7 мин.

«Смена лидера». Кто обгонит «Мерседес» - Феттель или Риккардо?

Первый европейский этап сезона на редкость не внес корректив в расстановку сил в пелетоне. Однако Гран При Испании явил миру первую и долгожданную смену лидера чемпионата. Заводская команда Mercedes по-прежнему непобедима, выиграв все гонки текущего сезона и завоевав четвертый дубль подряд. В квартете минувших Гран При пилот-победитель всегда был неизменен, и, наконец, после пяти этапов с сотней баллов в активе Льюис Хэмильтон впервые за два года возглавил личный зачет.

Триумфаторы

Барселона своими быстрыми поворотами и требовательностью к аэродинамике традиционно служит лакмусовой бумажкой для определения конкурентоспособности пелетона, демонстрируя лучший болид и обнажая изъяны конкурентов. Mercedes успешно прошел этот нелегкий тест, привезя 49 секунд ближайшему преследователю. Такого преимущества в 2014-м еще не было…

Пилоты доминирующей команды, как и в Бахрейне, финишировали в непосредственной близости. Однако перманентное лидерство Хэмильтона поистине убивает интригу. Росберг пока так и не смог бросить ему перчатку. Не будем забывать, что выездной квартет Гран При Нико возглавлял чемпионат только вследствие отказа цилиндра на старте в Мельбурне у Льюиса. В действительности же немец лишь раз оказался быстрее англичанина.

Это было в Бахрейне, где Росберг единственный раз вырвал поул у напарника. Однако старожил команды проиграл Льюису уже на старте и за всю гонку, имея преимущество в чистой скорости,  сломить сопротивление чемпиона мира так и не сумел…

Что ж, Монако будет для Нико решающим. В прошлом году он смог пролидировать весь Гран При, предварительно вырвав поул у Хэма в квалификации. Впрочем, и в Испании в 2013-м Росбергу удалось на всех фронтах переиграть партнера. Но в этом году все изменилось. Льюис приспособился к машине, Льюис не дрогнул, несмотря на постоянный психологический прессинг внутри команды. И, если говорить прямо, то вся борьба на «Каталунье» между партнерами по Mercedes притянута за уши. Хэмильтон пилотировал в более экономичном режиме, расходовал меньше топлива и даже при двух лишних секундах в боксах, потерянных на двух пит-стопах относительно Росберга, не давал никаких шансов Нико войти в зону DRS. И даже разница в составах резины, сулившая отыгрыш немца на финальном отрезке обернулась лишь тем, что напарники финишировали близко. Росберг даже не успел совершить атаку…

Вторая сила

Red Bull продемонстрировала, что шасси у команды традиционно одно из самых лучших. По совокупности возможностей болид-мотор они традиционно в этом году уступали только Mercedes. И уже абсолютно привычно темп команды задавал новичок Red Bull Даниэль Риккьярдо, который в отличие от Бахрейна не был наказан 10 позициями и имел возможность стартовать с завоеванного в квале 3 места. Увы, не менее традиционно австралиец проиграл старт, выпустив вперед Боттаса. Это и определило гордое одиночество Даниэля на большую часть дистанции – чтобы опередить Williams, достаточно было провести первый пит-стоп пораньше. Отставание от лидера было уже 20 секунд, и на последующие 52 круга Риккьярдо был предоставлен самому себе.

Себастьян Феттель продолжил примерять на себе непривычную по предыдущим четырем сезонам роль неудачника. Замена шасси, как и в 2010 в Турции, принесла эмоциональный подъем немцу, однако машина сломалась в первой же тренировке, из-за чего впоследствии была пропущена вся пятница. Затем коробка передач приказала долго жить уже на первом круге в суперпоуле. В результате, получив штраф в пять позиций за ее замену, Феттель стартовал 15-м.

Cеб был стабильно быстр, избрав агрессивную стратегию трех пит-стопов (в отличие от прошлого года Pirelli сделала hard и medium близкими и равно жесткими, что позволило провести гонку с двумя пит-стопами вместо четырех), немец показал лучший круг и провел поистине блестящий финальный отрезок, раскрыв потенциал Red Bull. Наглядно сравнение с Массой, шедшего на той же стратегии. На 38 круге Феттель уверенным маневром перетормозил бразильца в повороте SEAT и умчался в точку. Обоих пилотов еще ждал финальный пит-стоп, и на 40 круге они занимали 7 и 8 позицию. Однако блестящий темп Red Bull вкупе с выверенной стратегией позволили Себастьяну опередить Алонсо за счет на круг более ранней смены резины, а затем и Боттаса, благодаря более свежей резине (которой Феттель обладал в двойном размере в результате субботних проблем). Как итог: Себ – 4-й, а Фелипе – 13-й!

