Шум и натиск. 10 лучших фильмов о гонках
10. Дни грома.
Режиссёр - Тони Скотт (сценарий Том Круз).
Год - 1990.
Слоган - «Ты не можешь остановить гром».
В ролях - Том Круз, Николь Кидман, Роберт Дювалл.
Гарь и копоть - макияж Тома Круза на съемках «Дней грома». Спустя десять лет в «Войне миров» Спилберга Круз скажет, что молния не бьет в одно место дважды. В случае с Тони Скоттом и Крузом - бьет.
Побратавшись на «Топ Гане» и на общей мании к скорости и жизни на пределе, Скотт взял Тома в новый проект. Круз вообще - самая «гоночная» звезда Голливуда. В своей первой роли, «Рискованный бизнес», он гоняет по городу на отцовском порше, заселяя в дом местных проституток. В «Ванильном небе» - «Порше» уже его, но на отцовские деньги, а вместо проституток - Кэмерон Диаз.
На съемки «Топ Гана» Круз заявлялся на байке, спрыгивая с «седла» в кабину самолета, чтобы вырваться за пределы скорости свет... постой-ка, но даже в «Интервью с вампиром», самом негоночном фильме в мире, он финиширует проездом с ветерком по мосту «Золотые ворота», упиваясь кровью Криса Слейтера и жаждой скорости, которая возвращает молодость:
«Дни грома» - типичный фильм Тони Скотта, а типичный фильм Тони Скотта - это Нико Хюлькенберг и Камуи Кобаяси - то, что недооценили. «Гром» получил одну номинацию на «Оскар», и ту подачку (звук). Скотт не расстроился, как и Круз, который на съемках встретил будущую бывшую жену.
В 90-х над ростом Тома смеялся даже ленивый, а когда он получал «Золотой глобус» журналисты шутили, что организаторам нужно делать подставку, чтобы актёра увидели за трибуной. Что смешно в одном мире - достойно в другом. Антропометрия Круза идеально подходит как для карта, так и для гоночного болида, что он и доказывает на съёмочной трассе.
9. Гонщик.
Режиссёр - Ренни Харлин (сценарий Сильвестр Сталлоне).
Год - 2001.
Слоган - «Что заводит тебя»?
В ролях - Сильвестр Сталлоне, Берт Рейнолдс, Тиль Швайгер.
Погодите закрывать рейтинг. Если фильм фигурирует в списке худших картин о гонках, это не значит, что ему нельзя фигурировать в лучших. Сандре Буллок же можно. К тому же - это фильм с Сильвестром Сталлоне, написанный - Сильвестром Сталлоне и сыгранный Сильвестром Сталлоне. Чую запах напалма.
Авария, которая произошла с Джо Тэнто - призрак гоночных крушений. Тэнто входит в кокпит - стены сжимаются, Тэнто надевает шлем - в ушах жужжит, Тэнто берет руль - ладони скользят. Тэнто в гонке - Тэнто теряет управление.
Это в фильме главное, а не 6 (!) номинаций на «Золотую малину». И даже не камбэк с помощью наставлений жеребцу Джимми Блаю, а именно ощущение гонщицкой уязвимости, и того, что как раньше уже не будет. А теперь посмотрите вниз и скажите, чьё лицо могло это выразить?
8. Рикки Бобби: Король дороги.
Режиссёр - Адам МакКей (сценарий Адам МакКей, Уилл Феррелл)
Год - 2006.
Слоган - «Без тормозов..."
В ролях - Уилл Феррелл, Джон Си Райли, Саша Барон Коэн.
Нет, это не рейтинг «худших фильмов», да - здесь в ролях Саша Барон Коэн, нет - «Форсаж 6» сюда не попал, и да - этот фильм выше «Дней грома». И да - гонкам нужен Уилл Феррелл.
Увалень Рикки Бобби - набор американских ценностей. Утро - хлопья, день - фри, вечер - стейк. Дружба - наивность, деньги - успех, грязь - князь. То, что нужно гонкам.
Я о тех гонках (Наскар, Индикар, Дайтона), ради которых Грэг Хаус пропускал свидания с «13-той» и Лизой Кадди. Гонки-шоу, гонки-рейтинг, гонки-хайлайт, гонки-кино. Каким и нужен Уилл Феррелл.
Считайте это «Спайс Джем» списка. Феррелл сам писал сценарий, сам привлек Джада Апатова и сам продолжил летопись героев-«последней парты». Было с баскетбольным кольцом, было с диско, было с микрофоном, с кризисом среднего возраста и было с гонкой. И было смешно.
7. Победители.
Режиссёр - Джеймс Голдстоун (сценарий Ховард Родман).
Год - 1969.
Слоган - «Победа - всё».
В ролях - Пол Ньюман, Джоэнн Вудворд, Роберт Вагнер.
