Раненый бык. Почему Себастьян Феттель не выиграет этот чемпионат мира
За спорами на фоне конфликтной ситуации между гонщиками "Ред Булла" после Гран-При Малайзии многие немного подзабыли: Себастьян Феттель - снова лидер чемпионата мира, а болид его команды - быстрейший во всём пелотоне.
Интересный факт: лишь в прошлом году Феттель впервые выиграл чемпионат, выйдя на лидирующую позицию в общем зачёте более одного раза. Казалось бы, это наблюдение в сочетании с машиной "Ред Булла" может оказаться убийственным для интриги в борьбе за титул. Но слишком рано расстраиваться. Есть огромное количество причин, по которым Феттелю не удастся еще ближе приблизиться к когорте великих и по которым ему придется отложить завоевание четвёртого титула. Главные из них - здесь.
Причина 1: Психологическая (теоретическая): Феттель осознал свою неуникальность и потерял психологическую устойчивость
Сейчас, после последних событий в Малайзии, Феттель, бесспорно, находится не в лучшем психологическом состоянии. Он осуждаем всеми, и это может вывести его из состояния равновесия, в котором он находился в предыдущие сезоны. "Он проявил огромное неуважение к Марку и команде. Да, в «Формуле-1» нужно выигрывать гонки любой ценой, но нужно уважать некоторые вещи. Феттель супербыстр, но он человек без чести и уважения, так что для меня он не является великим чемпионом и великим человеком» - мнение эксцентричного Жака Вильнёва, для которого результатом схожей с малазийской ситуации стала гибель отца, стало, в общем-то, отображанием общей позиции общественности.
Самозабвенное величие, которое Феттель почувствовал на трассе в Сепанге, может дорого ему аукнуться. Впервые за время своей карьеры в "Формуле-1" уроженец Хеппенхайма не чувствует то, что помогало ему справиться в прошлом - поддержку со стороны собственной команды. "Очевидно, Себастьян был не прав. Он предпочёл услышать то, что хотел." - впервые Кристиан Хорнер вполне открыто встал не на сторону Феттеля.
"Формула-1" - мир хищников, а Феттель, взрощенный под крылом "Ред Булла", таким хищником еще не стал. Это наглядно продемонстрировала малазийская пресс-конференция: поняв, что он сделал что-то не то, Феттель как пристыженный подросток извинялся перед Уэббером. Несознательный юношеский эгоизм сменился детским чувством неверности своих действий. Можете представить такую картину в "Феррари" эпохи Шумахера или даже Алонсо? Я не могу. Там пилоты чётко осознают своё место в команде и лидеры не дают усомниться в себе ни на минуту.
У Феттеля и "Ред Булла" был не один шанс расставить позиции в команде. Но из-за размытых взглядов на руководства команда получила ту оценку общественности, которую получила: воспитанный ею чемпион абсолютно не готов к "взрослой жизни", а другой пилот постоянно ущемляется в своих казалось бы равных правах. Уже и другие, топ-пилоты (Алонсо, Хэмилтон) подключили свои политико-психологические способности: в очередной раз подчеркнули силу машин, на которых Феттель завоёвывал свои трофеи и поддержали Марка Уэббера, человека-катализатора сложившейся обстановки.
Феттель решил продемонстрировать свою силу самым неподходящим образом - и теперь пожинает плоды своей проделки. Главный вопрос: станет ли команда теперь работать на него как в предыдущие годы, если австралийский напарник обретёт форму 2010 года и будет показывать примерно равные с немцем результаты? Команда может задаваться вполне резонными вопросами: не будет ли впредь формально не первый номер команды Феттель ставить свои интересы выше командных? Стоит ли личность немца тех усилий команды, что в него вкладываются? Насколько, в конце концов, Себастьян будет лоялен "Ред Буллу" при последующих переговорах по новому контракту? Лично мне кажется, что сейчас, скрываясь под ширмой налаживания атмосферы, "Ред Булл" переоценивает ценности. Если раньше прослеживалась теплота по отношениям к мелким проделкам пилота (например, быстрый круг Феттеля в Японии в момент уверенного лидерства), то сейчас команда чётко даёт понять своему гонщику, что он зашёл слишком далеко и в будущем может быть даже наказан, например, позорной ссылкой на одну гонку в "Торо Россо". Да-да. Трехкратный(!) чемпион мира может быть наказан(!) ссылкой в фарм-клуб. "О времена, о нравы..." Команда ставит Феттеля на место и это должно отрицательно повлиять на уверенного до этого в своей уникальности пилота. Феттелем сейчас не восхищаются. А восхищение для Себастьяна, как бы сказал Лев Толстой, "есть то необходимое масло, которое нужно для того, чтоб машина совершенно свободно двигалась..."
