8 мин.

Брат за брата. Самые яркие братья-гонщики нашего времени

Семейные династии в автоспорте - дело привычное. Семьи Андретти, Хиллов, Кларков, Росбергов, Вильнёвых вносили и вносят самый что ни на есть посильный вклад в летопись самых престижных и знаменитых гонок мира вот уже много десятилетий. Рецепт прихода в большие гонки для таких обычно прост: в детстве им просто нравится работа их пап, потом симпатия переходит в увлечение и, наконец, появляется страсть к скорости и борьбе на трассе. Кто-то из отпрысков явно не дотягивает до уровня своих родителей и теряется в очень жёстом мире автоспорта, кто-то доходит до довольно высокого уровня, но теряется там, немногие приближаются к достижениями родителей и лишь единицы их перекрывают. 

Сегодня хотелось бы обратить внимание на ещё одно "семейное" явление: братья-гонщики. Самое принципиальное соперничество и братская любовь и уважение, конкуренция и необходимость сохранения хороших человеческих отношений - все это сочетает в себе подобное явление. Необходимость быть жёстким профессионалом на трассе и родным для кого-нибудь из конкурентов в паддоке вне её - сложная задача, стоящая перед всеми пилотами, делящими в жизни одну комнату.

Конечно, при словосочетании "гонщики-братья" в голову первым делом приходят Михаэль и Ральф Шумахеры, вместе ковавшие легендарные страницы истории "Формулы-1" девяностых-нулевых годов. Но они завершили карьеру, и на смену приходят другие "братские династии". О самых успешных их них - ниже.

1) Льюис и Николас Хэмильтоны

Где гоняются: Формула-1/ETCC

 

Льюис - чемпион "Формулы-1", Николас - обычный середняк европейского чемпионата по турингу. Казалось бы, совсем разный уровень пилотирования, совсем разный уровень притязаний.

Но не всё так просто. Победа Николаса вне трассы гораздо важнее всех гоночных успехов старшего сводного брата: он смог начать карьеру в профессиональном автоспорте, имея в медицинской карте запись, которая навсегда приковывает тысячи людей к коляскам - Николас болен ДЦП. 

"Успехи моего брата подтолкнули меня к тому, чтобы начать собственную гоночную карьеру. Я не хотел жить за счет славы и богатства Льюиса, а решил добиваться всего сам" - позиция Николаса, конечно, заслуживает огромного уважения.

 Да, бесспорно, громкое имя брата помогло ему в помощи спонсоров и меценатов, но главное - другое: желание молодого человека жить полной яркой жизнью оказалось сильнее научной статистики, холодно отрицавшей возможность участия Хэмильтона-младшего в каких-либо соревнованиях.

Говорить о каком-то соперничестве между братьями, конечно, неуместно. Зато в полной мере проявляются человеческие отношения: Льюис регулярно посещает гоночные уик-энды Николаса и часто говорит о том, что именно поддержка брата помогает ему разобраться в непростых ситуациях на работе - например, в отношениях с прессой. Впрочем, есть предположение, что больше Николас помогает Льюису. Своим примером он заставляет брата верить в чудо. В самое обыкновенное чудо.

2) Макс и Том Чилтоны

Где гоняются: Формула-1/WTCC

 

Наши следующие герои тоже никогда не встречались на трассе, но по другой, куда менее драматичной причине: Макс выбрал "формульный" путь развития своей карьеры, Том же с самого начала был влюблён в кузова. 

Основная движущая сила карьер обоих - поддержка отца, топ-менеджера одной из крупнейших британских фирм Aon. Именно благодаря ей братьям всегда удавалось заключать нужные контракты. И если о Максе известно сейчас практически каждому, то Том знаком не такому широкому кругу болельщиков, хотя его успехи выглядят солидней. Том - давний участник BTCC (британский туринговый чемпионат), регулярно добивавшийся там побед (лучшим результатом в общем зачёте стало пятое место), в прошлом году перешедший в WTCC (мировой чемпионат). Прямо сейчас, после двух этапов нового сезона, Том идёт на втором месте в чемпионате, уступая лишь опытнейшему Ивану Мюллеру. Макс же сейчас, после довольно средних выступлений в молодёжных сериях, гоняется за "Марусю", пока что вчистую проигрывая Жюлю Бьянки и даже иногда уступая обоим "Кэтерхэмам".

Отношения братьев очень и очень хорошие. Чего стоит хотя бы твит Макса после первого подиума старшего брата в этом сезоне: "Очень горд за брата, который завоевал первый подиум в этом году. Надеюсь, впереди ещё больше." Так получилось, что профессиональная деятельность практически не сказывается на обычных человеческих отношениях в этой семье. Возможно, это и к лучшему: в сложном мире автоспорта иметь опору в виде человека, который тебя ни за что не предаст, не будет тебя критиковать даёт возможность быть немного более раскрепощенным на трассе.

3) Шарль и Артур Пики

Где гоняются: Формула-1/Мировая Серия Рено

 

"Мы с детства вместе и всегда всем делились. Пожалуй, мы ни разу не ругались, и я думаю, что мы дополняем друг друга." - после этих слов Артура Пика сразу становится понятно, что французы - идеальный пример братьев-гонщиков.

