6 мин.

Бразилиа. Главные гонки Айртона Сенны в «Формуле-1»

«Быть вторым – быть первым среди проигравших», Айртон Сенна

1

5. Монако, 1988. Старт – 1, сход – 66-ой круг, команда – «Макларен»

1988 – первый год Сенны в «Макларен», не первый год вражды с Простом. В Монако Айртон показывает феноменальное время и, по его словам, «максимально приближается к Богу» (за цитату его критикуют гонщики, но отстаивает Рон Деннис: кто мы, чтобы запрещать кому-либо во что-либо верить?).

15 мая Сенна пилотирует на близком божественном расстоянии (за Бога его в Бразилии и считают): в квалификации – рекорд 1:23,988, в гонке – лучший круг (1:26,321), и не сбавлял обороты. Пока на 66-м не врезался в перегородку.

Монако-88 – перелом, личный катарсис. Сенна исследовал возможности, веру и выиграл 6 из последующих 8 гонок, вместе с ними – чемпионат-88 (прорвавшись в финальном этапе с 16-го места).

После аварии в Монако он не смотрел награждение, не давал интервью; он 3 часа просидел в одинокой квартире.

2

Цитаты – «Он не хотел победить, он хотел уничтожить. В этом и была слабость», Ален Прост, победитель Гран-при Монако-88.

«В тот день я настолько приблизился к совершенству, что позволил расслабиться. Я допустил ошибку, я потерял уверенность, я снова начал борьбу», Айртон Сенна после Гран-при Монако, 1988 год.

4. Япония, 1989. Старт – 1, финиш – 1 (дисквалификация за нарушение 59-ой статьи регламента ФИА), команда  Макларен

3

Предельная простота: чтобы стать чемпионом Просту нужно, чтобы Сенна (партнер по команде) не набрал очков. На 46-м круге (шикана Касио), после столкновения  болидов «Макларена» (в боксах Прост предупредил Денниса, что пропускать никого не будет) – Ален сходит с гонки. Сенне помогают вернуться стюарды, но через поворотный путь. Это и есть нарушение 59-ой статьи. Подавая аппеляцию, Рон Деннис демонстрирует, что подобный грешок водился едва ли не за всеми пилотами класса  дисквалификацию получил только Сенна. В добавок к лишению гоночной лицензии на полгода.

За 5 кругов до финиша Айртону нужно отыгрывать гандикап от «Беннетона» Наннини  (Сенна повредил носовую часть болида, и во время пит-стопа мог перечислить в уме всех бразильских президентов). Нагнав итальянца с агрессией Ханта, Айртон финишировав первым, вновь, как в 1984, поднял руку вверх, наступив на те же грабли – грабли политики «Формулы».

Айртон действительно нарушил регламент, но строгость наказания удивила других. Балестр признал, что Сенна лучший гонщик в мире, но «даже лучший не в праве совершать глупые аварии на трассе». Аварии хватило Просту для титула. Отдыхая на Копакабане Сенна думал о завершении карьеры.

Благодаря тому, что не завершил («трудно было представить, что Сенна мог умереть в 70 от старости или болезни»), в 1990-м вернет Просту должок. В схожей манере.

7

Цитаты – «Правила мне известны, но никогда не знаешь, как их могут истолковать», Ален Прост, чемпион мира-89

«Есть только одни правила – мои правила», Жан-Мари Балестр, президент ФИСА.

3. Монако, 1984. Старт – 13, финиш – 2 (1), команда – «Тоулмен»

Начав гонку на машине, где «ничего нет» (слова комментатора «Глоуб») Сенна формально выиграл Гран-при – он первым пересек финиш. В своем 8-ом старте, при проливном дожде. Изюминка – обгон Лауды на сложном участке трассы. Уже в то время для Сенны не было сложных условий на треке, условия возникали в кабинетах Балестра.

Победу получит Прост: на 31 круге из-за погоды («все было как в тумане, сквозь который приходилось лететь на скорости ракеты») заезд остановят. На тот момент француз (что важно) шел первым. Каждый круг Сенна на «Тоулмене» привозил его «Макларену» по 3 секунды.

9

Цитаты – «Исключительная гонка», Джеймс Хант о пилотировании 24-летнего Сенны.

«Это политика», 24-летний Сенна после Гран-при Монако-84.

2. Австралия, 1993. Старт – 1, финиш – 1, команда  Макларен

9

В «Макларене» Сенна провел 5 лет и выиграл три титула (+тот, что был в объезд шиканы Касио). Деннис не мог ни о чем жалеть, Айртон не мог жалеть. Даже Просту было не обидно. На финальной гонке сезона они были на подиуме – Прост уходил, Сенна уходил в «Уильямс», Деннис оставался в Макларен. Эпохи менялись, уходя, Сенна бросил Рону – в памяти храни хорошее. Это легко, когда плохого было не много.

9

Цитаты – «Вступив в электронную войну – ты не можешь найти себе место. Электроника управляет машиной, не имеет значения, кто за рулем», Айртон Сенна, 1993.

«Никогда не поздно передумать», Рон Деннис Айртону Сенне, Гран-при Автралии, 1993.

1.Бразилия, 1991. Старт – 1, финиш – 1, команда «Макларен»

12

То, что кажется простым в «матчасти» (старт с поула, лидер 71 круг) стало очередным испытанием. Сенна не побеждал в Бразилии все 7 лет карьеры. В стране, живущей за чертой бедности, победа собственного гонщика была как победа в колониальной войне или возвращение национальной сознательности. Хоть и на время почетного круга.

За 13 кругов до конца – дождь. За 7 – отказ коробки передач, остаток пилотирует на 6-ой.

После финиша из-за мышечных спазмов гонщик теряет сознание; спустя время, превозмогая финальную боль, поднимает трофей над скандирующим «Сенна-Сенна» Интерлагосом.

11

Цитаты – «Управлять болидом только на 6-ой передаче – невозможно. Айртон и хотел бы остановиться, но где-то отыскивал силы», Роджер Леме, комментатор «Глоуб».

«…потом я вдруг понял – я не управляю автомобилем сознательно, только чувство, навык, инстинкт, иная плоскость, другое измерение», Айртон Сенна, Гран-при Бразилии, март, 1991 год.