10 мин.

Гран При Бельгии'14: Нико наказывает Льюиса

Второй год подряд месячный летний перерыв Формулы 1 заканчивается победой Red Bull. И если в 2013 это было вполне ожидаемо, став началом серии из девяти побед Феттеля, то на этот раз вряд ли кто мог надеяться, что такое выдаст Риккьярдо, выигравший уже вторую гонку подряд!

Как и в прошлом году, квалификация прошла в дождевых условиях, и поул остался за пилотом Mercedes. Однако быстрейшим в субботу в седьмой раз по ходу текущего сезона стал Нико Росберг, а прошлогодний поулмен довольствовался лишь вторым местом. Даже при ошибке в первом повороте быстрейшего квалификационного круга Льюис имел шанс оказаться в трех тысячных от Нико, пройди вровень с напарником второй и третий сектора. Но это оказалось выше сил Хэмильтона.

Неудачник

От победителя до проигравшего в Формуле 1 всего шаг. Льюис в третьем сегменте не ошибся столь фатально, как в суперпоуле на ГП Австрии, и уже на пути к первому повороту вышел в лидеры гонки. Два круга подряд британец надежно закрывал внутренний радиус после прямой Kemmel на торможении перед Les Combes. Однако если с его прошлогодним обидчиком этот маневр прошел, то с напарником нет, и Хэмильтон примерил на себе традиционную роль по двум предыдущим Гран При, скатившись с позиции лидера на последнее место.

Однако подвигов гонок в Германии и Венгрии чемпиону повторить не удалось, и Льюис не только не пробился на подиум, но и не нашел в себе мотивации просто финишировать. Поняв на второй половине дистанции, что даже за очковую зону Хэм борьбы не ведет, гонщик перманентно стал просить команду о сходе. Совсем другим англичанин был когда, выступая в 9-й гонке в карьере и уверенно лидируя в чемпионате, прервал рекордную серию из восьми подиумов и, тем не менее, сражался за последнее очко вплоть до клетчатого флага на Нюрбургринге. С таким настроем и боевитостью, как минимум, в этом году чемпионом Хэмильтону не стать.

Победитель

Только трижды за 12 этапов Mercedes позволил выиграть соперникам. И на всех этих этапах первенствовал Даниэль Риккьярдо! Немудрено, что теперь отставание от Хэмильтона равно преимуществу над Алонсо и эквивалентно 35 очкам. Уверенное третье место в личном зачете.

Впервые австралиец вышел в лидеры не за три круга до финиша, а контролировал разрыв от преследователей львиную долю дистанции. Говоря откровенно, с момента раннего пит-стопа Росберга Даниэль стал безоговорочным фаворитом Гран При, отдав лидерство лишь во время первой волны остановок.

Риккьярдо второй раз подряд уступил в квалификации напарнику, однако в гонках, начиная с Монреаля, для пилотов Red Bull неизменна тенденция: впереди финиширует тот, кто стартует позади. Так произошло и в Спа, где очень удачно после успешной атаки на Алонсо Даниэль получил возможность отыграть еще одно место: приоткрыл дверь допустивший ошибку в Pouhon Феттель. Так Риккьярдо стал главным преследователем раненого Mercedes Росберга и вновь, как и в Канаде, воспользовался этим, чтобы уверенно победить.

Примечательно, что триумф для австрийской команды, купившей Jaguar в 2005 году, стал уже 50-м, притом что бельгийский Гран При был лишь 103-м в истории Red Bull.

Лидер

Нико Росберг «наказал» напарника за непослушание в Венгрии, где Хэмильтон лишил возможности немца победить. Очень приятно, что FIA не стала дополнительно расследовать эпизод, остановившись на том, что контакт напарников в Les Combes был не более чем гоночным инцидентом.

Свои шансы на победу Росберг значительно снизил еще на старте, когда на пути к La Source конвертировал четвертый поул-позишн подряд в третье место. Да, лишь круг ушел на то, чтобы вернуть лидерство, однако эта победа была Пиррова. Проколов колесо напарнику, Нико серьезно повредил передний спойлер своего болида и оказался обречен на слишком ранний и длительный пит-стоп. Таким образом, лидер чемпионата не только простоял в боксах целых 10 секунд, но и оказался уязвим в попытке реализовать традиционную для пелетона стратегию двух остановок.

