Назад в мечту. Как Адриан Сутиль возвращался в «Формулу-1»
Адриан Сутил вернулся в гонки и сразу стал одним из героев "Гран-При Австралии". Причины, по которым возвращение стало возможным - в рассказе блога "With a full heart" о том, что делал Сутиль весь прошлый год
17 апреля 2011 года в шанхайском клубе "Минт" произошла драка между посетителями. "Ничего интересного" - сказали бы многие из вас. Все бы ничего, но в конфликте приняли участие персоны, имевшие немалый вес в автоспорте. Адриан Сутиль, немецкий пилот "Форс-Индии", придя в клуб отметить победу своего друга Льюиса Хэмилтона в "Гран-При Китая", нанес несколько ранений бокалом в шею Эрику Люксу, совладельцу "Лотус-Рено". Что послужило причиной столкновения вне трассы?
Говорят, некая особа, сопровождавшая Люкса... К счастью, серьезных последствий для жизни люксембуржца инцидент не имел и он, после нанесения нескольких швов, продолжил заниматься своим делом.А для Сутиля следующие 10 месяцев стали самым серьезным испытанием в жизни. Простому пилоту, имевшему за спиной лишь нескольких спонсоров, приносивших порядка 8 миллионов евро в год, да родителей, поддерживающих сына морально, пришлось вступить в войну с целой армией юристов бизнесмена Люкса, чтобы не угодить за решетку за, в общем-то не самый серьезный проступок, попутно продолжая показывать высокие результаты в борьбе с новым напарником Полом ди Рестой.
Несмотря на трудности, Сутилю удалось провести лучший сезон в карьере, войдя в десятку лучших по итогам чемпионата. По-настоящему удалась концовка сезона, когда в трех последних гонках подряд Сутиль не опускался ниже 9 места, а на финале сезона в Бразилии Адриан и вовсе повторил свой лучший результат в сезоне, став шестым. К сожалению, дела на судебном фронте у немца уругвайского происхождения шли не так хорошо. Посещая одно судебное заседание за другим, Сутиль и его адвокаты наконец подошли к генеральному сражению в суде Мюнхена.
Закончилось оно для нашего героя неоднозначно: с одной стороны, гонщик избежал реального наказания и получил "прощение" Люкса, с другой - был приговорён к полутора годам условно и немалому штрафу в 200 тысяч евро. Также судимость грозила ему запретом на посещение сразу нескольких стран, в которых проводятся Гран-При: США, Китая и Канады...
И все же худшим последствием суда для Адриана стала дата слушаний: 31 января. В это время вакансий в "Формуле-1" обычно уже не остается, а ждать решения суда, отказывая гипотетически сильным кандидатам, команды, что логично, не хотят. "Сейчас бы я даже не пошёл в тот ночной клуб", – сокрушался Сутиль в недавнем интервью. Так или иначе, Сутиль остался без контракта на 2012 год и отправился смотреть гонки из Paddock Club, а иногда и вовсе с дивана.
Если до середины 2011 года у Сутиля, по признанию его менеджера Манфреда Циммермана, было сразу 4 предложения, то перед сезоном 2012 мест для Сутиля не осталось совсем. Адриан последовал дорогой Хайме Альгерсуари, Себастьена Буэми и Рубенса Барикелло, оказавшись после сезона 2011 вне мира "Формулы-1". В тот момент казалось, что только начавшая бурно развиваться карьера закончилась, совсем немного не дотянув до своего пика...Впрочем, менеджер пилота сразу же взялся за работу по возвращению клиента в "Большие призы". Именно Манфред Циммерман в течение всего года поддерживал контакты в главной гоночной серии мира, не давая паддоку забыть об Адриане.
Его пиар-работа в прессе и Интернете очень хорошо продемонстрировала, как должен работать менеджмент пилота в случае приостановления карьеры по не зависящем от гонщика обстоятельствам. Регулярные интервью на тему продолжения профессиональной деятельности, появления в паддоке на большей части Гран-При и бесконечные переговоры с половиной команд сделали Сутиля абсолютно равным с другими пилотами участником трансферного рынка. "Я сосредоточен на возвращении в чемпионат и веду переговоры с несколькими командами.
Надеюсь, для меня найдется место" - примерно такие слова являлись лейтмотивом всех интервью пилота на протяжении 2012 года. Но главной целью Сутиля была "Форс Индия": именно к ней он так часто захаживал в боксы, именно с ней вёл основные переговоры. Когда в октябре Нико Хюлькенберг, сменивший Сутиля в кокпите, объявил о своем переходе в "Заубер", автоматически был дан старт гонке за второе место в "Форс-Индии". Следующие четыре с половиной месяцев команда посвятила изучению наилучшего из множества варианта. К концу чемпионата в ноябре казалось, что команда вот-вот объявит решение и за руль сядет либо Хайме Альгерсуари, либо Жюль Бьянки.
