Сезон подкрался незаметно
Прошла уже почти неделя со старта 65 чемпионата мира по автогонкам в классе Формула 1, но результаты гонки по-прежнему находятся в подвешенном состоянии. Искренне хотел дождаться решения по вопросу Риккьярдо, но дело с датчиками расхода топлива слишком затянулось…
Если говорить о самой «новой эре», как ее сейчас модно называть, то Формула 1 не так серьезно изменилась эстетически, как, например, в радикальном 2009. Напротив, сейчас был сделан шаг назад в сторону снижения слишком широких передних антикрыльев и носовых обтекателей, ставших слишком высокими. Теперь Lotus напоминает «саблезубый» Williams FW26 эпохи заката славы британской команды, а остальные машины стали ближе к еще более древним болидам начала девяностых годов.
«Вздернутых носов» переднего обтекателя, прародителем которых стал гениальный Харви Постлтуэйт в обозримом будущем мы не увидим. И, на мой взгляд, так болиды стали даже изящнее.
Однако, если взглянуть на другую составляющую изменения технического регламента – двигатель внутреннего сгорания и всерьез усложнившийся силовой агрегат – F1 изменилась просто до неузнаваемости. И изменилась в худшую сторону. Полагаю, я не единственный, кто ценил Формулу 1 прежде всего за неистово визжащий звук многоцилиндрового мотора, который итак потерял часть своего лоска при переходе с V10 на V8 в 2006 году. Однако теперь цилиндров стало еще на два меньше, а рабочий объем стал и вовсе как у типичной современной малолитражки вроде Lada Kalina. И это в самом элитном классе автогонок в мире.
Добавьте к этому абсолютно тишайший звук, который легко затмит, как болид DTM, так и болид любой младшей гоночной формулы. Печально, что и мощность с турбодвигателями в отличие от эпохи 80-х, когда они были лишь полуторалитровыми, еще и всерьез упала, и теперь составляет лишь 600 л.с. Меньше, чем в GP2. Естественно, меньше, чем в американском IndyCar… Ничего не поделаешь при столь жестких ограничениях, каждое из которых еще более ограничивает другое.
Это просто издевательство. Представьте себе, что теперь турбомоторы не имеют ограничения по степени наддува. Мощность не ограничена, подумаете Вы? И, правда, три десятилетия назад с 1500 кубиков снимали по полторы тысячи кобыл. Однако сейчас еще более ограничили обороты – на отметке в 15000. Всего лишь три тысячи дефицита по сравнению с последней редакцией технического регламента на «атмосферники», подумаете Вы? Однако следующая поправка уничтожает и эти цифры. Расход топлива ограничивается ста литрами в час на оборотах, начиная с 10,5 тысяч. Таким образом, дальше крутить мотор с целью увеличения мощности смысла просто нет.
Конечно, хотелось бы найти утешение в дополнительных резервах мощности, которым является установка ERS, обеспечивающая 160 л.с., что вдвое больше KERS –системы рекуперации кинетической энергии, предшественницы нынешней установки. Однако, как Вы понимаете, система, накапливающая кинетическую и тепловую энергию, не сможет отдавать её на протяжении всего круга.
Со всеми этими изменениями не столь важным стал талант гонщика, сколько эффективность силового агрегата и его надежность. Формула 1 сделала большой шаг назад в прошлое столетие, когда успех команды зачастую определял не пилотаж гонщика, а удача.
В первом Гран При 2014 года в классификацию попало 13 болидов. Из 22. Дисквалифицированный Риккьярдо и финишировавший, но не классифицированный из-за позднего старта Бьянки могли бы увеличить эту цифру до 15. Что все равно поражает, особенно учитывая, что львиная доля сходов была по техническим причинам…
Победитель
Нико Росберг выиграл лишь четвертую гонку в карьере, однако это тот самый случай, что произошел с Баттоном в прошлом революционном сезоне 2009, когда все успехи явно еще впереди. Дженсон, кстати, был в таком же возрасте и, воспользовавшись техническими проблемами титулованного напарника, взял лидерство на себя и к единственной победе в карьере быстро добавил шесть. Ничто не мешает Нико сделать это сейчас, вернув должок Хэмильтону за проигрыш в прошлом сезоне. Прямо зеркальное отражение сражения Баттона и Баррикелло. Кстати, в той же команде. Только без Брауна и с другим названием. И, полагаю, это многое меняет в возможности вести борьбу внутри команды.
Это не обещает легкой жизни Росбергу, однако, пролидировав от старта до финиша и показав лучший круг, Нико уже имеет преимущество в 25 баллов над своим партнером по команде. Преимущество Mercedes в Альберт-Парке было просто колоссальным и легко конкурировало с дебютом Brawn GP, а также доминированием Феттеля в 2010-м.
Счастливчики
McLaren
Не располагая лучшими болидами, пилоты команды из Уокинга в красивом стиле сумели вывести McLaren в лидеры Кубка Конструкторов! Двойной подиум в первой же гонке после отсутствия пьедесталов в прошлом году – просто поразительный успех. Замена Переса на Магнуссена абсолютно оправдалась, и Кевин всю гонку продержался на подиумной позиции, хотя так и не реализовал преимущество более чем в 20 км/ч над Red Bull Риккьярдо.
