Лучшие пиар-мероприятия в новейшей истории «Формулы-1»
Гонка между «Феррари» и истребителем, презентация болида на Красной площади, «Звездные войны» в Монако, а также другие запоминающиеся спонсорские мероприятия в современной истории «Формулы-1» – в блоге «With a full heart».
Когда в конце шестидесятых в команды «Формулы-1» пришли первые спонсоры, мало кто мог вообразить, что через 40 лет их роль в руководстве командами будет едва ли не большей, чем роль самих управляющих менеджеров. Все это время спонсорство как явление развивалось и ближе к девяностым компании окончательно поняли, что контракты в «Формуле-1» могут быть очень сильным инструментом для привлечения внимания к себе. Тогда же и появились пиар-акции, призванные вовремя напомнить публике о команде и фирме, заинтересовать потенциальных болельщиков и клиентов. О самых ярких имиджевых проектах в новейшей истории «Формулы-1» – в этом тексте.
Сражение «Феррари» и «Еврофайтера», 2003 год
Что нужно для того, чтобы показать все лучшие качества продуктов смежных индустрий? Правильно, скрестить их вместе в боевых условиях. Так и решили в «Феррари» и Европейском аэрокосмическом агенстве, выпустив прохладным ноябрьским днём 2003 года свои детища на взлетную полосу аэропорта близ Милана. Михаэль Шумахер и итальянский пилот штурмовика соревновались на дистанциях в 600, 900 и 1200 метров. Немец изрядно удивил собравшуюся публику, сумев обогнать чудо европейской конструкторской мысли на самой короткой дистанции.
Мероприятие, изначально нацеленное на демонстрацию силы «Еврофайтера», превратилось в довольно увлекательное зрелище, не лишенное спортивного смысла. Непонятно, остались ли довольны результатами пиар-мероприятия в некоторых европейских кабинетах, но свою долю внимания от прессы и «Еврофайтер», и «Феррари» получили.
Презентация «Джордана» на Красной площади, 2005 год
Когда в дело вступают русские, нужно быть готовым к большому празднованию, посвященному этому самому вступлению. Самое интересное – эта черта характера проявляется даже у тех представителей нашей нации, которые не проживают на территории России десятилетиями.
Вот и канадский бизнесмен ленинградского происхождения Алекс Шнайдер, в 2004 году решивший, что нуждается в формульном проекте и выкупивший команду у Эдди Джордана, отметил сделку весьма оригинально – презентовал команду на Красной площади. Нараин Картикеян, Тьягу Монтейру и Роман Русинов мерзли на десятиградусном московском холоде, приехал главный босс серии Берни Экклстоун, на заднем фоне играл военный оркестр – все получилось с размахом, как и планировалось. Красная Площадь на день превратилась в большой выставочный комплекс, где новые хозяева и старые руководители читали речи о взаимовыгодном сотрудничестве и больших планах.
Как это часто бывает, за громкими словами последовали совсем негромкие дела. Шнайдер не хотел вкладывать в команду много и через два года продал конюшню, именовавшуюся уже «Мидландом» голландскому производителю спорткаров «Спайкер». Откровенно говоря, поведение Шнайдера было похоже на поведение безучастной мухи на теле дорогого мертвеца в период отпевания последнего: за два года единственным движением стало переименование команды и получение российской лицензии. Тем не менее, ту акцию в самом центре Москвы до сих пор вспоминают как одно из самых необычных пиар-мероприятий в истории «Больших Призов».
«Ред Булл» и «Звездные войны», 2005 год
Гран-при Монако – жемчужина календаря «Формулы-1», и команды часто готовят особенные сделки именно под это Гран-При. В 2005 году не стал исключением и «Ред Булл».
Как и предшественник, «Ягуар», не раз устраивавший необычные рекламные мероприятия, команда из Милтон-Кейнса тоже отличилась творческим подходом. В Монте-Карло «Ред Булл» провел рекламную акцию с создателями фильма «Звездные войны», посвященную выходу шестой части серии – «Месть ситхов». Все дни уик-энда по паддоку в Монте-Карло расхаживали герои «Звездных войн», болиды команды получили специальную «звездную» ливрею, а механики производили неизгладимое впечатление костюмами, стилизованными под униформу знаменитых штурмовиков.
Несмотря на сход обеих машин в гонке, «Ред Булл» не мог остаться недовольным итогами уик-энда. Отдача была очевидной, и команда сделала подобные акции одной из своих фишек.
«Ред Булл» и «Супермен», 2006 год
Практика по проведению рекламных акций с голливудским акцентом была продолжена «Ред Булл» на Гран-при Монако 2006 года. И в этот раз для «раскрутки» был выбран один из самых ожидаемых блокбастеров того лета – «Супермен возвращается».
Хоть размах мероприятия и был несколько меньше прошлогоднего, оно все равно надолго оставило память о себе у болельщиков «Королевы автоспорта». Финишировавший третьим Дэвид Култхард, впервые в истории команды завоевавший место в тройке призеров, поднялся на подиум в... плаще Супермена! Руководитель команды Кристиан Хорнер прыгнул в этом же плаще в бассейн, специально установленный в тот уик-энд на крыше моторхоума «Ред Булл».
