сделать.
Правда на этот раз авторы сайта не очень корректно сформировали таблицу: строки не отсортированы по убыванию отыгранных позиций.
Уже давно, начиная с Хоккенхайма, авторы сайта не делают суммарные, самые объемные таблицы по таймингу и по типам резины. Как появятся, я дополню заметку. Просто решил из-за этого не задерживать остальную информацию.
Могу лишь в качестве замены привести несколько других статистических выкладок.
Меня, после шквала критики в сторону "необгонной" сочинской трассы естественно очень интересовало, что покажет обгонный "нетилькедром" в США. Благо Гран-при соседствуют в календаре. И авторы с сайта cliptheapex на этот раз оказали большую услугу, не затягивая процесс подсчета.
На Гран-при США в Остине в гонке случилось 37 обгонов. Наибольших обгонных успехов в этот раз достигли Феттель (10), Вернь (6) и Грожан (5). Те, на ком "лучше всех" обгоны проходили, это Баттон (7), Гуттьерес (7), Грожан и Райкконен (по 5).
Напомню, что в Сочи было 38 обгонов. При этом в Сочи был, мягко говоря, неудачный выбор типов резины, из-за которых практически все пилоты обошлись одним пит-стопом.
В свою очередь, на количестве обгонов в США в какой-то степени повлияло отсутствие в ней 3 болидов финансовых аутсайдеров сезона. Но при этом в Сочи "вклад" в обгонную статистику со стороны Маруси и Катерхема был и не такой уж существенный: в гонке 12 ноября Катерхем был пройден 6 раз. Зато оба Уильямса, несмотря на свои успехи, в США ни разу не участвовали в обгонах. При том, что в Сочи на счету Уильямса было 9 обгонов со знаком "+" и один со знаком "-".
Понятно, что критиков сочинской трассы, преклоняющихся перед американским качеством, вышеприведенная статистика обгонов ни в чем не переубедит, но для остальных это хорошая поддержка :-)