9 мин.

Нелигитимный боец. Как зять голландского миллиардера пришёл в «Формулу-1» и почему он не должен гоняться в ней

"Формула-1" не может жить без проблем. Политические интриги, некачественные покрышки, посредственные рента-драйверы соседствуют с историями головокружительных успехов и красивыми драмами. Слово "интрига" давно стало таким же синонимом Королевских гонок, как слова "Гран-При" и "триумф".

В 1985 году в СССР была развязана государственная кампания по борьбе с пьянством среди населения. В тот же год в Америке переизбирали Рейгана, а в Судане запрещали "Братьев-мусульман". Израиль заканчивал войну с Ливаном, а "Кока-Кола" проваливалась на рынке с новым брендом New Coke. На фоне этих событий рождение в голландском городке Ренене человека по имени Гидо ван дер Гарде не кажется таким уж масштабным событием, однако именно оно является отправной точкой для нашего рассказа...

Вообще Нидерланды - очень либеральный край. В стране, где лгбт-сообщества свободно процветают, а на улицах столицы в дни празднований футбольных успехов держится стойкий запах марихуаны, никого не удивило мальчишеское увлечение Гидо машинами и моторами. Оно было поддержано семьёй как морально, так и материально: в 12 лет Гидо ван дер Гарде начал свою карьеру в картинге.

Далее - классическая история.

То, что началось как развлечение, стало для мальчика смыслом всей жизни. Долгих пять лет ван дер Гарде доказывал родителям и спонсорам, что готов для покорений новых высот - и, выиграв в 17 лет чемпионат мира по картингу, наконец перешёл в формульные серии. Если сейчас Гидо уже вряд ли бы воспринимали всерьёз (достаточно вспомнить Сергея Сироткина, в 17 уже гоняющегося в старшем классе Мировой Серии Рено), то 10 лет назад, в эпоху четкой иерархичности молодежных серий, переход казался очевидным. Формула-2000 была следующей ступенькой на длинной лестнице Гидо в Формулу-1.

Первый "формульный" опыт оказался успешным. В год знакомства с мощной техникой уроженец Нидерландов занял блеклое четвертое место в национальном чемпионате, но финишировал шестым в Кубке Европы, чем заслужил приглашение в молодёжную программу Рено. Гидо не поразил общественность какими-то сверхрезультатами, но взял своё за счет стабильности.

На следующем этапе карьеры - выступлениях в Формуле-3 - стала очевидна большая проблема ван дер Гарде: первые яркие результаты на второй год сменяются посредственным пилотажем и аварийностью. Все недостатки были особенно заметны на фоне партнеров по программе Рено - ошеломительных Роберта Кубицы и Хейкки Коаалайнена. Ещё Гидо попал в немилость к госпоже Фортуне: то двигатель глох при старте с первой позиции, то на любимой трассе в Зандвоорте не удавалось одержать победу при старте с поула и лучшем времени круга в гонке. Три года (2004-2006) в Ф-3 и как результат - выпад из программ поддержки Рено и Макларена. Одна победа за 65 гонок. Не лучшая запись в трудовой книжке любого гонщика. С другой стороны, ван дер Гарде начал получать поддержку голландского производителя одежды McGreggor, которая еще не раз поможет ему в будущем...

Удивительным образом контрастируют с общей картиной следующие два года карьеры ван дер Гарде - время выступлений в "Формуле-Рено 3.5". Именно там Гидо обрёл себя в полной мере. Работа была проведена по схеме "пришёл-освоился-победил": в первый сезон Гидо заставил говорить о себе, заняв пятое место в общем зачёте, а на второй и вовсе выиграл чемпионат, продемонстрировав нетипичные для себя качества: хладнокровие, рациональность стиля пилотирования и неостывание интереса к гонкам. В этот момент показалось, что Гидо нужен Формуле-1, что талант, раскрывающийся с помощью более сложной техники, должен особенно ярко заблистать в условиях Королевских гонок. Возможно, это был единственный момент, когда всё было действительно так.

