11 мин.

4 протеже «Ред Булл», за которыми нужно начать следить прямо сейчас

Ни для кого не секрет, что сегодня самым коротким путем в "Формулу-1" является попадание в программу поддержки какой-либо команды, продвижение с её помощью по молодежным сериям и, наконец, получение места в кокпите болида с помощью покровителя. Сейчас сразу у пяти команд - "Ред Булла", "Феррари", "Макларена", "Лотуса" и "Мерседеса" - есть свои "фарм-клубы" в самых разных молодежных чемпионатах - от GP2 до "Формулы-3", а у одной из них есть даже целая резервная команда в "Формуле-1".

Самой "результативной" программой бесспорно является проект "Ред Булла" "Red Bull Junior Team", который только за последние пять лет сумел провести в чемпионат целых пять пилотов. Себастьен Буэми, Хайме Альнерсуари, Даниэль Риккардо, Жан-Эрик Вернь и, главное, уже трехкратный чемпион мира Себастьян Феттель нашли место в "Больших Призах" именно с помощью австрийской компании по производству энергетиков.

Изначально нацеленная на молодого потребителя, корпорация вот уже более десяти лет использует экстремальные виды спорта для продвижения своей продукции среди молодежи. Конечно, автоспорт не мог остаться вне поля зрения всевидящих маркетологов, и теперь, спустя двенадцать лет после начала своей деятельности в мире кольцевых формульных гонок, компания и ее программа поддержки являются целью для молодых гоночных дарований со всего света. Именно попадание под "опекунство" "Ред Булла" дает наилучший шанс пробиться к вершине автоспорта, ведь "Ред Булл" имеет выработанную годами систему и дает шанс "обкататься" лучшим пилотам в той самой резервной команде, о которой было упомянуто в начале текста - в "Торро Россо". Кто сегодня входит в программу доктора Хельмута Марко? Мы ответили на этот вопрос и оценили самых перспективных пилотов.

1. Антонио Феликс Да Кошта (Португалия)

Возраст: 21

Год приёма в программу: 2012, лето

Где будет гоняться в 2013: Мировая Серия Рено

Шансы на попадание в "Формулу-1": очень высокие

da costa

Португальский пилот был включен в программу "Ред Булла" буквально по ходу сезона 2012 года, заменив в ней невыразительно выступавшего британца Льюиса Уильямсона. После неплохого, но немного вяловятого начала сезона в GP3 Антонио начал буквально парить над трассами! Выступления под патронажем "Ред Булл" в Мировой Серии Рено, где за половину сезона Да Кошта взобрался на четвёртую строчку общего зачета, заставили говорить о нем как о самой яркой звезде молодежных серий. Вкатившись в ритм и освоив некоторые особенности управления болидом Мировой Серии, Да Кошта попросту уничтожил всех соперников, победив в четырех из последних пяти гонок сезона и набрав 118 очков из 125 возможных за этот промежуток времени. Эффект от выступления в Мировой Серии португалец подтвердил уверенным выступлением в GP3, где занял почетное третье место и викторией в легендарном Гран-При Макао.

Сейчас не видно ни одной преграды, которая могла бы помешать Антонио получить место в "Формуле-1": сам он показывает отличные результаты, доминируя в одной из самых сложных молодежных серий, напарники по "Торо Россо" не будоражат сознания болельщиков какими-то ошеломительными результатами, заставляющими забыть о других пилотах программы, а остальные еще слишком молоды и не готовы для "Королевы Автоспорта". Пожалуй, помешать Да Коште может только прессинг от требования победы в чемпионате со стороны Хельмута Марко. Но ведь именно под прессингом и выясняется, из какого таланта может вырасти хороший гонщик, а из какого - великий пилот... Если Да Кошта не сломается (как это, кстати, произошло с проигравшими титул Риккардо и Вернем), реализует свой потенциал и спокойно выиграет чемпионат, то не заменить им кого-то из пилотов "Торо Россо" будет уже невозможно, особенно в свете любви к перестановкам Хельмута Марко.

На данный момент диспозиция в редбулловской "молодежке" такова, что в 2014 году Да Кошта даже может быть выбран в напарники Себастьяна Феттеля по главной команде: сейчас португалец выглядит значительно интересней пилотов "Торо Россо", он уже не первый год набирает немалый тестовый накат на молодежных тестах, к моменту перехода в "Формулу-1" у Антонио накопится большой опыт борьбы в верхах пелотона. В перспективности Да Кошты вопросов нет. Есть большая вероятность, что именно Да Кошта станет вторым после Феттеля бриллиантом в коллекции молодых дарований доктора Хельмута Марко.

2. Карлос Сайнц-младший (Испания)

Возраст: 18

Год приема в программу: 2010

Где будет гоняться в 2013: GP3

Шансы на попадание в "Формулу-1": выше средних

sainz

Сыну знаменитого раллиста Карлоса Сайнца на роду было написано заниматься автоспортом. Правда, в отличие от отца, Карлос-младший начал заниматься картингом, а затем пошел по лестнице молодежных серий, ведущей в "Формулу-1".