Свой шанс синхронизации тактики с пелетоном Росберг провалил, оказавшись позади Феттеля на первой волне пит-стопов и будучи не в силах пройти соотечественника. Вместо быстрого обгона Red Bull Нико заблокировал колеса на торможении перед шиканой Bus Stop, чем испортил свежий комплект шин и обрек шасси на дисбаланс. Ситуация настолько ухудшилась, что обладатель поул-позишн к 17 кругу не только не обогнал Феттеля, но и не смог удержать позади себя Боттаса, которого ждал еще лишь один пит-стоп.

Росберг попал в ту же ситуацию, что и в Венгрии, оказавшись не в силах бороться с Риккьярдо за победу на одинаковой тактике. В результате за 10 кругов до финиша Нико решился впервые после старта переобуться в свежий soft, чем обеспечил себе двухсекундное преимущество на круге против Даниэля вкупе с отставанием в 20 секунд от лидера. Все было на грани, однако Росберг не успел даже приблизиться к сопернику, чтобы показаться у Риккьярдо в зеркалах. Виной тому стала потеря времени на обгоне Баттона, когда немцу пришлось возвращать англичанину позицию обратно и снова обгонять, а также собственная ошибка на скоростном третьем секторе трассы...

Герои

Кими Райкконена и Вальттери Боттаса объединяет не только национальность, но и скорость, благодаря которой в Бельгии они были лучшими после дуэта претендентов на победу.

Финский чемпион впервые в сезоне по темпу опережал напарника и, казалось, способен принести долгожданный подиум для Ferrari. Однако на последних кругах Райкконен без борьбы уступил сначала Росбергу, а затем и Боттасу, впервые в карьере финишировав на Спа-Франкоршаме не на подиуме.

Впрочем, совершив свой второй пит-стоп лишь на два круга позже, чем Нико, Кими вряд ли мог на многое рассчитывать, учитывая, что рекордного темпа даже лидер чемпионата смог добиться лишь за счет дополнительной остановки с переходом на опциональную резину.

Вальттери же своим обгоном соотечественника за подиум показал, кто из финнов теперь главный. Пилот, которому завтра исполнится 25, очень уверенно занимает 5 строчку в личном зачете, вклинившись между двумя самыми титулованными чемпионами в пелетоне, Алонсо и Феттелем, при этом заработав вдвое больше подиумов, чем каждый из них! Особенно ярко выглядят выступления Боттаса на фоне напарника. Масса собрал ошметки резины Хэмильтона, теряя в результате этого на первых двух отрезках по две секунды с круга и, в конечном итоге, даже не попал в очки.

Вечный проигравший

Совсем недавно Феттель выигрывал гонку за гонкой и чемпионат за чемпионатом. Однако отныне это регулярно уступающий своему более молодому и менее опытному напарнику пилот. Даже стартовав на ряд впереди Риккьярдо и на первом круге борясь за лидерство с Mercedes, четырехкратный чемпион смог продолжать оставаться впереди Даниэля лишь вплоть до пятого круга, когда пал жертвой собственной ошибки. Второй – за столь короткий срок, если учесть неудачную атаку на Хэмильтона в Les Combes.

Далее дела Феттеля складывались не лучше. Слишком ранний первый пит-стоп не позволил не только опередить напарника, но и заставил пропустить Райкконена, а после второй волны в очной борьбе на трассе и Боттаса. Понимая, что выше пятого места при равной тактике с финнами не прыгнуть, Себ решился на третий пит-стоп (что, с одной стороны, логично, учитывая, что второй был на середине дистанции, но, с другой стороны, не очень, ибо Кими останавливался на свой финальный пит-стоп еще кругом ранее).

