6 мин.

Showtime: Кто такой Валттери Боттас и почему он сведет гоночный мир с ума

В 2013 году в Формуле-1 дебютируют сразу 5 новых пилотов: Эстебан Гутьеррес в "Заубере", Гидо Ван дер Гарде в"Кэтерхэме", Макс Чилтон с Жюлем Бьянки в "Марусе" и Валттери Боттас в "Уильямсе". Пожалуй, последний является самым талантливым и основательно подготовленным новичком со времен дебюта Нико Хюлькенберга. Кто этот финн и почему скоро все будут болеть за него - в предваряющем сезон рассказе от блога "With a full heart".

В конце января 2010 года на любимом российскими болельщиками Формулы-1 сайте f1news.ru появилась следующая новость: Валттери Боттас - официальный тест-пилот "Уильямса". Этот выбор английской команды показался как минимум странным хотя бы из-за того, что большая часть интересующихся вообще впервые услышала это имя. У финна не было ни серьезной финансовой поддержки, ни громких титулов. Нет, сказать, что Боттас казался бездарным ни в коем случае нельзя, он стал чемпионом двухлитрового "Еврокубка Рено" в 2008 и показывал неплохие результаты в "Формуле-3", но на место третьего пилота рисовалась гораздо более привлекательная кандидатура уже тогда не обделенного деньгами и "основным" титулом "Формулы-Рено" Ван Дер Гарде. Сложилось впечатление, что Валттери может стать кем-то вроде Яна Хароуза, постоянно числящегося у кого-то в третьих пилотах, но не рассматривающегося на место в боевой машине. Этим суждениям поспособствовали слова сэра Фрэнка Уильямса, ограничевшегося в столь ответственный для любого молодого гонщика дежурными фразами о том, что он надеется на то, что "официальная роль тест-пилота поможет Валттери сделать следующий шаг в карьере" и желает новобранцу "успешного нового сезона". Не было даже обычной для таких моментов формулировки надежды на "плодотворное сотрудничество в дальнейшем"...

28 ноября 2012 года в пресс-релизе команда "Формулы-1" "Уильямс" официально сообщила о том, что финский гонщик Валттери Боттас становится напарником Пастора Мальдонадо и в 2013 году выведет ее болид на стартовую решетку 19 Гран-При сезона. Сказать, что отношение к северянину в паддоке за 3 года изменилось - значит сказать очень мало. За пару лет Боттас превратился из очередного талантливого парня из финской провинции в потенциальную звезду Больших Призов. Он окреп и готов к новым свершениям. "Валттери может стать супергонщиком, - сказал недавно в одном из интервью Фрэнк Уильямс. - Блестящий контроль машины, скромный парень - он мне нравится. Мы возлагаем на него большие надежды".

Уже сейчас многие эксперты сравнивают Валттери с другим знаменитым финном Кими Райкконеном. Их действительно объединяет многое: оба спокойно относятся к популярности, вы не найдете в их интервью заискиваний перед прессой. Они гоняются ради гонок. Их карьеры тоже схожи: ни тот, ни другой не выступали в сильнейших "молодежных" сериях, оба пересели в болид Формулы-1 из болида с двухлитровым мотором, оба дебютируют в команде-середняке. И еще одно. Оба влюбляют в себя болельщиков. Влюбляют удивительной внутренней харизмой и по-хищнечески грациозно-агрессивным стилем пилотирования. Наблюдать за этими финнами на трассе - истинное удовольствие для гоночных гурманов...

Команда должна облегчить адаптацию Боттасу в условиях неминуемого прессинга со стороны журналистов и болельщиков. В "Уильямсе" привыкли работать с молодыми пилотами. Каждый сезон, начиная с 2010 года, состав команды обновлялся наполовину. "Валттери оказался в хорошей команде. Уильямс - это лучшая команда для начинающего пилота из всех возможных. Они очень опытны, и там работает много хороших специалистов." - говорит Мика Сало, бывший гонщик Феррари и Тойоты.   Цель Боттаса на 2013 год - не сильно отстать от Мальдонадо по очкам, выдав несколько впечатляющих гонок и пару-тройку ярких квалификаций. Нельзя сказать, что он будет в более комфортном психологическом положении относительно других дебютантов. Если остальным новичкам первые неудачи будут списаны на нехватку опыта и недостаточный тестовый накат, то Боттаса при трудностях сразу же начнут атаковать журналисты, вспоминая о том, что "Уильямс" отобрал в прошлом году 15 первых практик у Брунно Сенны для того, чтобы Валттери подошел к "Формуле-1" готовым. Впрочем, именно здесь и должны помочь Боттасу природное хладнокровие и способность абстагироваться от ситуации. Для пилота таланта и трудоспособности Боттаса никакая из задач на сезон не должна стать тем, обо что разобьются честолюбивые амбиции.