По большому счету, "Ред Булл" начал помогать пилоту со времени дебюта в "открытых колесах" в 2010. В этом году Сайнц начинает уже четвертый сезон подряд под покровительством энергетиков. Хельмут Марко выбрал для своего подопечного серию GP3, гонки которой проходят в рамках уик-эндов "Формулы-1": с одной стороны, испанец будет постоянно находиться под внимательным взглядом наставника, с другой - наконец можно будет по-настоящему оценить уровень пилота в условиях очень серьезной конкуренции. 

Пока что уровень Сайнца - скорее загадка. Несмотря на то, что во всех сериях, где Сайнц гонялся, он был среди лидеров, прошлый сезон в британской "Формуле-3" несколько пошатнул позиции уроженца Мадрида. Оказавшись в новой серии без практически подобранной (как в Формуле-Рено 2.0 2010-2011 годов) под себя группы механиков и инженеров, Карлос хорошо начал, но вот в середине сезона заметно сдал. Начиная с третьей гонки четвертого этапа в Брэндс-Хэтче и до третьего заезда седьмого этапа в Снеттероне, Сайнц пять раз вообще не набирал очков и лишь дважды поднялся на подиум. Впрочем, добротно проведя концовку чемпионата, Карлос взобрался на шестую строчку по итогам сезона и сохранил место под крылом "Ред Булла".

Этот сезон во многом определяющий для Сайнца. Не победив ни в 2011 году в Еврокубке Рено, ни в 2012 в британской "трешке", испанец должен как минимум обыгрывать своего напарника Квята и хотя бы несколько раз выступить очень впечатляюще для того, чтобы восстановить немного снизившийся, судя по интервью, уровень веры в себя Хельмута Марко. В последнее время австриец без особого сожаления расстаётся с пилотами, и поэтому рассчитывать только на "силу фамилии" Сайнцу не приходится.

Судя по всему, талант у парня есть. Теперь испанцу нужно научиться справляться с нервами и эмоциями. Без стрессоустойчивости в "Больших Призах" сейчас делать нечего, и Сайнц должен научиться сочетать в себе агрессивный, но неаварийный стиль поведения как на трассе, так и вне её. Иначе можно остановиться в шаге от мечты, как это уже не раз происходило с протеже "Ред Булла"...

3. Даниил Квят (Россия)

Возраст: 18 лет

Год приема в программу: 2010

Где будет гоняться в 2013: GP3

Шансы на попадание в "Формулу-1": выше средних

kvyat

 Параллельно с Карлосом Сайнцем по молодежным сериям шагает ещё один пилот - россиянин Даниил Квят. Лейтмотивом карьер обоих пока является соперничество друг с другом. Принятые в программу вместе в 2010 году, лишь в прошлом сезоне друзья-соперники впервые на взрослом этапе карьеры выступали не в одном чемпионате, когда испанец отправился покорять британскую "трёшку", а уфимец остался в Еврокубке Рено 2.0.

Остался, но не смог победить в нем, упустив отличный шанс на чемпионство в самой последней гонке сезона. Тогда, неправильно выбрав шины, Даниил не смог наказать Стофеля Вандоорна за откровенно плохой финальный уик-энд и титул буквально уплыл к бельгийцу. Российскому пилоту же пришлось довольствоваться титулом Альпийского первенства, завоеванного в борьбе с Норманом Нато.

Квят очень быстр - и это факт. В последних четырех чемпионатах, в которых он участвовал, уроженец Башкирии неизменно входил в тройку призеров, а в том году и вовсе одержал наибольшее количество побед в обоих сериях, в которых гонялся. Это не может оставаться без внимания Хельмута Марко. Но в то же время надо признать, что у Квята есть некоторые недостатки: во-первых, не всегда нужная агрессивность на трассе, как, например, в аварии с Оливером Роулендом на Хунгароринге, которая в итоге привела к потере решающих в борьбе за титул очков, а во-вторых - пресловутое для многих российских спортсменов отсутствие "инстинкта убийцы". По большому счету, за последние два года Квят в самый последний момент проиграл сразу две дуэли, в которых должен был брать верх: Карлосу Сайнсу в 2010 в борьбе за второе место и уже не раз упомянутую борьбу с Вандоорном в году прошлом.

Очень маловероятно, что "Ред Булл" будет продолжать закрывать глаза на локальные неудачи Квята на более поздних этапах карьеры пилота. В этом году "Ред Булл" снова свел своих воспитанников, Квята и Сайнца, в серии GP3. Вполне вероятно, что после сезона 2013 в программе останется лишь один из пары испанца и россиянина. Именно поэтому Квяту жизненно необходимо опередить Сайнца, чтобы доказать, что прошлогодняя неудача - не более, чем недоразумение. Реально ли это? Как показывают тесты, вполне. По чистой скорости Квят, как и всегда, показал себя очень хорошо. Теперь главное - перенести скорость и спокойствие не просто в большинство гонок, как это было в прошлом, а стать по-настоящему стабильным пилотом, не срывающимся на плохие результаты в самые ненужные моменты чемпионата.

