9 мин.

«Шелковый путь» VS «Дакар» или какой ралли-рейд круче?

В предыдущие годы «Шелковый путь» рассматривался многими участники как подготовка к главному ралли-марафону планеты «Дакару». Но в 2016 году соревнование вышло на абсолютно новый уровень, как с точки зрения организации, так и конкуренции, и прибрело поистине международный статус. Превзошёл ли «Шелковый путь» своего старшего брата? AUTOSPORT.com.ru постарался ответить на этот вопрос.

Маршрут

шелковый путь

В 2016 году общая протяжённость маршрута «Шелкового пути» выросла ровно вдвое. Если предыдущий рекорд, установленный в 2010-м, составлял 4 859 км, включая 2 621 км скоростных участков, то в этом году дистанция составила 10 735 км. Да, по длине допов дотянуться до «Дакара-2016», к сожалению, не удалось – 4 105 км против 5,739 км. Но по общей протяжённости «Шелковый путь» побил все южноамериканские «Дакары» – с 2009 года дистанция самого знаменитого ралли-рейда в мире ни разу не превышала 10 тысяч километров.

По масштабности «Шелковый путь» также оказался впереди. Если в этом году «Дакар» прошёл по территории двух стран, Аргентины и Боливии, то «Шелкового путь» связал между собой такие разные по климату, культуре и истории страны, как Россия, Казахстан и Китай. Чего стоит старт на Красной площади в Москве и финиш в Пекине с церемонией подиума на главном спортивном сооружении Китая – национальном стадионе «Птичье гнездо».

«Я очень счастлив и горд, что всё прошло успешно, – сказал на финише Владимир Чагин, директор ралли «Шёлковый путь-2016». – Все участники были удовлетворены сложностью трассы, трудностями, которые встретились им на пути. Это было, действительно, настоящее испытание».

Организация

шелковый путь

В последние годы в адрес организаторов «Дакара» часто звучит критика. Мнений по поводу того, что ралли-рейд в Южной Америке исчерпал себя, становится всё больше. Как проявил себя на этом фоне «Шелковый путь»? Дадим слово участникам обеих гонок.

«На «Дакаре» спецучастки однообразные, извилистые и быстрые, похожие на допы классического ралли. Они такие с самого старта и до финиша, – говорит Эдуард Николаев. – На «Шелковом пути» всё меняется, Стартуешь – быстрая дорога, затем она переходит в песчаную, а затем бездорожье. Идешь курсом по 15-20 километров. Очень серьезная навигация. Я очень впечатлен трассой и благодарен организаторам. Надеюсь, в дальнейшем будет также интересно».

Солидарен с Эдуардом и его напарник по команде «КАМАЗ-Мастер» Айрат Мардеев, одержавший на «Шелковом пути-2016» свою вторую победу [после успеха в 2012 году, когда ралли-рейд проходил по маршруту Москва-Геленджик].

«Маршрут был очень сложным. Очень много песчаных дорог, бездорожья. Если «Дакар» сейчас больше похож на классическое ралли с большим количеством скоростных, извилистых трасс, то здесь был настоящий ралли-рейд», – сказал Мардеев.

12-кратный триумфатор «Дакара» Стефан Петерансель также остался воодушевлён вызовом, несмотря на аварию на пятом этапе, лишившую его шансов на победу.

«Гонка получилась очень красивой и интересной. Мне понравилось, – сказал легендарный француз на финише. – Ландшафты были невероятно разнообразными, а условия временами оказывались крайне непростыми, в том числе было очень жарко».

Погодные условия

шелковый путь

Мало того, что у «Дакара» и «Шелкового пути» в 2016 году оказалось равное количество этапов – 14, так ещё и начало прошло, как под копирку. Участники провели короткий пролог, а первый полноценный этап на следующий день были вынуждены проехать в режиме лиазона. В обоих ралли-рейдах спецучасток был отменён из-за сильного дождя, помешавшего спасательному вертолёт подняться в воздух, а дистанция четвёртого этапа, там и там, была сокращена из-за труднопроходимых условий.