Но, как оказалось, обгонять и не нужно было, ибо, согласно датчику FIA, расход топлива на болиде австралийца в какие-то моменты превысил лимит 100 л/ч. Таким образом, сын Датского динамита взял «серебро» уже в дебютной гонке, чего не удалось его более одаренному отцу за всю карьеру.
Чемпионскому же напарнику Кевина после желтых флагов в квалификации пришлось остаться во втором сегменте и стартовать лишь 10-м, что подразумевало серьезную нацеленность на борьбу. Дженсон не лучшим образом начал гонку, уступив на старте виновнику своего квалификационного провала Райкконену и его соотечественнику Боттасу.
Однако, проскучав позади Квята первый отрезок, Баттон сделал свой коронный шаг, заехав в боксы, едва пейс-кар вышел на трассу. Англичанин так рисковал, что едва не врезался в ограничительный столбик при въезде на пит-лейн. Решение свернуть в боксы было очень быстрым, и на раздумье Дженс имел не более 6 секунд. Но риск британца оправдался, и дуэт Toro Rosso с Райкконеном остались позади. На второй волне Баттон повторил трюк с более ранним заездом в боксы, в результате чего выиграл еще пару позиций, оставив не у дел Хюлькенберга и Алонсо. А после дисквалификации Риккьярдо Дженсон завоевал свой долгожданный 50-й подиум.
Антигерои
Камуи Кобаяши
Японский гонщик смог после пропущенного сезона вернуться в Формулу 1 и, оказавшись пилотом аутсайдерского Caterham, даже сотворить чудо в виде выхода во второй сегмент. Однако дебют за малайскую команду оказался коротким – Камуи лишился задних тормозов и на пути к первому повороту гонки в стиле камикадзе вынес одного из претендентов на самые высокие награды…
Кими Райкконен
Финн крайне блекло вернулся в Scuderia. Во время своего дебюта за итальянцев Кими выиграл гонку, а затем и титул. В прошлом году на Lotus победил здесь даже при старте с 7 позиции. А сейчас… не вышел в суперпоул, позорно разбив болид и сложив полномочия на 12 месте, а затем невнятно выступил и в гонке. Даже блестящие первые круги, когда Кими нивелировал гандикап в 5 позиций от напарника, не позволили финну заявить о себе.
На Алонсо Райкконен надавить так и не сумел, зато своего молодого соотечественника из Williams пропустил аж дважды по ходу гонки. Конечно, Кими просто фатально не везло, и на его болид зачастую даже не доходил сигнал о возможности активации DRS, в результате чего гонщик терял на прямых. Однако проблемы с электрикой были и у Алонсо, а чрезвычайное гранулирование передней резины сказалось больше всего именно на Райкконене…
Максимум, чего удалось достичь Кими, это соответствующее его номеру седьмое место, которое он завоевал под занавес Гран При, воспользовавшись ошибкой Верня в Ascari.
Неудачники
Льюис Хэмильтон
Британский триумфатор 2008 года в третий раз в карьере стоял на поуле в Австралии, однако повторения чемпионского сезона не получилось, и в худших традициях нереализованного поула 2012 года Льюис упустил старт напарнику и Red Bull.
Однако и это оказалось только началом, ибо мотор на болиде Хэмильтона работал без одного цилиндра, и, оказавшись легкой добычей Магнуссена и Хюлькенберга, Льюис вынужден был бесславно сойти.
Williams
Болиды британцев впервые за последние 10 лет оказались способны не только эпизодически бороться за очки, но и претендовать на уверенный подиум, уступая лишь Mercedes. Однако подопечные Железного Фрэнка упустили свои возможности: Масса стал жертвой Кобаяши в шикане Jones, а Боттас из-за собственной ошибки принес в копилку Williams лишь 10 баллов.
Хочу заметить, что всех неприятностей британцам можно было избежать, сумей они сохранить свой изумительный темп и в дождевых условиях квалификации. Ведь стартуй Фелипе с первых линий, Caterham даже без задних тормозов в первой шикане достать его не смог бы. Боттас же самолично собрал просто все возможные проблемы, сначала получив штраф в 5 позиций на старте за смену коробки передач, а затем пробив заднее колесо в погоне за Алонсо.
В остальном финну сопутствовала удача, ибо, оказавшись на трех точках опоры в суперскоростном Golf Course Sweeper, он без повреждений днища и подвески добрался до боксов, а вышедший следом пейс-кар свел на нет выросшее более чем до минуты отставание от лидера.
В результате Вальттери пересек финишный створ позади того же Алонсо. Но не будь хотя бы той ошибки с контактом бетонной стены, и Боттас завоевал бы первый в карьере подиум…
Резюме
Шесть болидов в топ-тен и оккупированный подиум – итог демонстрации силы моторов Mercedes в Мельбурне. Чем ответит Сепанг с двумя километровыми прямыми и большой нагрузкой на моторы? Полагаю, ответ Хэмильтона и Williams не заставит себя ждать.
Однако главный итог новой эры печален – болиды F1 стали чудовищно медленными и неконкурентоспособными. В Мельбурне за всю историю проведения гонок только в дебютном сезоне, в 1996-м, болиды Королевы автоспорта были еще тихоходнее…
Всего-то четыре секунды до старых болидов. Возможно, уже к концу этого сезона отыграются, а если нет, то к следующим уж точно. Новые болиды можно во многом обвинять, но не в маленькой скорости, конечно, если не сравнивать с Феррари 2004 года.