Главный киноаферист 20 века (был бы и 21-го, но жизнь не обманешь) не мог не сняться в фильме об Инди-500, где его конкурент уводит и победу, и жену. Как если бы Дженс Баттон приударил за Николь Шельзингер. Слишком сладкий кусок для Ньюмана, чтобы не использовать его как шанс поиграть мускулами парней старой закалки. Я о тех, которые играют на $100, когда в кармане $65 - что-то есть, но не так, чтоб сильно. Неудивительно, почему от них уходят жёны, удивительно - почему они побеждают.
Ньюман любил гонки, также как бильярд, топсайдеры, женщин и «Оскар». Те отвечали взаимностью, что было по душе Полу - в мире «орла-решки» он чувствовал себя лучше, чем в мире стипендий, зарплат и бытового дня (в «Кошке на раскаленной крыше» его герой (экс-звезда футбола) ломает ногу и спивается под надзором Лиз Тейлор).
Но Ньюман не был скучен (поэтому в «Ле Мане» играл МакКуинн). Последний шар ему непременно нужно загнать из крайнего угла, с Санденсом Киддом спрятаться в самом обстреливаемом доме, а гонку выиграть в пику противнику, супруге и самому себе. Получив тайное удовольствие от процесса.
6. Тачки.
Режиссёр - Джон Лассетер, Джон Рэнфт (сценарий Джон Лассетер, Джон Рэнфт).
Год - 2006.
Слоган - «Всё по-новому в 2006».
В ролях - Оуэн Уилсон, Пол Ньюман, Бонни Хант.
Тоже, что Рикки Бобби, только с драмой, прописанным сюжетом и второстепенными персонажами. И мультик.
Увольнение - это плохо, но что бы было, не уволь Apple Стива Джобса в 1986? Новый iPhone, iMac, MacBook, техническая революция с опережением лет на 20, «Гравитация», снятая в 95-ом... Совет директоров, спасибо - движимые корыстью, вы создали сказку.
Принято считать, что «История игрушек» стала для Pixar тем же, чем «Клан Сопрано» для HBO, но в лигу Disney, лигу золотой мультипликации, переформированное Джобсом подразделение Lucasfilm попало после «Тачек». Никаких экспериментов, найденный баланс визуализации и сюжета - будто вовремя открытый DRS. Когда все гонялись за «шреко-шутками», «Тачки» гонялись за наследием «Короля льва», и делали это на колёсах (резиновых).
У Саймона Пегга в «Как потерять друзей и заставить всех тебя ненавидеть» спрашивают, какой фильм для него идеален. Он отвечает - «Воздушая тюрьма». Что?? ЧТО??? «Да, - кивает Саймон, - «Воздушная тюрьма». Там есть Джон Кьюсак для триллера, Ники Кейдж, для экшена и Джон Малкович для актерской игры. Идеальный фильм».
Тачки - первый идеальный мультик после «Короля льва». Экшен - гонки. Любовная линия - тачка с татуировкой. Драма - старый шериф, гонщик-наставник; комедия - массовка Радиатор Спрингс. Идея - восстание машин: гоночной машине больше не нужен гонщик (как Red Bull R9 Себ Феттель), она управится, она стратег, скорость, мысль. Также радикально, как гаджеты-одежда, вроде очков или умных часов от Apple. Хотя, это из другой оперы. Или из той же?
5. Гонки джентльменов (клип на композицию Робби Уильямса «Supreme»).
Продюссер - Гай Чемберс.
Год - 2000.
Слоган - «В городе без любви - весь век не про нас».
В ролях - Джеки Стюарт, Робби Уильямс.
Мало кто знает, но до выхода фильма «Гонка», единственным художественным свидетельством эпохи 70-х в "Формуле" был клип-трибьют Робби Уильямса «Supreme». «Гонка» вышла на прошлой неделе, видео на «Supreme» 13 лет назад - весомый аргумент для включения в список (не весомый для 5-го места, но мне песня нравится).
Робби, или Боб, как он просил называть себя в клипе, подошел к делу с британским педантизмом - клип снимался на 35 миллиметровую целлулоидную пленку, а кадры с Джеки Стюартом взяты из официальной кинохроники гонщика.
Кто придумал великую диарея-концовку, которая ставит под удар всю задумку, - неизвестно. Возможно, сам Робби, который в те времена был знатным британским паяцем, возможно сценаристы, которых возможно не было. Ведь помним - это лишь клип, который, как гонка за пейс каром - всегда ограничен.
4. Форсаж.
Режиссёр - Роб Коэн (сценарий Гэри Скотт Томпсон).
Год - 2001.
Слоган - «Проживи за раз жизнь в четверть мили».
В ролях - Вин Дизель, Пол Уокер, Мишель Родригес.
Новые времена - современные герои. Ничем не хуже. Без шлемов? И что. С копами на хвосте? Что. Без наличности, прошлого - плюс. Без амбиций? Амбиции - деньги. Пришёл первым - хватает, нет - нет. Первым - тюннинг, время - стритрейсинг. Новые герои, улицы, девушки, фары и перехват сообщений. Их перехват, их сообщений.
