9 мин.

Ностальгия. Быстрый путь

Сейчас я пишу в хоккейном разделе, но во времена моего детства, в 90-е, хоккеем я не увлекался. Даже, несмотря на то, что как раз в это время в городе был хоккейный бум - «Лада» завоевывала свои чемпионские титулы. Тут все довольно просто – мои родители к хоккею были «холодны», да и жили мы в Центральном районе города, а «Волгарь» находился в южной части Автозаводского, добираться до него было крайне неудобно.

Хоккей вошел в мою жизнь позже, году в 98 после Олимпиады в Японии, и уже плотнее в 99 после Чемпионата мира в Норвегии. Правда стоит отметить, что «Питер-2000» едва не загубил все, но в итоге я таки пришел к этой замечательной игре. Самый доступный вид спорта - футбол, как практически всех мальчишек на планете не обошел и меня. Играл я на позиции вратаря, но карьера не сложилась, а переживал я в те годы за московский «Локомотив». До сих пор помню гол в ворота «Лацио», который забил Заза Джанашия.

Но этот текст не о хоккее и футболе, а о совсем другом виде спорта. Этот вид спорта спидвей.

Спидвей – это трековые мотогонки: две команды; 15 заездов; пара гонщиков от каждой команды стартует в заезде, 4 круга в каждом; 3 очка за победу, 2 за второе место, 1 - за третье. А команда моего детства  это «Мега-Лада», о ней я вам и расскажу.

Сначала небольшой экскурс в историю.

Команда по спидвею в Тольятти начала свое существование в 1967 году при спортивно-техническом клубе ДОСААФ «Куйбышевгидростроя» под названием «Жигули». Свои выступления она начала в классе Б чемпионата СССР и через 6 лет добралась до Высшей лиги, а уже в 1975 году завоевала первые награды – бронзовые медали командного чемпионата.

Следующего успеха тольяттинским мотогонщикам пришлось ждать более 10 лет. В 1986 году команда добыла серебро Высшей лиги чемпионата СССР, но после этого успеха для «Жигулей» наступила черная полоса – проблема с финансами отразилась на состоянии и результатах команды. Развал СССР «Жигули» встретили в Первой лиге, куда отправились еще в 1988.

В 1992 году главный покровитель «Куйбышевгидрострой» прекратил финансирование, а команда была вынуждена выступать в чемпионате СНГ на старой технике и с юниорами в составе (тольяттинская традиция видимо).

Все изменилось в 1993 году, когда новым спонсором команды стала местная фирма «Мега-Лада», возглавлял которую Алик Гасанов. О Гасанове вы можете прочитать здесь, но лучше сначала дочитайте до конца мой текст.

Получив поддержку, юниоры продемонстрировали неплохие результаты. Перед сезоном 1994 года состав укрепили несколькими опытным гонщиками, а также была закуплена новая техника и форма. С укрепленным составом, на новых мотоциклах, при постоянно заполненных трибунах стадиона «Строитель» команд без единого поражения прошла весь чемпионат и за тур до его окончания впервые стала чемпионом России.

В 1995 году команда сменила название с «Жигули» на «Мега-Лада», а логотипом клуба стала «красная роза». В этом году я впервые и попал на спидвей. Мой отец работал, да и сейчас работает, на гонках судьей (на старте или выпуске на трек). Шикарная атмосфера на стадионе «Строитель»; полностью заполненные трибуны; гонщики, которые показывали блестящие результаты на треке, несмотря на опасность – все это заставило полюбить меня в этот вид спорта.

24.09.95

«Золотой» состав той команды: неудержимый Сергей Даркин, который ставил рекорды трека. Не сосчитать сколько раз он улетал в ограждения и ломался. Не удивлюсь если сейчас он как «терминатор» весь из металла. Роман Поважный, уже тогда блиставшими всеми гранями своего таланта, благодаря которому он собрал множество наград и титулов за свою карьеру. Сергей Ерошин, который был не таким ярким, как его партнеры, но был одним из лучших напарников по заезду. Опытные Сергей Кузин и Олег Кургускин, которые стабилизировали состав и вели молодежь за собой в сложные моменты. Молодые Евгений Кургкускин, Павел Перевозчиков, Андрей Заря, Дмитрий Егоров тогда в основном исполняли роль запасных.

Чуть позже к команде присоединился Игорь Марко – мой самый любимый гонщик «Мега-Лады».  На треке он был безупречен, уходил первым и привозил 3 очка практически в каждом заезде. Мастер советской школы спидвея, «талант от Бога». Он провел не так много времени в Тольятти, но оставил свой яркий след в истории команды.