Так или иначе, максимум, чего удалось действующему чемпиону, это вернуться на пятое место, одного за другим обогнав дуэт McLaren и Алонсо. И это неплохо, учитывая, что в отличие от Росберга опциональный комплект на финишный спурт был неновым, и, уходя на предпоследний круг в борьбе с Магнуссеном, Себ получил ощутимый удар от Фернандо в La Source. К счастью, в отличие от пилотов Mercedes поломка антикрыла одного не вызвала прокол у другого конкурента…

Антигерой

Кевин Магнуссен сравнял счет с чемпионским напарником по квалификациям и боевито оставил позади в четверти секунды в гонке. Однако постфинишное расследование и пенальти в 20 секунд указали дебютанту на место, отправив датчанина с 6 позиции на 12.

Упустив на старте реактивного в Бельгии Райкконена, Кевин всю гонку опережал Баттона, а после первой волны еще и оказался отгорожен от напарника Ferrari Алонсо, который отбывал 5-секундный штраф за позднее вмешательство механиков на прогревочном круге (Фернандо еще повезло, что в этом году появился такой эквивалент штрафа, ибо механики Ferrari также завозились с Кими на стартовой решетке Монако'08, и тогда это стоило проезда по пит-лейну). За четыре круга до финиша в квартете Магнуссен-Алонсо-Баттон-Феттель стало по-настоящему жарко, и пилоты вчетвером бок о бок прошли прямую Kemmel!

Потенциальное преимущество имел чемпион четырех последних лет, поскольку у него был быстрейший болид и бонус в виде дополнительного комплекта опциональной резины, однако Себастьян был в этой группе последним. Запахло жареным, когда Баттон прошел Алонсо в Les Combes и сразу же пошел в красивую атаку на Магнуссена по внешней траектории Rivage. Однако Кевин подставил напарника, выдавив с трассы, и выставил Баттона в роли «мальчика для битья», как это сделал Алонсо с Массой здесь же в 2011 году.

На следующем круге ситуация точь-в-точь повторилась с Фернандо, который по внешнему радиусу Rivage немногим ранее уже опередил Переса. Только испанца Магнуссен выдавил еще более жестко, за что и получил послефинишную прибавку ко времени, лишившую Кевина 8 очков. Третьим на очереди был Феттель, и датчанину не удалось провернуть тот же трюк с четырехкратным чемпионом, что удалось с однократным и двукратным, ибо Себастьян сразу действовал очень агрессивно и, не дожидаясь Rivage, атаковал дебютанта уже на стартовой прямой.

Аутсайдером в квартете оказался Алонсо, повредивший передний спойлер о Феттеля и ставший жертвой Баттона на последующей прямой Kemmel. Примечательно, что, проиграв дуэль Дженсону, Фернандо так замедлился, что уступил McLaren почти 7 секунд меньше чем за круг!

Впрочем, единственным по-настоящему проигравшим стал Кевин, ведь борьба с чемпионами закончилась для него не только лишением очков, из-за которых он не смог опередить в чемпионате Массу и пропустил Райкконена, но и штрафными баллами, удвоив счет которых Магнуссен сравнялся с лидерами рейтинга нарушителей – Бьянки и Мальдонадо.

Впрочем, даже неудача новичка не остановила McLaren, ведь Дженс переместился на 6 строчку и за счет дополнительной пары баллов вывел команду из Уокинга вперед Force India в принципиальной борьбе за 5 место второй год подряд. Попутно Кевин сделал подарок Даниилу Квяту, подарив россиянину вдвое больше очков, чем тот рассчитывал, финишировав 10-м. Таким образом, уфимец сравнялся с Романом Грожаном и все ближе подбирается к напарнику, контракт с которым на 2015 Toro Rosso не продлила, пригласив 16-летнего сына Йоса Ферстаппена.

Также «бонусное» очко получил впервые в карьере (технические проблемы Монцы'12 в расчет не берем) не прошедший во второй сегмент квалификации Хюлькенберг. Несмотря на блестящий первый круг, в ходе которого немец отыграл 6 позиций, до финиша Нико так и не смог опередить своего напарника, стартовавшего на 5 мест впереди. Хюлькенберг уткнулся в Квята, который, в свою очередь, пытался достать Переса, но в итоге трио так и финишировало с россиянином в обрамлении Force India.

 Гран При Бельгии'13

Гран При Венгрии'14

Первое в истории мировое гоночное шоу в Нижнем Новгороде