А ведь непосредственно перед пропуском Феттеля Масса едва не оказался впереди Алонсо, когда испанец выезжал со второго пит-стопа…

Так или иначе, «вторые номера» Red Bull и Williams успешно разгромили более маститых и титулованных напарников. Риккьярдо завоевал первый (после дисквалификации на Родине) подиум, а Боттас лучший в карьере четвертый результат.

Герой

Роман Грожан, чья команда практически пропустила межсезонные тесты и растеряла ключевой состав персонала, сотворил настоящее чудо, показав в квалификации пятое время. Менее двух месяцев ранее этот болид проигрывал пропасть всем машинам конкурентов.

Феноменальный француз стартовал настолько блестяще, что едва не обогнал стоявшего на ряд впереди Риккьярдо и уверенно опережал пару Ferrari вплоть до 25-го круга. Однако тут подвел партнер британской команды – в области надежности Renault не сделала того шага вперед, который продемонстрировал Lotus. Уже на старте силовая установка продемонстрировала себя не лучшим образом, когда аналогичный гибрид Renault на болиде Red Bull позволил быстрее ускориться после провального старта. На втором отрезке же силовой агрегат просто стал терять мощность, работая не в полную силу. В результате Грожану пришлось пропустить дуэт Ferrari без боя и довольствоваться лишь 8-м местом. Стоит лишь поражаться стойкости Романа, сумевшего уверенно довести с минимальной потерей темпа свой неполноценный болид. Француз удержал позади себя лучшую из Force India Переса, не пустив на финише мексиканца в зону DRS.

Неудачники

Scuderia Ferrari в отличие от блестящей прошлогодней гонки в Барселоне была явно не в своей тарелке. Причем уровень был далек даже до показателей предыдущего Гран При Китая, где Алонсо удалось сотворить чудо, порадовав подиумом приход к руководству Матиаччи. На это раз действующий победитель Гран При Испании уступил в квале даже своему напарнику.

В отличие от Бахрейна Кими не провалил старт и уверенно удерживал Фернандо позади себя. Однако в Ferrari сделали нечто подобное, что сотворил здесь же Росс Браун в 2009 году, сменив тактику идущему следом фавориту команды. Только в отличие от лидирующих Brawn переход был осуществлен не с трех на два пит-стопа, а наоборот. В результате, уходя на четвертый отрезок, Алонсо хватило 9 кругов, чтобы догнать и после нескольких перекрещиваний траекторий обогнать упертого напарника в борьбе за 6 место. Имея дефицит скорости в 0,7 секунды на круге, расстроенный Кими проиграл Фернандо 13 секунд на финальных четырех витках и уступил лидеру круг. Это отчетливо демонстрирует, насколько пока далеко от эталона шасси Ferrari…

McLaren

Некогда топовый клиент Mercedes гонка за гонкой превращается в главного аутсайдера. Третий этап подряд команда из Уокинга остается без очков и после лидерства в Кубке Конструкторов на первом этапе опустилась уже на 6 место, вслед за пропущенной в Шанхае Ferrari уступив теперь и Williams.

Отныне McLaren – худший клиент «серебряных стрел»! Кевин Магнуссен не продемонстрировал той впечатляющей скорости, которая позволила выиграть обе гонки в прошлом году здесь в Мировой серии Рено. Уступив 6 позиций в квалификации напарнику, датчанин на первом круге пропустил еще и Феттеля, причем с контактом, аналогичным стычкам с Райкконеном в Малайзии и Бахрейне. Благо, без последствий.

Благодаря упущенным напарником на старте 5 позициям Магнуссен смог серьезно не отстать от лидера коллектива и финишировал непосредственно позади Баттона. Однако команде явно от этого не легче, ведь до очков и худшей Force India оставалось еще 4,5 секунды…

Индийскую команду, кстати, также вполне можно записать в когорту неудачников и ее лидера Хюлькенберга, уступившего в очной дуэли Пересу, туда же. Это был самый слабый уик-энд команды из Сильверстоуна, и, замкнув очковую зону, дружина Малльи подтвердила, что второе место в Кубке Конструкторов после Бахрейна было случайным. Борьба, судя по всему, вновь, как и в прошлом году, завяжется с ослабевшим McLaren.

Резюме

Команды так и не уехали из Барселоны, проводя вторые сезонные тесты. Сверхнизкая скорость новых болидов F1 (на уровне прошлогодних WSR 3.5) на Гран При была отчасти следствием сверхжесткой резины. На supersoft Макс Чилтон (!) возглавил первый день тестов, сняв со своего квалификационного результата три секунды.

Далее Формула 1 отправляется в Монако, где мощность мотора играет самую последнюю роль, а совершенство шасси выходит на самое видно место. Чем не шанс Red Bull переломить ход сезона? Только, кто это сделает: Феттель, лишь раз опередивший напарника по ходу чемпионата, или же Риккьярдо, который не видел ничего лучше отобранного в Австралии «серебра»?