За кого болеть в 2013?
Сегодня стартует 64 чемпионат мира по автогонкам в классе Формула 1. На вопрос о расстановке сил в пелетоне не сможет ответить даже лучший конструктор или самый удачливый менеджер. Впереди 19 Гран При на обкатанных в прошлом году трассах за исключением Валенсии, которая теперь будет чередоваться с Барселоной и Хоккенхаймом, традиционно с 2007 года уступившим очередь Нюрбургу. Поскольку Валенсии не удалось продержаться все предписанные контрактом 7 лет кряду, впервые с 1998 года Гран При Европы не состоится.
Накануне прошлого сезона в колонке публиковалась статья о перспективах команд и их возможных позициях по итогам чемпионата. С большой долей вероятности изложенные мной ожидания оправдались. Давайте попробуем взглянуть на 2013?
Red Bull
RB9
Истинно чемпионская команда вопреки всем палкам в колеса в виде изменений технического регламента областей, в которых австрийцы наиболее сильны, с завидным упорством продолжают коллекционировать титулы. Не побоюсь сказать, с еще большей эффективностью, чем Ferrari эпохи дрим-тим.
Потому ужесточение передних антикрыльев, как и другие ограничения, позволят лишь чуть сбить темп «быков» в начале сезона. Вряд ли Феттель будет на поуле уже в Австралии. Однако, несомненно, к концу осени именно Red Bull будет главным фаворитом в борьбе за чемпионский титул. Стабильная пара пилотов вот уже с 2009 года год за годом демонстрирует оптимальное сочетание и для завоевание четвертого подряд Кубка Конструкторов.
Кто им может помешать?
Ferrari
F138
Впервые с момента прихода Алонсо итальянская команда готова броситься в схватку за титул уже с первого Гран При. Однако Доменикали и К убедительно продемонстрировали, что и подметки не годятся великолепной шестерке, на острие которой блистали Шумахер и Баррикелло. Потому, просчеты, спады и прочие неожиданные сбои обязательно будут. В лучшем случае Ferrari удастся вывести лидера в очную схватку с Red Bull, как это было в 2010 и 2012 годах. При этом только ценой Кубка Конструкторов. Итальянцы готовы позволить себе такую опцию, скостив возможности второго пилота. Кто им окажется? Почти каждый ответит, что Масса.
Однако все мы знаем, насколько быстр Фелипе, когда выступает на своем уровне и насколько важен и судьбоносен для него сезон.
В 2014 у бразильца больше вероятность вылететь из Ferrari, чем остаться. Потому, он должен побеждать. С другой стороны, Алонсо и Доменикали вряд ли позволят оттенять напарника. В сложной ситуации оказался Фелипе. Но именно от него зависит итоговая позиция в Кубке Конструкторов. Борьба с Mercedes обещает быть плотной…
Mercedes
W04
Кто бы знал, что чемпионская команда-одногодка, заимев бюджет одного из главных европейских автоконцернов, так резко сдаст. Не помог и Михаэль Шумахер. Лишился карьеры и сам Норберт Хауг… Команда вступает в новый этап. Сезон, несмотря на то, что по логике вещей считается переходным, обещает быть намного лучше всех трех предыдущих. И рекордное время Росберга на финальных тестах в Барселоне, всего в 0,176 секунды от квалификационного результата Баррикелло на болиде-прародителе пресловутой команды, совсем не шутка.
С приходом Хэмильтона в Mercedes пелетон получил двух первых чемпионов GP2, ровесников и пилотов, начинавших карьеру в картинге плечо к плечу в одной команде. После распада дуэта Льюис-Дженсон, очевидно, это самая интригующая пара в чемпионате. На кого готовы поставить Вы?
McLaren
MP4/28
Команда сделала рискованный, но отчасти оправданный шаг, пригласив Переса и залатав огромную пробоину после неожиданного ухода Хэмильтона. Конечно, Серхио пока еще далеко не топ-пилот, однако состояние Слима, выраженное в спонсорстве Telmex не подвергается сомнению. Скорейший уход Vodafone тому подтверждение. С таким упорством отбитый у Ferrari партнер в мгновение ока стал лишним…
Что же до гоночных кондиций, то революционный MP4/28 рискует начать сезон в роли догоняющего. Несомненно, McLaren является лучшим примером команды, которая может успешно доработать болид по ходу сезона. Однако в последний сезон регламента с атмосферными V-образными «восьмерками» такая особенность может оказаться лишней.
Даже в дуэте британских суперпилотов команде из Уокинга порой приходилось нелегко. Что же теперь будет в компании с Пересом? Однозначно позиции в зачете команд должны пострадать, и даже наиболее низкое для пары англичан 3 место, завоеванное в прошлом году, судя по всему, останется недостижимым. В то время как за титул Дженсон, вполне возможно, сможет бороться и до последней гонки.
Lotus
E21
Команда с уходом Бриаторе, безусловно, ползет вверх. Дуэт абсолютно разных пилотов даже в дебютном, прошлом, сезоне оказался весьма гармоничным. На что же замахнуться Булье и сотоварищи в 2013? Победы в гонках однозначно будут. Вот только смогут ли бросить перчатку лидерам в борьбе за титул Райкконен и Грожан при условии равенства в коллективе?