Боттас

Как же Валттери дошел до контракта основного пилота Ф-1? Боттас родился в финском городке Настола 28 августа 1989 года. В возрасте шести лет начал заниматься картингом. В 11 начал выступать в чемпионатах по юниорам, в 15 выиграл первый титул чемпиона Финляндии. К 18 годам, после трех триумфальных сезонов в картинге, Валтерри решился на переход в большие серии. В последующие три года Боттас зацепил чемпионство в "Еврокубке Рено" и дважды выиграл гонку "Masters of Formula 3". В 2010 он, подписав контракт тест-пилота с Уильямс, завершил свою гоночную деятельность вне уик-эндов "Формулы-1", заняв второй раз подряд третье место в "Евросерии" и поднявшись на аналогичную ступеньку подиума в легендарном "Гран-При Макао". Звездный час наступил в 2011 году, когда в престижной серии GP3 Валттери, одержав 4 победы в последних семи гонках сезона, стал чемпионом, победив таких уже распиаренных к тому времени конкурентов, как Льюиса Уильямсона и Александра Симса. Этот момент стал переломным. С тех пор к нему перестали относится как к заносчивому холодному человеку, непонятно как севшему за третью баранку одной из величайших команд в истории "Формулы-1". В Валттери разглядели качества, характерные для чемпионов: способность переломить ход сезона в свою пользу, для него не существовало авторитетов. Поэтому мало кто удивился, когда в 2012 вместо толчеи в GP2 Боттас начал набираться опыта работы в "Формуле-1" по "пятничному" контракту. "Я скучаю по гонкам, ведь я участвовал в них всю жизнь, но, думаю, года как раз хватит, — говорил финский гонщик. – Главная цель – место пилота. Но если я его не получу, тогда я просто продолжу участвовать в соревнованиях. У меня есть время, мне 22 года, и я рассчитываю остаться здесь." По ходу пятничных практик Валттери удалось пару раз опередить сверхбыстрого на одном круге Мальдонадо, а в Барселоне и вовсе стать пятым. Потенциал был очевиден. Уильямс не мог позволить себе проморгать такой бриллиант, особенно после расставания с Нико Хюлькенбергом. Обделив Сенну почти третью практик, в "Уильямсе" бразильцу сразу дали понять, что он будет рассматриваться на роль боевого пилота в 2013 он будет лишь в случае невероятного прогресса и абсолютного разгрома Пастора, приносившего почти в два раза больше денег. Отчасти деньгам Сенны должен быть благодарен за нынешнее место Боттас. Неизвестно, какое бы решение было принято, если бы в 2012 году продолжал гоняться "висевший" на зарплате Рубенс Барикелло.

 

GP3 winner

Впрочем, все прошло для Боттаса максимально гладко и сегодня он готовится к своему первому этапу в качестве боевого пилота Королевских гонок. "Не всегда было легко наблюдать за тем, как Сенна выступает в гонках, но это был лучший вариант. Я присутствовал на Гран При, смотрел и учился, а сейчас чувствую себя достаточно комфортно. Я готов к сезону на 110%." Возможно, едва ли не единственный фактор, который может помешать Боттасу хорошо дебютировать - отсутствие гоночной практики в последнее время. В это сложно поверить, но к моменту старта в Мельбурне у Боттаса накопится более 530 дней без реальных стартов и реальной борьбы! Довольно длительный срок для молодого пилота. Тем не менее, нет сомнений, что уже к европейским этапам финн наберет нужную форму и восстановит немного подзабытые гоночные навыки.

bottas on tests in barcelona

 Для успешной карьеры у Валттери Боттаса есть все: отличный менеджер Тотто Вольф, хорошая команда, умеющая огранять пилотов до состояния дорогих алмазов и огромный природный талант. Валттери приходит в шоу основательно подготовленным и чрезвычайно амбициозным. Боттас приходит сюда надолго. Приходит, чтобы побеждать.

P.S Если Вам понравилась статья, то не забывайте ставить плюсики и жать кнопку "подписаться":)