Smells like teen spirit. Превью сезона GP3
Уже совсем скоро в рамках уик-энда "Формулы-1" в Барселоне стартует четвёртый в истории сезон молодежной серии GP3. Сейчас GP3 постепенно становится одной из важнейших серий в системе молодёжного автоспорта: она позволяет пилотам плавно переходить из совсем небыстрых юношеских категорий вроде "Формулы Рено 2.0" в GP2 и Мировую Серию. С другой стороны, GP3 стала своеобразным спасением для пилотов, слишком рано севших в очень мощные машины и подпортивших неудачами в них свою гоночную репутацию: они могут вернуться на чуть более низкую ступень и наконец окончательно подготовить себя к будущим свершениям.
GP3 работает очень эффективно: из трёх чемпионов два сейчас гоняются в "Формуле-1", а третий уже успел подняться на подиум в GP2. Сюда отправляют своих питомцев менеджеры молодёжных программ и богатые спонсоры, желающие как можно раньше почувствовать вкус "Больших Призов". Цена за участие довольно демократична и варьируется от 300 до 500 тысяч евро, что в несколько раз меньше бюджета, необходимого для участия в GP2 или даже Мировой Серии Рено.
В этом году гонщикам и командам предстоит посетить 7 стран, провести 8 уик-эндов и 16 раз завести моторы на стартовой решётке. Впервые серия выступит не в качестве гонки поддержки, а как самостоятельная серия. Это произойдет на втором этапе, на трассе под Валенсией. Впервые серия поедет за пределы Европы - в Абу-Даби. Это произойдет в самом конце сезона.
В этом сезоне GP3 вообще многое будет впервые. И самое главное "впервые" - первая в истории смена технического регламента. Турбированные 280-сильные двигатели меняются на обычные агрегаты мощностью 400 лошадиных сил. Время прохождения круга, по расчётам организаторов, должно в среднем стать лучше на 3 секунды, что позволит машинам значительно приблизиться к болидам GP2.
В этом году GP3 для российских болельщиков впервые будет показывать "Спорт1". Так почему GP3 обязательна для просмотра, если вы - фанат автоспорта? Во-первых, это абсолютно искренние гонки. Здесь нет места командной тактике, всё решается исключительно между гонщиками на трассе. Здесь молодёжный задор пилотов превращает гоночные покатушки в шоу, иногда превосходящее по зрелищности гонки "Формулы-1". Здесь не отменят заезд из-за ливня и заставят гонщиков буквально плыть по треку в случае необходимости. Здесь всё пропитано духом абсолютной борьбы. Здесь пахнет страстью, молодостью и настоящими гонками.
Во-вторых, внимание к GP3 может дать вам возможность проследить за карьерой какого-либо пилота практически от низов до "Формулы-1. Вот что вы знали о Валтерри Боттасе или Эстебане Гутьерресе до объявления их пилотами "Уильямса" и "Заубера"? Может, слышали о них, может, что-то подсказал Алексей Попов, к счастью, довольно часто оповещающий публику о делах в молодёжных сериях (ведь только с этого сезона молодёжные серии в России начали освещать на должном уровне). Но, скорее всего, не больше. А зря. У вас была бы отличная возможность буквально влюбиться в пилотаж хладнокровного финского пилота во второй половине 2010 года или переживать за мексиканца, практически не заметившего своих конкурентов годом позже. И сейчас вы бы смотрели на них не как на зелёным новичков, а как на устоявшихся пилотов и личностей, могли бы лучше понять психологию их успехов и неудач (в случае с Эстебаном, к сожалению, пока что только второго).
Наконец, третья причина - появление в серии первого российского гонщик, реально способного биться за поул-позиции, подиумы и победы. Имя ему Даниил Квят.
В новом сезоне, как и в предыдущем, примут участие 9 команд. 25 пилотов и две пилотессы уже в эти выходные выйдут на старт на трассе близ Барселоны. Конкуренция в этом году невероятно высока: пришли чемпионы британской и немецкой Ф-3, члены молодёжной команды "Ред Булла", опытные пилоты, которым нужно восстанавливать подмоченную не лучшими результатами в больших сериях репутацию, некоторые пилоты остались на второй год, чтобы бороться за титул. Самое время познакомиться со всеми поближе.
"АРТ"
Конор Дэли (Америка, 21 год, 32 гонки-1 победа-5 подиумов)
Факундо Регалиа (Аргентина, 21 год, 2-0-0)
Джек Харви (Великобритания, 20 лет, дебютант)
Легендарная французская команда, как и всегда - в числе главных фаворитов сезона. Команда закончила сотрудничество с "Лотусом" и в этом году выйдет на старт под своим историческим именем. Бесспорно, в "АРТ" очень хотят отыграться за неудачу прошлого года, когда неожиданно претендовавший на чемпионство Даниэль Абт упустил титул буквально на последних кругах чемпионата. Тогда немец, проведя сильнейший уик-энд в Монце, лидировал за пять кругов до финиша второй гонки, но настойчивый киприот Тио Элинас отобрал у Абта и победу, и титул, отдав последний буквально в руки Митчу Эвансу. Хоть и был выигран Кубок Конструкторов, желания французов явно не совпали с результатом.
