«Феррари» представила данные телеметрии с Гран-при Венгрии
Телеметрия является одним из главных аспектов при работе с машиной в современной «Формуле-1». Сотни датчиков каждую секунду контролируют все параметры работы машины на трассе и отправляют их в центр приема и обработки телеметрических данных. В дополнение к мониторингу систем болида, полученные данные используется для улучшения времени круга.
Обычная процедура в данном случае – сравнение показателей пилотов одной команды на круге. В результате становится ясно, в каком месте трассы гонщик быстр, а где – может прибавить.
Основные параметры
После Гран-при Венгрии команда «Феррари» представила телеметрию с обеих машин. Скорее всего, речь идет о данных с прошлогоднего этапа на «Хунгароринге». Джулиано Сальве, инженер из отдела данных, рассказал о процессе работы.
«Прежде чем я начну объяснение, давайте сначала рассмотрим, какие данные отображаются на графике. В первой строке показаны выбранные передачи. Вторая – положение рулевого колеса: если график прямой, значит, гонщик едет по прямой, если график идет вниз, значит, пилот поворачивает направо и наоборот.
Третья строка обозначает использование DRS. Как видно из графика, на «Хунгароринге» две зоны DRS – на главной прямой и после первого поворота.
Четвертая строка описывает использование педали акселератора. Обычно здесь два графика – работа педалью газа гонщиком и электронной системы управления. В данном случае гонщик начинает круг с полностью открытой дроссельной заслонкой, потому что едет по прямой, а не, скажем, выезжает с пит-лейн.
Пятая строчка – скорость машины. Один график идет вверх, другой – вниз. Это зависит от скорости и использования педали тормоза. Можно заметить, что во второй половине круга скорость не такая высокая, как была в начале.
Следующая часть очень важна – динамометрический показатель, который демонстрирует положение болида на трассе. Этот пункт очень важен, если вы хотите понять разницу прохождения круга двух пилотов.
Седьмая строчка – работа тормозов. Восьмая – перегрузки.
Следующая строка показывает направление ветра. Этот параметр постоянно держится под контролем, так как машина настраивается в соответствии с погодными условиями, в зависимости от направления ветра – бокового или фронтального. Очередной график показывает положение планки днища, т.е. высоту машины по отношению к асфальту.
Ну и, наконец, последний пункт – работа системы KERS, а ныне ERS.
Сравнение телеметрии двух пилотов
В «Феррари» не указали имен пилотов и не предоставили данных о времени прохождения круга. Однако инженер данных Джулиано Сальве дал определенное представление.
«Данные двух гонщиков обозначены красной и синей линиями. Изображения, как мы видим, практически идентичные и отличаются незначительно. Но если присмотреться к данным работы педали газа, тормоза, уровню скорости, то можно заметить интересные различия.
По графику видно, что в первом повороте гонщик, обозначенный красной линией, тормозит сильнее, но раньше нажимает на газ после этого. Гонщик, обозначенный синей линией, обладает более мягким стилем пилотирования – он тормозит раньше и теряет при этом меньше скорости.
В графике работы педали газа и тормоза обычно есть дополнительная линия, позволяющая сравнить время прохождения круга двух гонщиков. Инженеры сравнивают эти значения, чтобы достичь наилучшего результата. Речь иногда идет в разнице в несколько тысячных долях секунды, но улучшение может помочь прибавить на круге в общей сложности на секунду, а это очень важно».
\
это телеметрия массы, синий ехал быстрее:)