4 мин.

Больше никакого рок-н-ролла

Есть несколько вещей, которые постоянно изобретают заново. Нет, я не о велосипеде или там зубной щетке, хотя если покопаться в патентах… Довольно весело наблюдать за тем, как критики придумывают названия для стиля, в котором играют Coldplay и, скажем, Oasis, забывая о том, что все, что они играют, когда-то было придумано Джоном и сэром Полом. Но совсем не забавно смотреть, как меняется Ф1. Похоже, что Берни помнит, как раньше в Ф1 было весело, и ему не нравится, что теперь это большой офис центрального банка. Согласен, что Ф1 «уже не та», но и сам Берни, пытающийся заново изобрести рок-н-ролл способами а-ля Need For Speed, тоже «уже давно не тот», что символизирует.

Ну да ладно, надеюсь, рано или поздно Королева вернется на исходный трон – в том смысле, что спонсоры однажды поймут, что нанимают не кассиров за операторской стойкой, а платят личностям за харизму. Пилоты не должны читать свои речи по бумажкам, которые кто-то пишет за них, они не президенты на саммите Г-8. С другой стороны, больше кабалы – больше денег, но тут уж пусть каждый решает сам. В конце концов, раз ты такой взрослый, чтобы ввинчиваться в поворот на скорости под 200 киловетров в час (это не опечатка), при этом атакуя какого-нибудь чемпиона мира, то у тебя должно хватить мозгов самому сделать правильный выбор, нет?

К чему я это все. В сезоне-когда-никто-так-и-не-смог-догнать-Баттона, был-таки один момент рок-н-ролла, и я это не о пресс-релизах Red Bull, которые тем не менее приятно читать. Всего-то третий раз в истории Ф1 первые две ступени подиума заняли Кими Райкконен и Джанкарло Физикелла. Узнав об этом, мой чайник перегорел от счастья. Когда я вознамерился сказать пару слов о втором сезоне в истории Force India, первое, что я вспомнил – Бразилия-2003 и Бельгия-2010.

Немного грустно понимать, что этот единственный момент не был специально создан менеджментом команды (о да, даже у Force India есть менеджмент, общающийся среди себя посредством электронных писем, начинающихся со слов «Сэр! В ответ на Ваши инструкции…»). Как многие в курсе, настоящая искренность – это не плод сотни наемных работников, чьих имен никто не знает. Я помню, как Виджей Малья купил многострадальный Midland/Spyker/Unknown_Name/ (нужное подчеркнуть) и заявил, что собирается воссоздать рок-н-ролльную атмосферу, в коей не было равных эксцентрику Эдди. И одно из первых решений Мальи было - увольнение Майка Гаскойна. Самого честного и искреннего человека в команде с ядовито-желтых времен, который, между прочим, создал в 1999 году отличную машину и до сих пор считается одним из самых талантливых конструкторов Ф1. Такой Ник Хайдфельд среди инженеров. Итак, Малья не совсем готов к тому, чтобы ему говорили правду в лицо. Не уверен, что здесь есть связь с тем, что в истекшем сезоне Force India была лидером по числу просроченных платежей по контрактам, но и отвязаться от этой мысли тоже не могу.

(реплика в сторону – почему-то вспоминается нобелевский лауреат премии мира, подписывающий за ланчем приказ об отправке ЕЩЁ 13000 солдат в Афганистан. Надеюсь, Виджей лучше воспитан).

Впрочем, к чести предприимчивого индийца, в нем издалека виден преданный фанат автогонок (не такой харизматичный, как Эдди Джордан, ударник группы V10, но очень старательный), и в этом году, сделав парадоксальную ставку на пару быстрых трасс, команда наконец-то ушла с последнего места в Кубке.

Однако босс команды запоминается не только тем, как он себя ведет на пит-лейне, какие джинсы он носит (когда это было в последний раз?), какие надписи размещает над диффузорами своих болидов и даже не своими кадровыми решениями. Босс Ф1 – это кузнец гоночных судеб. И лучший пример тому – не Лука ди Монтеземоло (да-да-да, Шумми, Кими, Алонсо…), а как раз таки Эдди.

Разве что сэр Фрэнк может с ним поспорить – хотя Уильямс и славился нежеланием брать в команду новичков, его дебютанты были о-го-го – Вильнев, Баттон, Монтойя, Росберг.

Имена, которые я сейчас перечислю, любой может найти и без этого поста на первой же ссылке гугла по поводу Эдди Джордан. Но я люблю рок-н-ролл, я помню осколки той атмосферы, и хочу вспомнить, каких людей привел в Ф1 этот ирландец, которому однажды осточертело быть банковским клерком (с чего бы это?).

Мартин Брандл. Джонни Херберт. Жан Алези. Михаэль Шумахер. Рубенс Баррикелло. Эдди Ирвайн. Ральф Шумахер. Джанкарло Физикелла. Хайнц-Харальд Френтцен (хоть и начал и закончил не в Jordan, но наибольших успехов добился здесь). Ярно Трулли. Такума Сато. Тимо Глок.

Новые команды, да еще в таком количестве, - конечно, глоток свежего О2 для Ф1. Чего стоит хотя бы это уже легендарное «пари о стюардессах»! Кстати, я бы поставил на команду Брэнсона:) Виджей Малья тоже пока в самом начале пути, и пока никого нового на Большой цирк он не вывел. Тем не менее, он стал единственным после Эдди, кому удалось удержать эту команду на плаву больше года. Поэтому, видя, как результаты медленно, но все же растут, я рад за Force India (хотя не понимаю этого названия). Упасть вниз – это быстро. Подниматься обратно трудно и долго – взгляните на Renault.

Время идти дальше, и надеюсь только, что песня Васильева, название которой озаглавило этот пост, не станет гимном Force India – и Ф1.

Тепла вам!

P.S. а кстати, как вам рок-группа в составе: Дженсон Баттон (вокал), Тимо Глок (клавиши), Эдди Джордан (ударные), Жак Вильнев (гитара, вокал, тексты) и кто-нибудь на басу – скажем, Масса или Баррикелло?:)