Но на этом совпадения не закончились. Если на «Шелковом пути» 11-й спецучасток не стартовал из-за песчаной бури, то на «Дакаре» – 11-й этап был остановлен на второй контрольной точке из-за жары, перевалившей за +50 градусов по Цельсию.

Жара взяла своё и на «Шелковом пути», когда караван перебрался на территорию Китая и начались дюны.

«На территории Китая мы попали в самую настоящую песчаную бурю, невозможно было просто дышать! – рассказывает Анастасия Нифонтова, проехавшая «Шелковый путь». – Также серьёзно осложнила гонку аномальная жара. В первый песчаный день, говорят, в центре барханов было зафиксировано +54. А ближе к Пекину началось следующее испытание – сплошное влажное облако, которое можно сравнить с турецкой баней. Для меня это были очень необычные ощущения, потому что ранее я в таком климате не бывала. Привыкнуть к такой влажности воздуха было достаточно тяжело».

Так что погодные условия, несмотря на проведение в разных частях света, были одинаково сложными как на «Дакаре», так и на «Шелковом пути». Но, согласитесь, что именно таким и должен быть настоящий ралли-рейд.

Количество и состав участников

шелковый путь

По количеству участников «Шелковый путь» пока не в состоянии соответствовать «Дакару». В 2016 году на старт вышли 116 машин – 92 внедорожника и 24 грузовика, в то время как в январе в Южной Америке стартовали 354 экипажа – 110 внедорожников, 55 грузовиков, 143 мотоцикла и 46 квадроциклов. Но такой разброс в цифрах вполне предсказуем – всё-таки «Шелковый путь» только-только вышел на международный уровень, в то время как «Дакар» – это брэнд с 37-летней историей.

Пока немногие стремятся в погоню за «Белым тигром». Очень здорово, что в этом году приехала команда Peugeot Sport со своим легендарным трио – Стефан Петерансель, Себастьен Лёб и Сириль Депре. Но с другой стороны, четвёртый гонщик «французских львов», победитель первого «Шелкового пути» Карлос Сайнс участие не принял. Четырёхкратные триумфаторы «Дакара» X-Raid Mini также приехали без главной ударной силы в лице Нассера Аль-Аттии. В категории грузовиков ралли-рейд прошёл без Жерара де Роя, главного соперника гонщиков «КАМАЗ-Мастер» в последние годы, и победителя «Шелкового пути-2011» Алеша Лопрайса.

Если возвращаться именно к цифрам, то, конечно, отсутствие такой многочисленной категории, как Мото, дало о себе знать. Но пока о двухколёсной технике на «Шелковом пути» можно лишь мечтать.

«В том виде, в котором гонка проходила в этот раз, она не готова для мотозачёта, – поделилась впечатлениями Анастасия Нифонтова, проехавшая "Шелковый путь-2016" на мотоцикле вне зачёта. – Я эту тему поднимала неоднократно с участниками и организаторами ралли. Очень большие перегоны, длинные лиазоны – для мотоциклистов это нехорошо. Нужно всю трассу полностью дорабатывать, доделывать. Мотозачёт, однозначно, нужен! Это интересно, это зрелищно, без него нет полноценной гонки».

Интрига в сражении за победу

шелковый путь

Пусть на «Шелковый путь» не приехали Нассер Аль-Аттия, Жиниэль Де Вильерс, Хуан-Нани Рома, Жерар Де Рой, Ханс Стейси и другие звёзды ралли-рейдов, интрига в обеих категориях сохранялась на протяжении всех 14 дней гонки, что не всегда бывает даже на «Дакаре», где последние несколько этапов участники зачастую просто доезжают гонку. Поспособствовала этому, в том числе, сложная вторая неделя и коварный заключительный этап.

