Манипуляции с покруговкой России 2014
К событию, к которому долго шли и от которого многого требовали, трудно подходить объективно.
Поэтому в дополнение к своим зрительно-слуховым впечатлениям, изложенным в заметке "Блюдо "Гран-При по-сочински", хочу добавить обзор статистики квалификации и гонки Формулы 1, т.е. вокруг тех событий, ради которых болельщики Формулы 1 и собирались.
После такого насыщенного разными событиями Гран-При интересно и статистические показатели посмотреть. Благо, необходимые таблицы уже доступны на итальянском сайте f1matrix.
Переходим к статистическим таблицам, основанным на официальном тайминге ФИА.
Начну, как всегда, с квалификации и такого понятия как "идеальный круг": время круга на основе суммы лучших секторов в квалификации (IDEAL LAP) и его сравнение (GAP) с лучшим временем (FL), показанным в квалификации.
Самый большой недобор в субботу случился у Боттаса. Но у него видимо был такой большой запас третьей по рейтингу скорости, что и потеря не помешала ему стартовать с третьей позиции. Даже жаль, что его напарнику не повезло и мы не увидели истинный потенциал Уильямса, а не одного из его пилотов.
Следующая таблица призвана показать разницу в темпе (GAP) в субботу (QUA) и воскресенье (FL):
Т.к. и суббота, и воскресенье выдались одинаковыми в плане погодных условий, то и темп сравнить можно.
Теперь непосредственно к гонке.
Начнем с быстрейших кругов пилотов в гонке (пилот, круг/LAP, время/TIME, резина/TYRES, позиция/POS в гонке):
Лучшие круги пилотов на последних кругах гонки на изрядно использованной резине - яркое подтверждение того, что на этот уик-энд Пирелли пеерстраховались.
Далее можно увидеть, насколько не случайным был быстрейший круг у конкретного пилота. А именно, на скольких кругах (LAPS) темп пилота отличался от его лучшего времени в гонке менее чем на секунду. Эта таблица более объективна в плане конкурентоспособности связки пилот-болид во время гонки.
В следующей подборке - 10 быстрейших кругов гонки (пилот, круг/LAP, время/TIME, резина/TYRES, позиция/POS в гонке):
В топе только подиум, причем в обратном от подиумного порядке.
Далее то, на каких секторах (1, 2 или 3) и сколько раз пилот был быстрее всех остальных: т.е. сколько раз сектор пилота оказывался лучшим по-сравнению с этим же сектором у других пилотов на конкретном круге гонки.
Ну тут без особых сюрпризов. Жаль только, что Даниил Квят смог лишь в этой таблице опередить своего напарника по команде, а не в гонке. Наибольшее разочарование, после субботней удачи.
Еще одна таблица с быстрейшими кругами. На этот раз в привязке к типам резины. Т.е. сколько раз и на каком типе резины круг пилота становился лучшим в гонке на конкретном круге.
Судя по таблице гонка по темпу четко разделилась между пилотами Мерседеса: Хэмилтон был лучшим на софте, а Росберг на медиуме. И если с софтом понятно, т.к. Хэмилтону никто не мог составить конкуренции из-за самоустранившегося от софта Росберга. То более 50 кругов на одном комплекте и отнюдь не экономная езда Росберга на медиуме - это сюрприз.
Т.к. скорость пит-стопов также сильно влияет на положение гонщиков в гонке, то и подборку самых быстрых из них в прошедшей гонке нужно посмотреть. Здесь LAP - круг пит-стопа; TIME - полное время пит-стопа с учетом заезда и выезда; POS - место, на котором находился пилот перед тем, как поехал на пит-стоп:
Как уже говорилось, Пирелли настолько перестраховался для России, а Сочинская обновка, несмотря на скоростные показатели, настолько бережно отнеслась к шинам, что пит-стопов за 53 круга набралось почти столько же, сколько и пилотов на стартовой решетке.
Далее очень информативная таблица со средними временами пилота по отрезкам гонки (пилот, отрезок в гонке/STINT, с указанием для каждого из них среднего темпа, количества кругов и типа резины):
И опять, редкий случай, который вряд ли скоро повторится: у Росберга, успешно закончившего гонку на подиуме, всего лишь один отрезок в гонке.
Далее внутрикомандная дуэль пилотов по кругам в гонке:
В этом компоненте наиболее бескомпромисная борьба выдалась в Форс-Индии.
Отмечу недостаток, который на мой взгляд есть у данной таблицы: авторы не отбрасывают при сравнении круги пит-стопов. В частности, такой подход не учитывает то, что у некоторых напарников была разная по количеству пит-стопов стратегия на гонку. Хотя надо отметить, что круги, на которых на трассе пребывает автомобиль безопасности, авторы естественно в таблицу не включают. Впрочем на этот раз и сэфети-кара не было.
Кто и сколько позиций (POS) отыграл/потерял на финише по-сравнению со стартом:
Печально, но Даниил на этот раз худший с этой точки зрения.
На этот раз у авторов сайта еще не готовы суммарные, самые объемные таблицы по таймингу и по типам резины. Как появятся, я дополню заметку. Просто решил из-за этого не задерживать остальную информацию.
Могу лишь в качестве замены привести несколько других статистические выкладки.
Несмотря на все предсказания Интеренет-общественности, что трасса в Сочи "необгонная", в воскресенье в гонке случилось 38 обгонов. Против большего числа перестановок сыграли факторы, в которых трасса или не виновата вовсе (неудачный выбор типов резины Пирелли), или виновата лишь косвенно (хорошая погода и режим экономии топлива на некоторых болидах).
Больший вклад в обгонную статистику внесли Росберг (10) и Масса (9). Не меньший вклад, но с отрицательным для себя оттенком внесли оба пилота Торо Россо, которых обгоняли чаще остальных: Даниил Квят (7), Эрик Вернь (6).
Среди гонок сезона в плане количества обгонов в гонке у Сочи 6-ое место с конца. Очень надеюсь, что это лишь первая проба пера для трассы. И лучшие гонки на ней впереди.
Еще одним интересным статистическим показателем в привязке к прошедшей гонке стала изменившаяся расстановка в ранжире пилотов в плане их побед на различных трассах. Произошли изменения, которые связаны с победой Хэмилтона на первой гонке на новой для всех трассе. Итак:
1) Михаэль Шумахер: 91 победа на 24 трассах
2) Прост: 51 победа на 23 трассах
3) Мэнсел: 31 победа на 21 трассах
3) Хэмилтон: 31 победа на 21 трассах
4) Феттель: 38 побед на 20 трассах
5) Алонсо: 32 победы на 19 трассах
Одинаковое количество побед и количество трасс для Мэнсела и Хэмилтона - это не моя опечатка, а интересное совпадение.
Вот, как-то так с цифрами, вокруг прошедшего Гран-При:
У Айртона 41 победа на 17 различных трассах.
Но уверен, не трагедия 1994 года, то у Сенны статистика была бы не хуже,
чем у Шумахера.