Стоит сказать, что в тот период времени ван дер Гарде действительно был близок к миру "Формулы-1": в 2007 году он занял место тест-пилота в проекте "Спайкера", а годом позже "по наследству" перешёл к "Форс Индии". Впрочем, попытка заполучить место в боевом болиде провалилась и даже закончилась судом с "Форс Индией" из-за невыполнения командой контрактных обязательств. Несмотря на это досадное обстоятельство, перспективы голландца всё еще виделись довольно радужными: нужно было доказать успех "Формулы Рено 3.5" в GP2 - и здравствуй, Её Величество Королева Автоспорта.

Однако GP2 вновь явила миру скорее недостатки, чем достоинства ван дер Гарде. Снова была обретена репутация "человека-аварии", быстрого парня, которому всё же не хватает скорости, чтобы бороться за самые высокие места. Пожалуй, наиболее подходящим словом для этого этапа профессиональной жизни уроженца Ренена будет слово "стагнация". Гонщики приходили и уходили, развивались и деградировали, а ван дер Гарде стабильно занимал 5-7 место в общем зачёте. В "Ф-1" это было бы доказательство класса и мастерства, но в GP2 такая стабильность не приносит ничего, кроме тени разочарования и разговоров о несостоятельности гонщика... Собственно, подобные неудачи так и не позволили Гидо заключить контракт с "Уильямсом". В английской конюшне последние пару лет в боевые пилоты выбирали лучших по соотношению цена/качество - и Гидо явно не был близок к победе в этом соревновании ни в 2010, ни в 2011 году. Победы в торгах ускользали от него - как и победы на трассах. Очень показательным стал сезон 2011 года: будучи зачастую быстрейшим пилотом уик-энда, ван дер Гарде впутывался в самые различные происшествия: авария в квалификации Монако после круга, гарантировавшего поул-позицию, постоянные заминки на пит-стопах, неудачные первые круги гонок... Это лишь картина в целом - на то, чтобы подробно описать все странные маневры голландца, ушло бы не одно срубленное дерево лесов Амазонки...

Нестабильность на трассе ван дер Гарде нивелировал успехами в личной жизни: несколько лет назад он закрутил роман с дочерью совладельца McGregor Марселя Букхорна Дениз. Естественно, миллиардер не жалел денег на выступления возлюбленного своей дочери - во многом из-за этого ван дер Гарде и удалось провести столько лет в системе молодёжных серий. Прошлым летом роман гонщика с девушкой подошёл к закономерной, но оттого не менее неожиданной кульминации: прямо по ходу роад-шоу в Роттердаме Гидо вылез из кокпита своего "Кэтерхэма" (в котором уже купил к тому времени место тест-пилота) и предложил Дениз свою руку и сердце. Занятно, что менее чем через год Букхорн наконец нашёл деньги для попадания ван дер Гарде в основной состав команды Формулы-1.

 

Сейчас позади треть первого "настоящего" сезона ван дер Гарде в "Формуле-1". Если заглянуть на страничку Гидо на одном очень крутом сайте и посмотреть на статистику его выступлений в этом году, то складывается удручающее впечатление: во всех гонках, кроме одной, ван дер Гарде смог впутаться в неприятности на трассе, а в той единственной, в которой не смог - гордо финишировал на последней позиции. Особенно богатыми на столкновения выдались для жителя Амстердама два последних этапа - в Монако и Канаде. Окрылённый хорошей квалификацией в княжестве, голландец буквально перестал замечать соперников! Явно не отягощённый чувством ответственности за своё здоровье и жизни других пилотов, он в безобидной ситуации влетал прямо в заднюю часть болида Мальдонадо перед "Радийоном", драматично сражался за место на подиуме с Уэббером, отставая от австралийца на два круга и наконец выключал из игры Нико Хюлькенберга, ничем такого агрессивного отношения не заслужившего. Ван дер Гарде не просто ошибался - он проявлял неуважение к правилам и соперниками. Если до этого аварии ван дер Гарде казались сравнительно безобидными ошибками новичка, то каждым новым нелепым действием голландец замахивается на солидную должность в "формульном" театре абсурда имени Таки Инуэ и Юдзи Иде. Последнего, кстати, быстро вернули в японские гонки, по достоинству оценив бескомпромиссную манеру пилотирования.