«В последний день, когда обычно все ведут гонку на доезд, был настоящий этап, – рассказывает Айрат Мардеев. – Последние 70 км – песок, дюны, можно было ошибиться и потерять всё. Организаторы, действительно, сделали гонку, по ходу которой нельзя было расслабиться ни на секунду»

Драматизма хватило с лихвой. Чего хотя бы стоила игра на выбывание, которую невольно устроили гонщики Peugeot Sport. Сначала шансов на победу лишился Стефан Петерансель, попавший в аварию, затем четырёхчасовой штраф получил Себастьен Лёб, который, казалось, был как никогда близок к своему первому триумфу в ралли-рейдах.

Постоянно балансировал на грани третий гонщик Peugeot Сириль Депре – пятикратный триумфатор «Дакара» на нескольких этапах столкнулся с техническими проблемами, но в конечном итоге остался впереди и финише в Пекине опередил на 25 минут Язида Аль Раджи и на 49 минут Владимира Васильева, ставшего победителем в зачёте чемпионата России.

«Это была не просто гонка – это было настоящее приключение», – сказал Депре после финиша. – Главным вызовом для нас были соперники – мы соревновались с самыми сильными гонщиками в мире».

В категории грузовиков перед стартом всё казалось очевидным: «КАМАЗ-Мастер» – фаворит, и едва ли с этим утверждением можно было поспорить. «Синяя армада» выставила сразу шесть грузовиков, включая капотник, за руль которого, как и на этапе чемпионата России по ралли-рейдам в Астрахани в апреле, сел Эдуард Николаев.

В отсутствие MAN и Iveco основными соперниками команды из Набережных Челнов были Renault, Tatra и МАЗ. Серьезную конкуренцию камазовцам составил Мартин ван ден Бринк на капотном Renault K520. 36-летний голландец оказался единственным, кто смог идти в одном темпе с шестью гонщиками «КАМАЗ-Мастер» и побеждать наряду с ними на спецучастках, а в середине дистанции, после проблем Николаева, и вовсе вышел в лидеры. На протяжении нескольких дней Ван ден Бринк удерживал первую позицию, заставив поволноваться российскую команду и её болельщиков.

Однако сенсации не произошло – за два этапа до финиша голландец потерял время из-за прокола и оказался отброшен на третье место, а вперёд вышли Айрат Мардеев и Дмитрий Сотников, в итоге принёсшие «КАМАЗ-Мастер» победный дубль.

«Для всей команды это большое достижение, – подвёл итоги Мардеев. – Не всё складывалось гладко, но команде удалось преодолеть все трудности и отыграть отставание, которое возникло в начале гонки». «КАМАЗ-Мастер» выигрывает ралли «Шелковый путь» уже в пятый раз, но эта победа – не такая, как другие, да и сама гонка положила начало совершенно новой истории».

Так что круче? «Дакар» или «Шёлковый путь»?

шелковый путь

Каждый ралли-рейд интересен и хорош по-своему, и выделить какой-то один, наверное, невозможно. Очень точно по этому поводу подметила штурман команды «ГАЗ-Рейд-Спорт» Елена Правдина, победившая вместе с Татьяной Елисеевой в женском зачёте «Шелкового пути»,

«Ну, как можно сравнивать две разные гонки? Они разные по трассе, по поверхности, по сторонам глобуса. Разные пески, покрытия, дороги, – сказал Елена. – Обе гонки хороши. «Дакар» – это брэнд, это легенда, это многолетняя история. «Шелковый путь» только начинается, и начинает он громко. Думаю, он станет для ралли-рейдов таким же брэндом, как «Дакар».

Главное, что «Шелковый путь» в этом году не только вернулся после двухлетнего перерыва, но и вышел на международный уровень. Теперь ралли-рейд, основанный в России, можно действительно сравнивать с самим «Дакаром». Будем надеяться, что это лишь начало большого пути, и однажды по престижности «Шелковый путь» выйдет на один уровень со своим старшим братом.

К этому времени, глядишь, ещё подтянется набирающий в последние годы популярность «Африка Эко Рейс». А там и до «Тройной короны», по примеру Гран При Монако, «24 часов Ле-Мана» и «500 миль Индианаполиса» в кольцевых автогонках, будет недалеко.

шелковый путь

оригинал статьи autosport.com.ru