Дакар 2014, по горячим следам
19 января, Сантьяго
157-километровый финишный спецучасток проложенный организаторами между Ла Сереной и Вальпараисо конечно ещё не позволял болельщикам команды «КАМАЗ-мастер» расслабиться в предвкушении такой близкой, казалось бы, победы лидирующего в общем зачете Андрея Каргинова. Но такого драматического развития событий и накала эмоций, которые случились в последний день «Дакара-2014» никто просто не ожидал.
Восстановим хронологию событий. В 11:27 по местному времени был дан старт грузового зачета. На старте 50 грузовиков. Первым (как выигравший предыдущий этап) на трассу уходит голландец Жерар Де Рой. За ним Андрей Каргинов, Эдуард Николаев и далее другие экипажи. Болельщикам остается только виртуально следить за временем прохождения контрольных точек и ждать появления соперников на финише. Быстрый раллийный спецучасток проложен в узкой долине среди двух горных хребтов и петляет гравийной дорогой между немногочисленными населенными пунктами. Преимущество Андрея Каргинова перед Де Роем по итогам предыдущих 12 этапов гонки – 7 минут 25 секунд – не очень-то комфортный запас, учитывая, что, например замена пробитого колеса грузовика занимает 10 минут. На финише спецучастка первым появляется голландец. Следящий за временем руководитель команды Владимир Чагин начинает обратный отчет в ожидании 506-го экипажа. Вместе с ним это делают сотни тысяч болельщиков «КАМАЗ-мастера». Минуты тают на глазах. Машины Каргинова все нет. Шок и смятение, длящиеся несколько минут прерывает депеша с трассы: «На 90 километре СУ перевернулся и блокировал дорогу МИНИ китайского спортсмена Жу Йонга. Экипажи Каргинова и Николаева оказали помощь и поставили машину на колеса». Позднее в эфирах телеканалов появится картинка: первым к месту аварии подъехал Де Рой. Видно, что китайский экипаж пытается его остановить. Голландец даже не думает этого делать, переехав через колесо лежащего на боку автомобиля, обходит препятствие и мчит дальше. Этот момент странным образом исчезнет потом из видео на официальном сайте ралли «Дакар».
Разбитый автомобиль лежит перегородив дорогу, более того незаметный из-за крутого поворота он представляет собой серьезную опасность для участников едущих сегодня на максимальных скоростях. Подъехавшие экипажи Каргинова и Николаева пытаются поставить машину на колеса вручную, но безуспешно. Только с помощью грузовика Андрея Каргинова джип встает на колеса.
По итогам этапа судьи приняли справедливое решение вернуть Андрею время, потраченное на оказание помощи (5 минут 20 секунд). С отрывом в 3 минуты 11 секунд от Де Роя он становится победителем ралли «Дакар-2014»! Второе место у Де Роя, третье, четвертое и пятое за экипажами «КАМАЗ-мастера» Эдуарда Николаева, Дмитрия Сотникова и Антона Шибалова. В команде и стане болельщиков – всеобщее ликование!
Гоночные экипажи и экипажи ассистанс по дорожной связке берут курс на Вальпараисо, где вечером должна состояться торжественная церемония награждения. Но по приезду в город экипаж 506 ждет еще один сюрприз. Де Рой подал протест в коллегию спортивных комиссаров: якобы китайский экипаж не нуждался в помощи, и экипаж Каргинова не должен был возле него останавливаться. Странная логика понятная только самому несостоявшемуся триумфатору гонки! Тем более что в памяти у многих поклонников автоспорта теперь уже надолго останется история, случившаяся после аварии Айрата Мардеева на этапе Сан Луис – Сан Рафаэль.
Тогда Де Рой, объезжая опасное место, банально застрял в ста метрах от лежащего КАМАЗА, но при этом, не моргнув глазом, заявил на весь мир о том, что оказывал в это время помощь. Несмотря на то, что не было не только помощи, но даже просьбы об этом, комиссары, без приглашения экипажа № 503 для подтверждения факта, компенсировали Де Рою 22 минуты, которые позволили ему впоследствии несколько этапов спокойно лидировать в генеральной классификации грузового зачета. На этот раз аргументацией Жерара, судьи не прониклись. Его поведение осталось также непонятным для приглашенных на разбор протеста пострадавшего Жу Йонга и свидетелей инцидента Айдына Рахимбаева и Владимира Демьяненко. Зато, по словам штурмана камазовского экипажа Андрея Мокеева, китайцы вновь поблагодарили россиян, а комиссары гонки еще раз поздравили с победой. С победой, которая была завоевана на трассе, а не через написание протестов.
В этом году она далась особенно непросто. По всеобщему признанию нынешний «Дакар» стал одним из сложнейших в своей истории. Марафон с самого начала непросто складывался для экипажей «КАМАЗ-мастера». Андрей Каргинов лишь за три дня до окончания гонки вышел в лидеры грузового зачета. До этого ему пришлось этап за этапом буквально минута за минутой отыгрывать время потерянное вначале из-за проколов колес и пресловутые 22 минуты, фактически подаренные судьями его главному конкуренту Жерару Де Рою. За кадром остался момент, когда после одного из этапов Каргинов потерял сознание от перегрева, был госпитализирован и провел ночь под капельницей в бивуачном лазарете.
Комментируя завершающий день и в целом итоги гонки, руководитель команды Владимир Чагин сказал: «Ребята абсолютно правильно поступили, остановились возле перевернутого джипа, поставили его на колеса и освободили проезд остальным участникам. Хорошее, правильное завершение гонки. Я очень рад и горжусь, что ребята умеют не только быстро ездить, но и правильно поступать в нестандартных ситуациях.
На «Дакаре» команда решала во время гонки еще несколько важных задач. В гонке приняли участие два молодых экипажа Дмитрия Сотникова и Антона Шибалов. С первого раза вообще редко кому удается доехать до финиша, а ребята смогли не только это сделать, но и показать максимально высокий результат. Конечно же, на подиум с первого раза взойти невозможно, а вот четвертое и пятое места - очень достойные места для дебютантов.
Во время марафона мы тестировали новый двигатель в экстремальных условиях и накопили много полезного материала для его дальнейшего усовершенствования. В основном эта работа была возложена на экипаж Эдуарда Николаева и он сделал все возможное: боролся на трассе и одновременно проверял новый двигатель. Там были сложности, нюансы. Я рад, что в итоге экипаж Эдуарда на подиуме, с молодым штурманом - для Жени Яковлева это первый "Дакар". Конечно, их третье место - это хороший результат для экипажа.
Не повезло Айрату Мардееву, но это спорт, он и его экипаж показали себя настоящими бойцами. Я очень доволен работой наших механиков и всей группы ассистанс. Благодаря слаженным действиям всей команды четыре наших экипажа в первой пятерке, а золотой и бронзовый бедуины «Дакара» едут в Россию!»