На фоне этих «плащевых» празднований даже как-то померкла специальная раскраска RB2, ставшая скромным фоном для всех тех радостных отмечаний и шуток о суперсиле Супермена, помогшей команде встать на верный путь после прошлогоднего сотрудничества с «темной стороной» в «Звездных войнах».
«Хонда» и забота об экологии, 2007 год
В стае всегда есть волк, воющий громче других.
Когда в середине двухтысячных команды «Формулы-1» внезапно начали уделять кучу времени проблемам экологии, такой волк нашелся. Им стала «Хонда».
В 2007 году команда отказалась от традиционной раскраски с логотипами спонсоров, заменив ее на карту мира! Не очень понятно, как несколько граммов краски должны были помочь ухудшающейся экологической обстановке в мире, но в «Хонде», видимо, очень верили, что презентация в музее и океанически-земные цвета должны были помочь остановке вырубки лесов в Амазонке или сокращению испарения выхлопных газов в атмосферу.
Акция, хоть и получилась запоминающейся, вышла несуразной и слишком популистской. «Хонды» отвратительно смотрелись как на трассах, так и на экранах телевизоров, команда начала терять репутацию топ-команды, приобретенную в эпоху спонсоров-табачников из BAT. Из-за сложной аэродинамики не удалось даже нормально реализовать первую идею: множество закрылков для завихрения воздуха попросту разорвали карту мира на большое количество несвязанных частей. Экологический эксперимент «Хонды» провалился и после еще более неудачного сезона 2008 года (правда, уже с более консервативной ливреей болидов) программа участия производителя в главной автоспортивной серии мира была свёрнута.
Хэмилтон, «Макларен» и Древняя Греция, 2008 год
Для пилотов современной «Формулы-1» выполнение контрактных обязательств перед спонсорами является такой же частью жизни, как, например. собирательство для первобытных людей. Зачастую спонсорские мероприятия не предполагают каких-то особых усилий со стороны гонщиков, но иногда финансовые покровители проявляют фантазию и вот тогда пилотам приходится несладко.
Лучше всех об этом вам может рассказать Льюис Хэмилтон. В 2008 году компания «Водафон», спонсор «Макларена», в котором Хэмилтон тогда проводил второй сезон, заставила Льюиса сыграть на сцене стамбульского театра... роль древнегреческого бога Аполлона. Гонщику пришлось в буквальном смысле примерить крылья и «спуститься с небес на землю» для поддержки проигровавших бой троянцев. Страшно подумать, какой была бы реакция жителей Трои на такого «бога», но сам актер достойно ответил на обструкцию со стороны критиков: «Я же не носил причудливые костюмы из фильма «Борат». Я просто выполнил свою работу, и теперь чувствую, что не выглядел глупо. Мне нужно было спуститься сверху вниз с мечом в руках, и как еще, черт возьми, я мог это сделать?»
Впоследствии Льюис признал, что то выступление заставило его почувствовать неловкость и при составлении последующих контрактов он будет подробнее оговаривать пункты, связанные с участием в промо-мероприятиях.
Презентация «Макларена» в Берлине, 2011 год
«Формулу-1» часто и, в общем-то, справедливо критикуют за слишком сильную обособленность от болельщиков: и пилоты уделяют мало времени фанатам(в лучшем случае, получасовая автограф-сессия), и команды постоянно пропадают на спонсорских мероприятиях.
В 2011 году маркетологи «Макларена» решили исправить ситуацию и подошли к просьбе «Водафона» устроить презентацию в Берлине творчески. Механики установили монокок в центре Potsdamer Platz, а достраивали болид...болельщики! Фанатам заблаговременно были вручены части MP4-26, которые те должны были принести на площадь и отдать в руки механиков, которые, в свою очередь, дособирали на глазах многочисленных зрителей.
Получилось живо, энергично и оригинально. За эту работу маркетологам «Макларена» спокойно можно поставить «5».
«Ред Булл» и тренировка пит-стопов в центре Лондоне, 2010
Сложно сказать, почему раньше такая идея никому не приходила в голову, но именно «Ред Булл» первым решил устроить демонстрационные пит-стопы в центре мегаполиса.
Местом проведения акции был выбран Лондон. Державшееся в секрете мероприятие стало полной неожиданностью для прессы а потому наблюдать за Марком Уэббером удалось лишь нескольким счастливчикам, ехавшим на работу ранним утром.
«Очевидно, что мне представилась уникальная возможность – такое случается не каждый день. Не часто удается посмотреть на достопримечательности Лондона из кокпита машины Формулы-1.»- восторгался австралиец после того, как вылез из кокпита.
Акция с заездами по центру Лондона и пит-стопом у здания парламента стала одной из самых ярких в линейке мероприятий «Ред Булл». Никогда раньше маркетологам не удавалось так соединить команду, историю, город и болельщиков в единое целое.
Итоги
В последние годы значимость пиар-мероприятий сильно возросла, а потому команды уделяют им все больше времени. Прошли те времена, когда болельщики могли видеть болиды лишь в дни Гран-при, сейчас практически каждую неделю какая-нибудь команда где-нибудь проводит демонстрационные заезды. Обитатели паддока все больше ездят по миру: например, «Ред Булл» за последние три года устроил больше сорока(!) акций с участием формульной команды. Мероприятия становятся все сложнее, и нам остается лишь наблюдать, какой деликатес принесут нам маркетологи команд в следующий раз.
5 самых важных гонок Айртона Сенны в «Формуле-1»