7 мин.

Лотус минус: почему Кими Райконнен может перейти в Ред Булл?

Начну издалека: с незапамятных времён, а точнее, с сезона 1998, когда, некогда великая команда «Уильямс» официально оформила свой перевод в ранг середнячков, выбрав моторы «Мекахром» для замены покинувшей гонки «Рено», я симпатизирую финским пилотам. Почему? Ну вот хотя бы из-за этого момента . Конечно, это был уже 2000 год, но обгон Хаккинена стал вишенкой на торте его великолепной карьеры: помню как сходил с ума давний фанат Мики,  с которым мы вместе смотрели тот памятный Спа, ну, а я просто радовался тому, что безо всяких DRS и идиотских правил по обгонам, «Формула-1» раз в две недели дарит нам великолепный праздник скорости! И этот праздник всё больше и больше асоциировался именно с финскими инициалами. Разумеется, когда «наследником» Мики стал Кими, мои личные приоритеты сомнению не подвергались. Кими тоже не остался в долгу и с самого начала радует своих болельщиков великолепным талантом, филигранным мастерством и общей невозмутимостью, которые сочетаются с постоянными байками: история с супер-лицензией ФИА, здоровый сон за полчаса до дебюта в «Формуле», Leave me alone и так далее.

Короче говоря, Райконнен – фигура уникальная даже по меркам «Формулы-1». И в свои 33 года он предстал перед одним из самых важных решений в своей карьере: чемпионская «конюшня» Ред Булл хочет видеть его в своих рядах в следующем году. Стоит ли игра свеч? Давайте разбираться.

Плюсы

  • Кими получает в «Лотусе» 3 миллиона Долларов. Даже если «Ред Булл» предложат ему 5 миллионов, это всё равно будет меньше, чем сейчас у Марка, и более, чем в два раза меньше, чем у Феттеля. Все в выигрыше: Кими в 33 года практически удваивает свой заработок, что не столь существенно в абсолютных цифрах, но бесспорно подтверждает его репутацию топ-пилота, а «Ред Булл» за небольшие, в принципе, деньги получают одного из самых талантливых гонщиков последней декады. Впрочем, об этом ниже.

  • Прекрасная возможность для пиара и маркетинга: два чемпиона мира в одной команде, причём, выигравшие 4 из последних 6 титулов (Феттель доминирует с 2010 года, а Райконнен выиграл в 2007). Рекламировать энергетические напитки Кими не впервой, плюс давние связи с «Рено». В общем, при грамотном подходе, из перехода Райконнена можно сделать настоящую бомбу!

  • Одним из главных «но» являфется возможная конфронтация с Себастьяном Феттелем, «примой» Ред Булл. Однако, если Кими будет по-прежнему быстр и будет претендовать на титул, парни, при содействии Хорнера и Матещица, просто договорятся: Кими берёт второй титул, доказывает всё, что нужно тем, кто ещё в чём-то сомневался, и потом до конца контракта спокойно вкалывает на Феттеля и команду, параллельно наслаждаясь жизнью.

  • Не стоит забывать, что следующий сезон переходный в связи с грядущей сменой регламента. Работы у технического штаба любой из команд-участников, начиная от главного конструктора и заканчивая последним механиком, будет невпроворот! В таких условиях, человек, способный филигранно работать с инженерами и вносить огромный вклад в развитие и доводку болида, будет на вес золота. А, если он не имеет чемпионских амбиций, обладает огромным опытом, является любимчиком пелетона, дважды чемпионом мира и одним из самых (если не самым) талантливых гоншиков своего поколения... И всё это за 5 миллионов Долларов в год? Думаю, не только Хорнер, но и любой менеджер примет такие условия без раздумий. Что касается самого пилота, то Долгосрочное соглашение с командой-чемпионом – это идеальный вариант для любого ветерана.

  • «Ред Булл» позволит Кими претендовать на победу до тех пор, пока не исчерпают себя конструкторский гений Эдриана Ньюи и финансовые возможности Дитера Матешица. Ни тому, ни другому конца ещё не видно, а это значит, что Кими постоянно будет находится в верхних строчках табеля о рангах, что для высококлассного специалиста всегда является одним из приоритетов. Как показывает практика, из-за нестабильного финансирования и постоянных проколов в стратегии, «Лотус» своему лидеру такой возможности дать не может. Уже давно понятно, что текущие результаты команды – это, в большей части, заслуга Райконнена.

  • Обычно, команды-середняки подкупают опытных пилотов стабильными, многомиллионными контрактами, однако зарплата финского гонщика и сейчас вызывает некоторое недоумение, и в будущем вряд ли будет серьёзно улучшена. Наконец, сам патрон «Лотуса» Эрик Булье прекрасно отдаёт себе отчёт в том, что деньги для Райконнена не главное.