Основная ударная сила "АРТ" в этом году - американец Конор Дэли, начинающий третий сезон в GP3. Тест-пилот "Форс Индии" и будущий участник "Инди-500" - один из самых зрелых пилотов всего пелотона. После "вкатывающего" первого сезона и добротного прошлого года сейчас цель сына бывшего пилота "Формулы-1" вполне ясна: титул и ничего больше.
Еще один очень интересный пилот "АРТ" - Джек Харви, в прошлом году выигравший британскую "Формулу-3". Советую к нему посмотреться: вполне возможно, что из Джека может вырасти новый Дженсон Баттон.
Компанию американцу и англичанину составит аргентинец Факу Регалия, известный по довольно посредственным выступлениям в AutoGP.
"Арден"
Карлос Сайнц-младший (Испания, 18 лет, дебютант)
Роберт Вишой (Румыния, 17 лет, 16-0-1)
Даниил Квят (Россия, 18 лет, дебютант)
Команда Марка Уэббера и Кристиана Хорнера нацелена подтвердить звание чемпиона личного зачёта и перехватить у "АРТ" Кубок Конструкторов. В этом году команда будет эксплуатироваться в качестве фарм-клуба "Ред Булла" в GP3. Неудивительно, что "Арден" (еще раз посмотрите на имена совладельцев команды) стал тем местом, в котором молодые пилоты из программы поддержки австрийского гиганта будут подходить одну из ступенек лестницы, ведущей в "Формулу-1".
Подробнее о пилотах "Ред Булла" в GP3 (в том числе - о Данииле Квяте) можно прочитать здесь.
Третьим пилотом "Ардена" станет не хватающий звезд с неба румын Роберт Висою, для которого этот сезон - второй в серии.
"Карлин"
Луи Са Сильва (Ангола, 22 года, дебютант)
Ник Йеллоли (Великобритания, 22 года, 16-0-1)
Эрик Лихтенштейн (Аргентина, 18 лет, дебютант)
Гоночная империя Тревора Карлина явно улучшает свои показатели, если брать в расчёт её провинцию в GP3. После не очень удачных первых сезонов англичане наконец получили быстрого пилота - португальца Антонио Да Кошту и были как никогда близкие покорению очередной вершины системы гоночных гор. В этом году можно ожидать как минимум закрепления позиций.
Пожалуй, одним из главных фаворитов чемпионата можно назвать Ника Йеллоли. Британец, занявший в прошлом году пятое место в очень сильной "Формуле Рено 3.5", просто обязан быть среди лидеров на более слабой технике. К тому же Ник уже знаком с атмосферой GP3, ведь он выступал здесь в 2011 году.
Компанию Йеллоли в "Карлине" составят малоизвестный призер "Формулы-Форд" аргентинец Эрик Личтенстейн и анголец Луи Са Сильва.
"Йензер Моторспорт"
Самин Гомез (Венесуэла, 21 год, дебютантка)
Патрик Нидерхаузер (Швейцария, 21 год, 16-2-4)
Алекс Фонтана (Швейцария, 20 лет, 2-0-0)
Швейцарцы - крепкие середняки GP3. Кажется, что и в этом году их пределом будут редкие попадания на подиумы. Впрочем, они способны подпортить кровь фаворитам и даже побороться за место в тройке по итогам сезона.
Основу швейцарской команды составят швейцарские же гонщики - Патрик Нидерхаузер и Алекс Фонтана. Нидерхаузер, скорее всего, будет лидером команды. После прошлогоднего седьмого места ему реально попасть как минимум в пятёрку в нынешнем году. Фонтане будет труднее из-за очень высокого уровня пилотов в серии в этом году.За "Йензер" поедет и первая пилотесса в нашем списке - венесуэльская гонщица Самин Гомез.
"Маруся Манор"
Тио Эллинас (Кипр, 21 год, 16-1-0)
Райан Каллен (Ирландия, 22 года, дебютант)
Дино Дзампарелли (Великобритания, 20 лет, дебютант)
Фарм-клуб "Маруси" - команда, от которой лично я жду большого сюрприза. Уже в конце прошлого года команда и её пилоты доказали, что главное для них - победы, а не просто подиумы или хорошие очки.
Киприот Тио Эллинас мною рассматривается как человек, который должен бороться за титул в этом году. Бескомпромиссность на трассе, неаварийность и хорошие результаты на тестах доказывают то, что Эллинас к этому готов.