Но отправить ван дер Гарде в Японию или хотя бы просто подальше от мира Формулы-1 несколько сложнее - у него есть очень богатый спонсор. Спонсор, скрепленный с ним семейными узами.

Конечно, каждый, в том числе и господин Марсель Букхорн, в праве сам распоряжаться своим богатством. Но есть проблема: такие спонсоры, как Букхорн, убивают дух автоспорта. Одно дело - "семейная" поддержка в картинге, Мировой Серии, GP2 и другое - покупка места для зятя в команде Ф-1. Подобное меценатство не подразумевает под собой какие-либо спортивные критерии отбора гонщиков для получения денег на выступления. Искал ли Букхорн настоящие гоночные таланты хотя бы на территории Голландии? Сомневаюсь, учитывая то, что тот же Робин Фряйнс до сих пор не может наскрести на полный сезон в GP2. Если тенденция к подобному спонсорству поддержится, то мы можем придти к точке, когда основной целью молодых пилотов будет не стремление показать себя спонсорам на трассе, а установить с ними лучшие контакты в барах и клубах. В момент, когда это время настанет, можно будет констатировать смерть автоспорта. Сейчас - не середина двадцатого века, когда появление гонщика любого уровня в принципе было большой радостью. Сейчас в воспитание новых Шумахеров и Фанхио ежегодно выкладываются миллионы евро по всему миру. И ситуация, когда пилоты, по-настоящему выделяющиеся своей скоростью, не получают поддержки даже от "национальных" спонсоров, которые тратятся на поддержку небыстрых, но "родных" гонщиков, абсолютно абсурдна и неприемлема.

Не хочется никого обвинять в откровенном семейном протекционизме, но давайте зададим себе вопрос: справедливо ли что человек, больше преуспевший в личной жизни за пределами гоночного трека, откровенно вламывается в дверь с табличкой "Команда Формулы-1", тряся направо и налево мешками евро и получает в этой команде место боевого пилота? За счет чего, кроме родственных связей, такие пилоты, как ван дер Гарде, способны привлечь спонсоров? Почему ван дер Гарде занимает место Хейкки Ковалайнена, которому подчистую уступал результатами в программе Рено? Из-за того, что Ковалайнен хотел получать заслуженную зарплату? Пока что гонщики типа ван дер Гарде не появляются в командах, чей уровень выше уровня "Кэтерхэма", но что будет, когда в один пасмурный день люди такого плана начнут занимать места в командах "средней руки"? Слепое спонсорство - назовем его спонсорством по "методу Букхорна" - губительно для автоспорта. Ещё пара-тройка дебютантов наподобие голландца - и "Формула-1" рискует попросту обнаружить зияющую дыру между топ-пилотами и "вторым эшелоном". Двенадцать-тринадцать гонщиков будут бороться за подиумы и очки, а остальные пытаться доехать до финиша, не разбив болид о таких же крутых парней, развлекающихся покатушками на высоких скоростях. Но так куражатся в молодёжных сериях, а не в Формуле-1. В Ф-1 нужно приходить и показывать себя во всей красе даже на самой слабой технике (привет Гидо от Жюля Бьянки). В Формуле-1 должны гоняться богатые скоростью и умом гонщики, а не обладатели самых больших спонсорских пакетов. В противном случае "Формулу-1" может накрыть эпоха безвременья. Слава легендарной серии может пасть жертвой необоснованных амбиций посредственностей...

 

P.S: Не забываем жать кнопку "подписаться" и  ставить плюсики, если материал Вам понравился:)