В общем и целом, смена команды видится весьма логичным развитием событий. Однако, у любой ситуации бывают и весьма существенные

Минусы

  • В 2012 году, небезызвестный Вилли Вебер заявил, что Себу Феттелю ещё далеко до Михаэля Шумахера. Сам Себ неоднократно отзывался о Шумахере в самых почтительных тонах, но то, что он хочет преодолеть «вечный» рекорд соотечественника, не должно подвергаться сомнению! Феттелю сейчас 25 лет, а практика показывает, что в нынешней «Формуле» и в 36 можно находится в прекрасной форме, претендовать на самые высокие места в каждой гонке. Посему, условно дадим Феттелю ещё 11 лет для завоевания 5 чемпионских титулов. Много это или мало? Если смотреть на тенденцию последних лет, это совсем рядом, а вот если учитывать многогранный и переменчивый мир или, например, тот факт, что у Алонсо два титула, а у Райконнена с Хэмилтоном пока по одному, то получается, что времени у Себя в обрез. Если он действительно готов замахнуться на рекорд, то брать пленных будет равнозначно провалу, потому что в мире «Формулы», где железо нужно ковать в промышленных масштабах, все многолетние расчёты могут рухнуть буквально за несколько секунд.

  • И в подтверждение этому безумный Гран-При Сильверстоуна 2013. Лицо «Формулы-1» - это не Шумахер или Феттель, это Эдриан Ньюи, проводящий в голове расчёты невероятной сложности прямо во время гонки, пока пейскар, выехавший из-за того, что у машин одна за одной стали взрываться покрышки «Пирелли», водит по трассе болиды гонщиков. Результатом становится записка, выведенная прямо на мостике команды: «поднять давление, не наезжать на бордюры». И всё вроде хорошо, но за 15 кругов до финиша на машине Феттеля ломается коробка передач... о каких вообще расчётах может идти речь, если в безумном мире Королевских Гонок, где собраны лучшие умы и самые передовые технологии, ситуация меняется настолько быстро, что ставит крест на многодневных усилиях и бесконечных анализах телеметрии?! Здесь нельзя отдавать противнику ни дюйма, иначе последствия могут быть самыми печальными! Даже, если в конкретной ситуации, противником выступает твой друг и партнёр по команде.

  • Сразу после гонки в Сильверстоуне, закончившейся очередным подтверждением бездарности и разгильдяйства стратегов «Лотуса», Кими сказал очень важную вещь: «Все знают, что мне нравится просто пилотировать, и в «Лотусе» я могу быть собой. Команда уважает меня. Это хорошо работает, и мне очень комфортно здесь». Пожалуй, в этой фразе и кроется вся противоречивость характера Райконнена: да, он один из лучших гонщиков своего поколения и единственный чемпионский титул – это, скорее, недоразумение, чем закономерность. Да, даже в 33 года он доказал, что, даже в "Лотусе" способен реально биться за титул в то время, как некоторые уже давно пьют коктели на яхтах и виллах. Но способен ли он, опытный гонщик и зрелый человек, предстать перед одним и самых серьёзных испытаний в жизни? Он всегда был лидером команды, ему приходилось доказывать свою состоятельность только перед соперниками. Но, перейдя в Ред Булл, ему придётся начать сначала и доказать трёхкратному и действующему чемпиону мира, безогоровочному лидеру коллектива и человеку, который буквально выпер из команды не очередную "тряпку", а всё ж таки Марка Уэббера, что он, Кими Райконнен, лучше. Настолько, что готов серьёзно и до конца бороться за чемпионский титул. Хватит ли у Кими желания и характера на подобное состязание в 33 года да ещё и на враждебной территории? Пожалуй, ответить на этот вопрос могут только самые закоренелые фанаты Райконнена или самого Феттеля.

  • Никогда прежде союзы сверхталантливых пилотов не заканчивались без грязных склок и провокаций. О противостоянии Проста и Сенны ходят легенды, а чем закончилось пребывание в одной команде Алонсо и Хэмильтона мы все прекрасно помним. Пока что здравый смысл, дружба и влияние Хорнера с Матешицем - это единственное, что может уберечь хрупкий союз пресловутого Кими с пресловутым Себом. Однако, здравый смысл недолговечен, дружба-дружбой, а табачок врозь, ну и влияние – это такая штука, которая сегодня есть, а вот завтра... спросите у Рона Денниса, он расскажет. Короче говоря, вопрос смогут ли Кими и Себ вместе даже не добиваться результата, а хотя бы ужиться в одной команде без ущерба для коллектива, остаётся открытым.

И в результате

В результате то, за что мы любим «Формулу»: даже в самой скучной гонке, где, казалось, дело ограничится скучными покатушками, мы вдруг получаем сражения до последней капли крови на всех фронтах. Поэтому конкретный случай перехода Кими в «Ред Булл» может обернуться как гроссмейстерским ходом всех сторон, так и эпичным провалом с сопутствуюшим забегом по старым граблям. Хотя, один абсолютный факт всё-таки присутствует: если Райконнен примет предложение «Быков», скучать в сезоне 2014 нам, поклонникам «Формулы-1», точно не придётся!