Будет также интересно взглянуть, на что способны Рэй Каллен и Дино Дзампарелли, хотя надо признать: этим пилотам, видимо, потребуется время на адаптацию.
"Статус Гран При"
Джимми Эрикссон (Швеция, 22 года, дебютант)
Аддерли Фонг (Китай, 23 года, дебютант)
Джош Уэбстер (Великобритания
Ирландская команда из года в год - самая посредственная команда в GP3. Если у других команд есть как взлеты, так и падения, то взлеты "Статуса" ограничивается взползанием с восьмой на шестую строчку. Вроде и стараются, и разных пилотов пробуют, а все равно не получается.
Вот и в этом году в составе "Статуса" много флагов, но мало пилотов с большим опытом или явным талантом. Выделяется лишь швед Джимми Эриксон, чемпион немецкой "трёшки" прошлого года. От него и надо ждать более-менее хороших результатов.
Два других пилота - китаец Аддерли Фонг и британец Джош Уэбстер, у которого даже нет странички в Википедии. Хотя бы пара заездов в очки на двоих уже было бы неплохим итогом сезона для этих гонщиков.
"Бамбу"
Льюис Уильямсон (Вкликобритания, 21 год, 21-1-3)
Мэлвил Маккли (Великобритания, 18 лет, дебютант)
Кармен Хорда (Испания, 24 года, 14-0-0)
Англичане из "Бамбу" в этом году расширяет свою гоночную программу командой в серьёзной формульной серии. Флагман "Бамбу" - конюшня в WTCC, и будет интересно посмотреть, как будет проходить адаптация в GP3.
С "Бамбу" продолжит свою карьеру англичанин Льюис Уильямсон, когда-то получивший премию "Макларена" самому перспективному молодому гонщику Британии, а в прошлом году вылетевший из программы "Ред Булла" после провального начала сезона в Мировой Серии Рено. Уильямсон - из тех, кто возвращается в GP3, чтобы восстановить гоночное реноме. Возможны сюрпризы от Мэлвина Маккли, неплохо выступавшего в "Формуле Рено 2.0". Третьим пилотом "Бамбу" станет испанка Кармен Хорда, вторая пилотесса в серии.
"Тридент"
Джованни Вентурини (Италия, 21 год, 10-0-2)
Давид Фуманелли (Италия, 21 год, 14-0-1)
Эмануэле Дзондзини (Сан-Марино, 19 лет, дебютант)
После провального дебютного сезона итальянцы могут мотивировать себя тем, что выступление хуже прошлогоднего станет чем-то близким к позору. Впрочем, есть предпосылки к прогрессу: состав команды пополнили опытные итальянцы и, кажется, побороться за место в середине таблицы "Триденту" вполне по силам.
Главной звездой "Тридента" должен быть Давид Фуманелли, который начинает второй сезон в серии. Заняв в первом одиннадцатое место, Фуманелли, очевидно, должен бороться за десятку в этом году. Здесь все будет зависеть от того, как гонщик подружится с новой техникой.
Еще один пилот, претендующий на высокие результаты - Джованни Вентурини, сменивший в прошлом году Мировую Серию на GP3 прямо в середине сезона и практически без раскачки завоевавший два подиума.
Итальянскую команду немного разбавит сан-маринец Эмануэле Цонцини, призер юниорской "Формулы-Абарт" 2012 года.
"Койранен"
Патрик Куяла (Финляндия, 16 лет, дебютант)
Ааро Вайнио (Финляндия, 19 лет, 32-1-2)
Кевин Корьюс (Эстония, 20 лет, дебютант)
Финская команда заменила "Океан", прекративший существование с этого года. Позиции "Койранена" в молодёжном автоспорте очень сильны и, я надеюсь, команде поможет большое техническое обновление машин серии, ведь это автоматически сводит на нет такой немаловажный фактор, как опыт. Это, соответственно, означает, что "Койранен" окажется в равных условиях с "АРТ", "Арденом" и "Карлином" с самого начала сезона.Все-таки в GP3 очень сильна национальная субординация. Если за "Йензер" пилотируют швейцарцы, за "Тридент" - итальянцы, а в "Бамбу" гоняются англичане, то в "Койранене" сделали ставку на представителей северных народов: финнов и и эстонца.
Финны - Ааро Вайнио и Петри Куяла - находятся на разных полюсах гоночной карьеры. Петри - самый молодой пилот серии в этом году - только делает первые шаги в большом автоспорте, а Ааро, едва не вошедший в тройку общего зачёта в прошлом году, считается одним из главных фаворитов грядущего сезона. Но не менее важен для команды эстонский пилот Кевин Корьюс, которого два года назад называли одним из самых талантливых пилотов поколения. К сожалению, свой второй сезон в Мировой Серии Кевин провалил и поэтому хорошие результаты в GP3 просто жизненно необходимы для реанимации карьеры талантливого эстонца.