Они никогда не говорят чего-то даже близкого к плохому о своём брате. Критика, высказывание иногда колющей душу правды - это не про них. В интервью Шарля всегда сквозит истинная забота старшего: "Я рад, что ему удается добиться успеха, но не считаю себя образцом для подражания. Его успехи – результат работы и целеустремленности." Артур, как складывается ощущение, - идеальный младший брат: более весёлый, немного безбашенный как на трассе, так и вне её. Возможно, именно концентрации пока не хватает младшему Пику, чтобы добраться до "Формулы-1": он может забраться на подиум а первый день, а во второй сойти из-за детской ошибки (так иногда было в "Мировой Серии Рено" в прошлые два года). Тем не менее, Шарль даёт понять, что ни в коем случае не считает себя "выше" и успешней Артура: "Я никогда не даю советов, хотя мы иногда обсуждаем выступления." В данном случае просто приятно наблюдать за братьями, постоянно поддерживающими друг друга. И лично мне бы хотелось, чтобы в один прекрасный день оба оказались на стартовой решётке одной гонки "Формулы-1", так нуждающейся в "живых" отношениях.

4) Пол Ди Реста и Дарио Франкитти

Где гоняются: Формула-1/ИндиКар

 

Шотландцы - самые "отдалённые" друг от друга человека в этом списке. И дело не только в том, что Пол и Дарио - двоюродные, а не родные братья. Я долго думал, включать ли их в этот список, и только совокупность их достижений подтолкнула меня это сделать.

Общее в карьерах пилотов только одно: они действительно успешны. Дарио, менее известный в нашей стране - икона автоспорта по ту сторону океана. 4 титула в "Индикаре" ("IRL"-е) и три победы в знаменитых 500 милях Инлианаполиса делают его самым успешным гонщиком на машинах с открытыми колёсами Америки прямо сейчас. Пол выиграв в 2010 году ДТМ, уже третий год с переменным успехом гоняется в "Формуле-1".

Шли к успеху пилоты совершенно по-разному: Дарио так и не получил места в "Формуле-1" и довольно рано укатил в США; Пол, столкнувшись с финансовыми проблемами, сумел попасть под опеку "Мерседеса" и пробиться в "Ф-1" очень нетривиальным путём - через кузовные гонки.

Несмотря на то, что Дарио и Пол не очень часто общаются друг с другом, оба признают и гордятся достижениями друг друга. Часто брат поддерживает брата через прессу. Так, например, поступил Франкитти перед первым сезоном Пола в "Королевских гонках: "Он выступает в Формуле 1, а у меня нет такого опыта. И теперь уже я испытываю за него гордость! Если он получит в свое распоряжение отличную машину, он сможет выиграть чемпионат." Дарио защитил брата после намёков журналиста на невозможность превзойти его достижения Полом, и, как показалось, это было не просто выполнением правил "хорошего тона": Дарио - настоящий старший брат для Пола...

5) Себастьен Буэми и Наташа Гашнан

Где гоняются: WEC/ELMS

 

Небольшой бонус. Себастьен и Наташа, как и предыдущие герои - двоюродные родственики. Но они всё равно уникальны: сейчас в мире кольцевых европейских гонок нет ещё одного примера параллельного ведения гоночной деятельности братом и сестрой.

Нельзя сказать, что они Себастьен и Наташа очень уж успешны, но оба выступают на довольно добротном уровне. Буэми поездил (без особых успехов) три года в "Торо Россо" и сейчас нарезает сотни и сотни кругов в гонках Чемпионата мира по гонкам на выносливость (WEC) в составе заводской "Тойоты". И нарезает явно лучше, чем в "Торо Россо": например, на первом этапе этого сезона Буэми в составе своего экипажа поднялся на подиум гонки в Сильверстоуне.

Гашнан в этом году вернулась в автоспорт после годового простоя - в Европейскую серию Ле-Ман (ELMS). Каких-то впечатляющих успехов она не достигает, но выступает на уровне, укрепляющем гоночную репутация всей семьи. Самый драматичный момент карьеры гонщицы - авария в весной 2009 года в рамках квалификации к одной из гонок класса GT. Тогда Наташа сломала правую голень, врезавшись в ограждение на скорости 260 км/. Тем не менее, ценой невероятных усилий Гашнан восстановилась уже к июню и исполнила свою мечту - выступила в "24 часах Ле-Мана". "Больше всего на свете я люблю адреналин, который я получаю во время и перед гонками… Гонки могут быть опасными, но ты не имеешь права бояться" - говорила после отважная гонщица.Так сложилось, что в этом году сестра несколько раз выступит "на разогреве" у брата. Возможно, такое соединение хорошо, и брат с сестрой смогут поддерживать друг друга морально прямо на трассе.

Но одно можно сказать точно: после ухода Буэми из "Формулы" внимание к семье стало явно снижаться и, скорее всего, уже никогда не выйдет на уровень 2009-2010 годов...

P.S: Не забывайте подписываться, комментировать и ставить плюсики, если материал вам понравился