Причина 2: Техническая (скрытая)
Когда 2011 в было объявлено, что в 2014 году "Формула-1" перейдет на обновлённый технический регламент, сразу стало ясно, что сезон-2013 будет переходным. Вот что перед первыми тестами нынешней машины заявили, например, в "Кэтерхэме": "Предстоящий сезон — последний перед введением новых правил двигателей.Держа это в уме, мы решили, что CT03 будет эволюцией CT01, а не результатом полного редизайна." По большому счёту (учитывая скорость CT01), команда ясно дала понять, что этот сезон ей нужно перетерпеть, а главная задача на год - подготовка к следующему сезону.
Конечно, "Ред Булл" не "Кэтерхэм" и так бросать доводку машины по ходу сезона там не будут. Но есть одно "но": технический отдел австрийской конюшни целиком и полностью зависит от одного человека - Эдриана Ньюи. Зная тягу англичанина ко всему новому, страсть к новым вызовам, можно предположить, что со второй половины сезона текущей машине будет уделяться минимум внимания и все основные силы будут направлены именно на создание практически абсолютно новой машины. "Через несколько месяцев нужно будет приступать к работе над машиной 2014 года, что станет настоящим вызовом для меня, где приоритетной целью будет максимально компактно разместить мотор с коробкой передач" - признаёт Ньюи.
Чем же всё это опасно для Себастьяна Феттеля и его титула? Тем, что в решающий момент чемпионата у него может оказаться не лучший болид в пелотоне. Оглядываясь назад, можно сказать, что именно наличие технического превосходства помогало Феттелю в моменты колебаний маятника победы: в 2010 году Феттель в течение всего сезона имел лучшую машину, и в конце просто перестал ошибаться, в 2011 было тотальное доминирование, а в 2012 вовремя приготовленное для азиатско-американского турне обновление от Ньюи подсобило Феттелю в борьбе с Алонсо. К концу этого года вполне может случиться зеркальная ситуация: в начале Феттель наберёт максимальное количество очков на аэродинамически лучшей машине, но вот к концу года преимущество начнёт таять и его придется удерживать в борьбе с той же "Феррари". И сделать это будет невероятно трудно, ведь в "Феррари", например, работают одновременно две бригады технических специалистов: одна сконцентрирована на развитии F138, другая (во главе, кстати, с легендарным Рори Бирном), прощупывает особенности нового регламента.
Очевидно, один Эдриан Ньюи не сможет выполнять такой же объём работы, какой делают вместе сразу несколько специалистов в Маранелло. Учитывая то, что разобраться в своих творениях до конца может зачастую лишь сам Эдриан, можно сделать вывод, что чем-то "Ред Буллу" придётся частично пожертвовать: либо подготовкой к новой эпохе, либо капитальной осенней доработкой RB9. Прибегая к здравому логическому мышлению, можно предположить, что в жертву будет принесено второе.
И вот тогда у Феттеля возникнут проблемы. Откровенно говоря, я не могу себе представить, чтобы Феттель смог сражаться за титул в прошлом году на той машине, которая была у его главного конкурента - у Фернандо Алонсо. Возможно, Феттель ещё слишком молод. Возможно, ещё не окончательно заматерел. С другой стороны, такая ситуация, когда в конце года в руках немца будет более слабая, чем у конкурентов машина - шанс Феттеля доказать скептикам, что он - великий гонщик, способный побеждать за рулём далеко не лучших машин.
Причина 3: Конкуренты (реальная)
Наверное, немного странно видеть эту причину в самом конце списка в начале сезона. В конце концов, ещё даже не до конца ясно, насколько хороша машина "Ред Булла" относительно ближайших преследователей.
И поэтому, конечно, стоит выделить несколько неблагоприятных для Феттеля сценариев, несмотря на кажущееся начало доминирования "Ред Булла" в этом сезоне.Первая реальная угроза - Льюис Хэмилтон и "Мерседес". Только в это межсезонье перешедший из "Макларена", англичанин уже продемонстрировал силу "серебристых стрел" на стартовом отрезке чемпионата. Подиум в Малайзии и отличная квалификационная скорость - лишь подтверждение этих слов.