«Gangsta Paradise» с душком машинного масла, который Дизель и компания разыграли в 2001 - как дешевая тачка с крутым водителем. Он прорывается к главной решетке сквозь препоны, логику и правила. Бюджет - 38 миллионов. Сборы - втрое больше. Хватит на «нитро».
«Форсаж» перешел в лигу культовости, где даже сиквелы не в счёт, как в гонках, - по-настоящему помнят первый. Многие идентифицировали фильм с серией «Need For Speed», количество спойлеров росло в процессии набора скорости. «Домашние условия, не повторять» - сказано не было. Смотри под капот, не трожь сестёр и коль шины на асфальте, жми на четверть мили - было, и это помнят.
3. Гонка.
Режиссёр - Рон Ховард (сценарий Питер Морган)
Год - 2013.
Слоган - «Делай, что должен и будь, что будет».
В ролях - Даниэль Брюль, Крис Хемсворт, Оливия Уайлд.
Дайте фильму время. Маленькая студия, хорошие актёры, спортивный сюжет. Дайте время.
Нельзя называть фильм «лучшим из лучших" сразу после выхода. «Апокалипсис сегодня» провалился в прокате. БАН!!! Нельзя вообще этого делать! ЛеБрону был нужен «Кливленд», Феттелю - «Торо Россо» и Гран-при Италии-2008. Нельзя учить Гарри Поттера «авана кедавре» под распределяющей шляпой. Дайте время, пусть настоится.
У «Гонки» чемпионские амбиции, которые тем удивительнее, что производитель - «Action Concept Film- und Stuntproduktion», ранее и близко не подходил к подобным проектам. Полный джек-пот - заполучить Ники Лауду, как советника, а Даниэль Брюль и вовсе общался с легендой днями напролёт. Фильм вышел, фильм получился. Лауда похвалил, сказав, что и Ханту бы понравилось.
И это радует. Думаю, «Гонка» будет лучшим байопиком года, но пока говорить рано (вдруг завтра выйдет «Али» с Дэниэлом Дэй-Льюисом?). Дайте время. Лауде времени, чтобы вернуться в гонки после аварии почти не понадобилось, но фильм - не Лауда. Дайте время. Фелипе Масса тоже думал, что выиграл чемпионат-2008, но пройдёт время и победит Хэмилтон.
2. Ле Ман.
Режиссёр - Ли Х. Кацин (сценарий Гарри Клайнер)
Год - 1971.
Слоган - «Стив МакКуин возьмет вас на гонку через всю страну. Страна - Франция. Гонка - 200 MPH».
В ролях - Стив МакКуин, Зигфрид Раух, Эльга Андерсен.
Невозможно снять идеальный фильм о спорте. Зачем смотреть гол Марадоны, который стал результатом миллиона дублей, если реальному Марадоне понадобился один? Спорту не нужны дубли.
Невозможно снять идеальный фильм о спорте, даже если дух Хичкока напишет сценарий для Джеймса Кэмерона под главную роль Кларка Гейбла. И такой фильм-франкенштейн будет хуже матча, забега или гонки. Если фильм снят не для справки, он всегда будет (х)уже объекта.
Стив МакКуин максимально приблизился к «Граалю» идеального фильма. Некоторые говорят, что «Ле Ман» не фильм вовсе, а бессюжетная конструкция, воссоздающая атмосферу. Ок, я в деле. У фильма чёткий сюжет, есть герои, и снимался он во время Ле-Мана-1970. Он, как гонка. И это «как» почти стёрто киношными покрышками «Порше».
1. Сенна.
Режиссёр - Азиф Кападиа (сценарий Мазиш Пандеу).
Год - 2010.
Слоган - «Легенда о величайшем гонщике».
В ролях - Айртон Сенна, Ален Прост, Вивиан Сенна.
По той же причине, что и «Ле Ман». Жанр документалистики - приоритет спорта. Факты исчисляются цифрами, табели хранятся веками, а счёт на табло. Аффлеку понадобилась доля выдумки, чтобы снять «Арго», а «Всю президентскую рать» подгоняли под хронометраж несколько раз. Спорт уже «подогнан».
Кападиа и Пандеу (режиссер и сценарист) имеют опосредованное отношение к «Формуле» (Пандеу играет в крикет), но имеют «неопосредованное» отношение к работе с информацией - и это самое важное при создании биографической, событийной ленты. Уже после можно искать деталь, которая, как Ричард Паркер, прибьет шлюпку фильма к берегам премии БАФТА.
Пандеу с Кападиа нашли. На постере, из-под амуниции Сенны, свешивается крестик, а детали - бразильские дети-бедняки, карнавальная самба и размытый дух-силуэт - разбросаны с неаккуратностью зеваки. Они наблюдают.
Сенна медитативен. Никто не объясняет его талант, никто не пытается. Они описывают. Человека, который на нечеловеческой скорости пытается соревноваться со временем. И даже когда проигрывает знает, что попытается вновь.
Поэзия