20 лет спустя. Каким мир запомнил Айртона Сенну
1984 год. После победы в британской «Формуле-3» Айртон провел серию тестов с командами «Формулы-1», однако не попал ни в «Уильямс», ни в «Брэбэм», ни в «Макларен». Бразильца приютил «Тоулмен», но проявить себя за рулем скромной машины Сенне удалось лишь во время необычных условий – в дождевом Гран-при Монако.
1985 год. Потрясающий пилотаж в дождь стал визитной карточкой Сенны – болельщики знали, что на влажной трассе удержать этого парня позади практически никто не мог. Первая победа на Гран-при Португалии была добыта именно в дождь. Интересно, что пилотировать в таких условиях Айртон научился в картинге – после часов тренировок на залитом водой треке.
В 1986 году Айртон заставил «Лотус» сосредоточить все усилия именно на его машине, и это позволило британской команде наконец-то включиться в борьбу за чемпионский титул. Победа на втором этапе в Испании была добыта с минимальным преимуществом над Найджелом Мэнселлом в 0,014 секунды.
После первой половины чемпионата Сенна лидировал в общем зачете, однако на финише сезона соперники из «Уильямса» и лучший пилот тех лет Ален Прост оказались впереди.
В 1988 году ради шанса бороться за титул Сенна перешел в одну из лучших команд «Формулы-1» – «Макларен». В том сезоне у коллектива из Уокинга были не только отличное шасси и двигатель, но и самые крутые гонщики. Результат – лучший сезон в истории конюшни – 15 побед Сенны и Проста в 16 гонках. Чемпионский титул в непростых условиях на Гран-при Японии выгрыз бразилец.
1989 год. Имола. Именно здесь началась война между Айртоном и Аленом. Никто не хотел уступать.
К концу сезона отношения между пилотами «Макларена» испортились окончательно. На стороне француза были автоспортивные чиновники, на стороне бразильца – Рон Деннис. После столкновения на Гран-при Японии Айртон сумел продолжить гонку и даже победить, но затем был дисквалифицирован.
В 1990 году у бразильца появился новый напарник – Герхард Бергер, ставший также и лучшим другом. Австриец не раз подчеркивал, что старался превратить очень серьезного напарника в более веселого человека.
В конце сезона Сенна отомстил ФИА и Просту за историю прошлогодней давности, взяв второй чемпионский титул в первом повороте «Сузуки».
1991 год. Четыре победы со старта первенства, первый успех на домашнем Гран-при и, конечно, знаменитые кадры. В роли таксиста на Гран-при Великобритании – Найджел Мэнселл.
Одна из самых эпичных фотографий в истории «Формулы-1» – борьба Сенны и Мэнселла на Гран-при Испании. Несмотря на то, что «Уильямс» заметно прибавил в скорости, чемпионат вновь выиграли Сенна, «Макларен» и «Хонда».
1992 год. Айртон учит уму-разуму молодого Михаэля Шумахера.
1993 год. Как и год назад, лучшая машина снова у «Уильямса». Прост – главный (и единственный) претендент на чемпионский титул, но в отдельных гонках Сенна творит чудеса. Пилотаж в Донингтоне – один из лучших в карьере бразильца.
Ноябрь 1993-го. Гран-при Австралии. Последняя победа и последний подиум Сенны в «Формуле-1».
1994 год. Черный уик-энд в Имоле. Сенна наблюдает за фатальной аварией Роланда Ратценбергера в квалификации.
На следующий день оборвалась жизнь лучшего гонщика планеты Земля.
Похороны в Сан-Паулу.
Бруно Сенна, племянник трехкратного чемпиона мира, высот дяди не достиг, хотя в детстве был им высоко ценим.
Спустя 20 лет после гибели Айртона люди по-прежнему не сдерживают эмоций. Болельщики со всего мира встречаются в Сан-Паулу и Имоле, чтобы почтить память легенды.
Фото: /Getty Images/Mike Powell, Grand Prix Photo, Rainer W. Schlegelmilch; REUTERS/Masaharu Hatano; /Getty Images/Rainer W. Schlegelmilch, Pascal Rondeau/Allsport, Pascal Rondeau, Pascal Rondeau, Pascal Rondeau/Allsport, Rainer W. Schlegelmilch, Bongarts; REUTERS/Will Burgess; /Getty Images/Dario Mitidieri, Anton Want/Allsport; REUTERS; REUTERS/Sergio Moraes, Paulo Whitaker, Paulo Whitaker
До сих пор боль не прошла от того, что его больше нет.
Вечная память....
У меня в тот вечер слезы лились сами собой...
После Имолы мой интерес к Ф1 сошел на нет. Практически перестал смотреть.