С другой стороны, именно "Мерседес" должен стать той компанией, которая раньше всех начнёт реальную подготовку к важнейшему для них 2014 году. В немецкой команде этот сезон расценивается как пепеходной."Не могу сказать, что шансов нет. Мы обязательно будем бороться за победы и наверняка получим шанс в какой-то момент по ходу сезона выигрывать гонки. Я на это надеюсь, но когда подобное произойдёт – кто знает?" - общее настроение в Штутгарте хорошо выразил Льюис Хэмилтон.
Другое дело - "Феррари". В Маранелло никогда, даже в самые сложные времена (например, 2005 и 2009 год), не сдавали сезон до его окончания. Лишний раз это подтвердилось в прошлом году, когда машина, ехавшая в начале сезона хуже нынешнего "Макларена", позволяла бороться (пусть и невероятными стараниями Фернандо Алонсо) за титул до самого последнего Гран-При сезона.
Этот год уже обещает быть для "Феррари" не таким тяжёлым: у болида определенно есть скорость, что показали этап в Мельбурне и квалификация в Куала-Лумпуре. Команда надеется на F138, и эту надежду нельзя назвать тщетной. В отличие от конкурентов, у которых либо не хватает финансовых (как у "Лотуса") ресурсов, либо умственно-трудовых ("Ред Булл" с единственным Ньюи), Феррари может позволить себе разделить команду по сути на две части: одна из них полностью сосредоточена на этом сезоне, другая - на следующем. Это может помочь "Феррари" и её лидеру в концовке сезона, где итальянцы будут едва ли не единственными, кто будут привозить полноценные обновления. "Жеребцы" не упустят возможность долгожданные кубки (последний титул - в 2008), если смогут держаться примерно в темпе "Красных Быков" хотя бы до начала третьей четверти сезона.
Не стоит также забывать о "Лотусе" и "Макларене". Наверное, им будет сложно рассчитывать на общий успех по итогам чемпионата (у каждого своя причина - у "Лотуса" недостаток финансирования, у "Макларена" - слишком уж неудачная базовая модель болида), но в отдельные периоды чемпионата и на отдельных трассах их скорость может быть очень высока и сыграть немалую роль в борьбе претендентов на титул из других команд.
-----------------------------------------------------------------------------------------
Таким образом, есть как минимум три причины со множеством причин, из них вытекающих, по которым Феттель в состоянии проиграть этот чемпионат. И не прав тот, кто заявляет, что чемпионат будет неинтересным и предрекает доминирование Феттеля по ходу всего сезона. Действительно, вероятна ситуация, когда в определенные моменты чемпионата будет наблюдаться явное лидерство одной команды и даже одного пилота. Но есть ощущение, что этой командой далеко не всегда будет "Ред Булл", а пилотом - Себастьян Феттель...
P.S.Надеюсь, статья вам понравилась. Если это так, то не забывайте подписываться, комментировать и ставить плюсики:)
Я так и не пойму за что пинают Себа? девиз гонщина должен быть "обгонял, обгоняю и буду обгонять" , иначе что это за богадельня?
Болельщиков не интересуют проблемы команды. Нам подавай зрелища)
Говорите, "статья предвзятая". Целью было показать факторы, которые могут помешать Феттелю, когда, казалось бы, начинается его доминирование по ходу сезона. Да, я надеюсь на интересный сезон и не хочу, чтобы повторилась ситуация 2011 года. Если это Вы называете "предвзятостью", то у нас с Вами о ней немного разные представления...
И еще: не могли бы Вы расшифровать для меня Ваше понимание "творческого бреда"?
2. Сила Мерседеса - спорный вопрос. В прошлом сезоне команда ликвидировала саму себя уже по-ходу чемпионата, а разницы между Хэмилтоном и Шумахером большой сейчас нет.
3. Верить в написанное хочеться, но больно оно всё притянуто за уши.
Теперь про "очевидные вещи". Вы говорите о ДХМ. Я отвечу Матешицем. Есть же слухи, что он на стороне Уэббера. Никто из нас не знает точной информации, мы можем лишь предполагать, что я и сделал в статье.
Наконец, Вы обвиняете меня в восхвалении "Феррари". Категорически не согласен. Я не болею ни за "Феррари", ни за "Ред Булл", ни еще за кого-нибудь еще из больших команд.Зачем мне их восхвалять? То, что написано про команду из Маранелло - субъективное мнение по конкретно взятой ситуации. Да, я действительно считаю, что если лидеры команд примерно до Гран-При Сингапура будут близки, то в конце сезона преимущество может быть за "Феррари" из-за большей централизации ресурсов.
До свидания и все-таки спасибо за отзыв, пусть и отрицательный:)
По сути - рановато для выводов, пока собираем наблюдения.