Но гонка превратилась в настоящий марафон. Несколько раз менялся фаворит, приходили и уходили новые кандидаты. Около десяти гонщикам - от Нараина Картикеяна до Виталия Петрова - вменяли переговоры с индийской конюшней за это время. Особенно острой борьба была в свете финансовых трудностей владельца команды Виджея Малльи и появившихся проблем инвестиционной группы "Сахара", контролирующей большой пакет акций "Индийской силы".
В это время Адриан и Циммерман практически безостановочно контактировали с командой и её владельцам. "Мы можем вновь пригласить Сутила, он очень быстр. На этот сезон я не продлил контракта с Адрианом, но он часто появляется в наших боксах – именно такую атмосферу – дружескую и неформальную я всегда стремился создать в нашей команде" - говорил в ноябре Виджей Маллья.
К середине февраля в гонке за место боевого пилота "Форс-Индии" остались два пилота: Жюль Бьянки, молодой протеже "Феррари", и Сутиль. Дольше команда тянуть не могла. На предпоследнюю сессию тестов в Барселоне руководитель команды Роберт Фернли и владелец Малья пригласили обоих, отдав кандидатам два последних дня сессии. Впервые за 15 месяцев сев в боевой болид, Адриан сразу показал скорость, сопоставимую и даже лучшую по сравнению с показателями Ди Ресты и Бьянки.
"Для меня пилотировать машину Формулы 1 – это абсолютно естественный процесс, я быстро обрёл прежнюю скорость и смог раскрыть потенциал VJM06. Выбор между мной и Бьянки? Мне не нужны дополнительные проверки – я провёл в "Форс Индии" шесть лет, они знают меня лучше, чем любая другая команда в пелотоне. Не знаю, у кого лучший шанс занять вакансию, но я сделал всё, что мог, теперь решение за командой." - немного самоуверенно говорил Сутиль после окончания тестового дня.
Следующие несколько дней ожидания объявления решения длились вечность. В прессу то и дело просачивались слухи об обоих гонщиках. Одни писали об уже заключенным контракте с Бьянки, другие говорили о Сутиле. Наконец, в первый день финальной сессии тестов команда официальном объявила о своем решении: место второго пилота в этом сезоне займет Адриан Сутиль. Команда приняла назад своего блудного сына. Пилот вернулся в свой дом в мире "Больших Призов".
Пожалуй, этот вариант развития событий стал лучшим для всех: гонщик вернулся домой, команда получила быстрого пилота со знакомым стилем пилотирования, Бьянки отправился (пусть и во многом случайно) доказывать потенциал в "Марусю", а болельщики получили красивую историю о возвращении отличного гонщика. "По правде говоря, я никогда не думал, что моя карьера в "Формуле-1" закончится– я оптимист.
Если что-то не получается, нужно попробовать ещё раз, приложив больше усилий. Мой опыт доказывает: если верить в себя и никогда не сдаваться, то ваши усилия непременно будут вознаграждены.". Уже по ходу первого Гран-При сезона в Мельбурне Адриан полностью подтвердил верность выбора, выдав ярчайшую гонку: Сутиль впервые в жизни полидировал, очень красиво боролся с лидерами на жестких шинах, долгое время претендовал на подиум и обыграл в первой же гонке Пола Ди Ресту. Адриан стал одним из хедлайнеров Гран-При, заставив говорить о себе так же, как о Кими Райкконене, выигравшем гонку.
По-моему, возвращение Сутиля в "Форс-Индию" очень справедливо. Пилот, прошедший все фазы становления команды - от последних мест в первые сезоны, включавших в себя лишь яркие выступления в Монако, до крепкого середняка с притязаниями на подиумы - заслужил второй шанс. Адриан взрослел вместе с "Форс Индией", команда росла с Сутилем: их отношения напоминают дружбу двух бравых ребят, регулярно набивающих шишки, но, главное, вместе противостоящих трудностям (в отличие, кстати, от Льюиса Хэмилтона, даже не пришедшнго в суд к другу).
И очень правильно, что в современную, лишенную сантиментов эпоху, эта история происходит, доказывая, что, какими бы контрактами ни были скреплены договоренности, главное в жизни - человеческие отношения. Именно благодаря ним Малья дал шанс старому проверенному бойцу, отказавшись от Бьянки и, возможно, моторов "Феррари". Друг снова поверил в друга и дает возможность вернуться к мечте - и это важнее всех политических интриг, которыми сейчас наполнен мир "Формулы-1".