4. Том Бломквист (Великобритания)

Возраст: 19

Год приёма в программу: 2013

Где будет гоняться в 2013: Европейская Формула-3

 Шансы на попадание в "Формулу--": средние/сложно определить

tom

Самый "свежий" участник программы. Еще один представитель "гонщиков по наследству", отец - чемпион мира по ралли 1984 года. За год до вступления в программу "Ред Булла" Том уже был "задрафтован" "Маклареном" и даже фигурировал в числе кандидатов на престижную премию "Mclaren BRDC Awards", но уступил Оливеру Роуленду.

Столь большое желание сразу нескольких компаний "забрать" Тома объясняется, в первую очередь, победой британца шведского происхождения в британской "Формуле-Рено 2.0". Выиграв ее в 2010 году в возрасте шестнадцати лет, Бломквист обновил рекорд Льюиса Хэмилтона и сразу заработал много вистов у "больших боссов". Откровенно говоря, включения в программы поддержки двух команд пока что можно назвать следствием яркого впечатления, произведенного в одном отдельно взятом сезоне, чем стабильным прогрессом в течении нескольких лет. Последние два года Том провёл в немецкой "трёшке". В 2011, будучи третьим в чемпионате, Бломквист попал в очень серьёзную аварию на Лаузицринге и выбыл из строя до конца сезона, а в прошлом году, стартовав лишь в пяти этапах "Кубка Ф-3", Бломквист завоевал пять побед и десять раз поднялся на подиум, заняв итоговое пятое место. 

Поддержка "Ред Булл" - глоток свежего воздуха для карьеры очень талантливого пилота. Сложно сказать, каковы шансы Тома на попадание хотя бы на тесты молодых пилотов "Формулы-1" в этом году, но ясно, что при провале Квята или Сайнца в GP3 именно Бломквист встанет "на передовую" программы. Пожалуй, одними из немногих минусов англичанина является, во-первых, "отставание" на год от более молодых партнеров, уже преодолевших уровень "Формулы-3", а также небольшое падение результатов в последние два сезона. Будет интересно посмотреть, как проявит себя пилот, в этом году впервые оказавшийся в условиях реального требования результата со стороны своего руководства. Вернется ли Бломквист к планке 2010 года или станет еще одним Льюисом Уильямсоном? Вот вопрос сезона для девятнадцатилетнего британца.

Итоги

Пилотам "Торо Россо" стоит очень серьёзно забеспокоиться о своих местах. Учитывая нравы деспотичного Хельмута Марко, очень вероятно, что в конце сезона состав команды будет сменён как минимум наполовину. Казалось бы, потенциальный уход Марка Уэббера способен открыть дорогу в кокпит творений Эдриана Ньюи Даниэлю Риккардо или Жан-Эрику Верню, но пока что оба не доказывают своими результатами, что способны ввязаться в борьбу в элите "Королевских гонок".

И вот здесь вступают в борьбу пилоты молодёжной программы. Конечно, нам, российским болельщикам, хотелось бы как можно увидеть за рулём боевого болида Даниила Квята. Но реальность такова, что дебют уфимца вряд ли реален раньше 2015 года. И возможен он будет только в том случае, если Даниил наконец соберет вместе все факторы, недостававшие в прошлом, и наконец уверенно обыграет еще одного очень быстрого пилота - испанца Карлоса Сайнца. Пожалуй, на данный момент шансы обоих на попадание в "высший свет" автоспорта примерно равны и этот сезон рассудит, кто приблизится к мечте, а кто, вероятно, забудет о ней навсегда.

Примой молодежной программы "Красных быков" сейчас однозначно является Антонио Феликс Да Кошта. Откровенно говоря, сложно представить, что должно произойти, чтобы поразительно быстрый Да Кошта не дебютировал в "Формуле-1" уже в следующем году.

Конвейер "Ред Булла" по поставкам качественных молодых кадров в "Формулу-1" продолжает работать на полных мощностях. С одной стороны, компания действительно позволяет лучшим пилотам без проблем пробиться на самый верх, с другой - часто безжалостно выбрасывает неподошедших пилотов, оставляя тех практически без шансов сделать карьеру мечты.

Сейчас "Ред Булл" на коне. Главная команда концерна доминирует вот уже четвертый сезон подряд, а программа поддержки доказывает свою поразительную эффективность, каждые пару лет делегируя в "Формулу-1" хотя бы одного представителя. Кто, когда и как будет пробиваться в "Формулу-1" под покровительством энергетиков? За ответами на эти вопросы еще долгие годы будут следить болельщики автоспорта по всему миру, ведь одно из лучших явлений, случающихся в "Формуле-1" - рождение новых молодых ярких звезд...