Игорь Марко

3 ноября 2006 Игорь Марко был найден избитым на улице в городе Ровно, откуда его доставила в реанимацию городской больницы машина «скорой помощи». При обследовании у гонщика выявлены серьезные травмы головы в районе затылка. В тот же день была проведена операция, которая позволила сохранить жизнь Марко, однако его состояние оставалось тяжелым. Его в течение двух недель поддерживалась при помощи медицинских аппаратов. 16 ноября гонщик скончался, не приходя в сознание.

Финал ЛЧР
Мега-Лада1_Мега-Лада2

В сезоне 1996 году у клуба было настолько хорошо с финансами, что в чемпионате выступали две тольяттинские команды «Мега-Лада 1» и  «Мега-Лада 2». Состав второй команды составила молодежь, которая годом ранее находилась в запасе, а также несколько опытных приглашенных гонщиков.

В силу того, что мой отец работал на гонках, у меня был доступ практически везде на стадионе: технические боксы, трибуны, офисные помещения. Разве что на VIP-трибуне я никогда не был. Множество сувенирной продукции, программки с автографами (к сожалению, не смог их все найти) – сейчас они раритет. Чего только не было, даже верхом на мотоцикле Поважного сфотографировался. Довелось мне познакомиться, а скорее даже понянчиться, с сыном Гасанова Эмилем. Он был помладше, года 4 всего, мы с ним играли в LEGO на кожаных диванчиках офиса «Мега-Лады». Вспоминая сейчас те времена, могу сказать, что желания самому попробовать стать мотогонщиком у меня не возникало. Возможно виной тому высокая травмоопасность спидвея, но утверждать на этот счет не могу.

8 октября 1996 в 23:50, накануне своего Дня рождения, Алик Гасанов был застрелен выстрелом снайпера при выходе из ресторана «Мельпомена». На следующий день должна была пройти гонка между «Мега-Ладой» и «Сборной Великобритании», отменять ее не стали. Достаточно хорошо помню этот осенний день, процессию с портретом Гасанова в траурной рамке, который поставили в районе старта после прохождения с ним по треку. Ту гонку команда выиграла.

08.10.97

Практически на всех гонках присутствовали две тюннингованные машины, которые любил Гасанов. «Желтая Акула» и «Черный Принц».

   

Желтая Акула
Черный Принц

«Мега-Лада» вновь выиграла чемпионский титул в том сезоне, несмотря на трагические события с владельцем команды и проблемы с составом перед решающей гонкой во Владивостоке.

Мега-Лада_Лукойл

Главным соперником в те времена был «Лукойл» Октябрьский (Башкортостан). Гонки с ними проходили всегда в упорной борьбе и не редко эмоции захлестывали зрителей. Так, на треке в Октябрьском, гонщики «Мега-Лады» всегда ходили в шлемах, чтобы не получить брошенной бутылкой по голове. Именно «Лукойл» в 1997 году прервал победную серию тольяттинского клуба, и завоевал свое первое золото.

Это противостояние продлилось вплоть до 2007 года, и закончилось из-за того что «Лукойл» был вынужден на время прекратить участие в чемпионате в связи с финансовыми проблемами.

Постепенно мой интерес к спидвею стал угасать, и я перестал посещать гонки. Перерыв длился довольно таки продолжительный срок. За это время «Мега-Лада» выдала «золотую» серию из восьми чемпионств подряд (2001-2008 гг.), четыре раза завоевывала Кубок Европейских чемпионов; Стадион «Строитель» был реконструирован и теперь способен вместить 15 000 зрителей, также было изменено название – СТК им. Анатолия Степанова; Клуб пережил кризис, в сезоне 2009 года принимали участие всего три (минимальное количество за всю историю) команды: СК «Турбина, «Восток», «Мега-Лада»; Команда стала выступать в соревнованиях по спидвею на льду. Примерно в это же время я вновь стал посещать гонки, увидел множество знакомых лиц, как на треке, так и вне его, в общем, почувствовал себя как дома.

Появились и новые герои: фантастический Эмиль Сайфутдинов, талант мирового уровня, следить за которым на треке одно удовольствие; Даниил Иванов, который выступает и летом, и зимой, причем на льду у него получается лучше; Артем Лагута, который перешел в «Мега-Ладу» из «Востока», и стал лидером команды в последних сезонах.

Мега-Лада

Пару месяцев назад «Мега-Лада» завоевала свой 13-й чемпионский титул, причем сделала это досрочно. Время не стоит на месте – все меняется, но спидвей навсегда останется для меня особым видом спорта.

 P.S. На фото ниже талисман «Мега-Лады» Рысь Лаки!

Рысь Лаки