Если француз справится с давлением и проявит должную моральную устойчивость регулярное превосходство в чистой скорости над финном вполне возможно. Однако перманентная борьба за высшие награды по итогам чемпионата видится пока туманной. Плюс к этому, не будем забывать, что несмотря на добротность болида, Lotus все же еще не команда экстра-класса, и, по всей видимости, сделать больший шаг, чем лидеры, энстоунцам в межсезонье не удалось.
Потому позиция худших из лучших, на мой взгляд, в 2013 вполне закономерна.
Sauber
C32
Швейцарская команда продолжает прогрессировать. И хотя до топ она явно ещё не доросла, Force India второй год подряд опередить, судя по уверенным тестам, в состоянии. Но только в личном зачете. Ибо приход в команду Хюлькенберга однозначно усилил Sauber. Однако общий уровень команды с дебютом Гутьерреса серьезно упал. И если его коллега по поддержке Telmex Серхио Перес отчасти заслужил повышения в команду рангом выше тремя подиумами, то Эстебан, во второй сезон выступлений в GP2 добившийся лишь бронзы, вряд ли достоин был пополнить список пилотов Формулы 1. Всерьез опередившие его более опытные Вальсекки и Разия в боевой состав прорваться не сумели ввиду меньших платежеспособных возможностей.
Данная пара гонщиков является одной из наиболее разительно отличающихся по классу в современном пелетоне. Эстебан определенно будет тянуть вниз. От прогресса дебютанта и будет зависеть результат сражения с Force India. Полагаю, это будет самая плотная пара команд. Небольшое преимущество в скорости болида у Sauber, однако суммарная конкурентоспособность пилотского состава не в пользу швейцарской команды.
Force India
VJM06
Впервые уступив Sauber в прошлом году сильверстоунцы явно намерены отыграться. Индийская команда применила интересный подход, вернув дуэт гонщиков образца 2011 года, вновь подписав Адриана Сутиля, решившего криминальные дела. После пары Mercedes это наиболее интересный дуэт в серии, ведь в первый год взаимодействия немец и шотландец показали завидную внутрикомандную борьбу. Но тогда ди Реста был всего лишь новичком, в то время как Сутиль – гонщиком, выступавшим в команде с момента ее основания.
Не менее острой борьба окажется и в Кубке Конструкторов, где с одной стороны придется отвоевывать место лучшей команды «из остальных», с другой – продолжить защищаться от напора Williams, а в отдельных гонках и Toro Rosso. Нет сомнений, что это один из самых сбалансированных составов и именно он позволил завоевать рекордное в истории Force India 6 место в 2011 году.
Проблемой может оказаться разве что целый год вне гонок Сутиля. Пока Адриан честно признавался, что на тестах он был не в своей тарелке. От решения проблем немца и будет зависеть итоговый успех команды Виджея Малльи.
Williams
WF35
Как и их непосредственные и более успешные в последние два сезона конкуренты, команда из Гроува обновила состав. По примеру Force India, взращивавшей тестеров, из года в год замещавших пилотов основного состава (Льюцци, ди Реста и Хюлькенберг тому подтверждение), Williams пригласила Боттаса. Команда Железного Фрэнка завершила карьеру в Формуле 1 уже второго Сенны, и в новом сезоне предпримет очередную попытку вырваться из подвала чемпионата, в который довелось спуститься в 2011 году. Полагаю, серьезного прогресса добиться не удастся, поскольку в прошлом году по чистой скорости команда итак прыгнула выше головы. Скорее всего, по той же причине будет только спад. На фоне ярких выступлений в прошлом году.
Весьма сомнительно, что Мальдонадо удастся повторить прошлогодний успех. Однако он получил в напарники пилота, которого, по всей видимости не будут ужимать в правах, как Бруно, и который имел беспрецедентный опыт тестов в рамках Гран При в прошлом году. Класс чемпиона GP2 2010 года и победителя GP3 2011 видится примерно равным. С учетом опыта Пастор будет иметь преимущество, однако, если венесуэльцу не удастся избежать привычных для него грубых ошибок, лидером команды придется стать Вальттери.
Так или иначе, даже такой серьезной и перспективной паре пилотов вряд ли удастся уже в 2013 сломить сопротивление более конкурентоспособных Sauber и Force India. Williams просто может не хватить темпа и скорости доработки по ходу чемпионата. Однако ниже 8 места команда, конечно же, не упадет.
Toro Rosso
STR8
После ухода Феттеля и всяческих притеснений фарм-клуба Red Bull у команды из Фаэнцы все меньше шансов заявить о себе. Даже яркие в младших формулах Риккьярдо и Вернь совсем растворились в конкурентоспособном формульном пелетоне. Не видится серьезных перемен и сейчас. Хотя можно с уверенностью сказать, что очки в первом Гран При команда завоюет, причем, вполне возможно, и в полном составе, дальше удерживать прогресс конкурентов итальянская команда будет не в силах.
Остается наблюдать лишь за противоборством дуэта молодых пилотов. В прошлом году, вопреки более высокой чистой скорости и классу пилотажа, Даниэль уступил ЖЭВу. Этот сезон расставит все по местам. Для гонщиков не столь принципиальна борьба за Кубок Конструкторов, поскольку с середняками в абсолюте все равно сражаться архисложно, притом что личная дуэль весьма принципиальна. Победитель с большой долей вероятности получит место в чемпионском Red Bull, в случае если Уэббер завершит карьеру.
И хотя Марк не желает думать об уходе, австралиец является самым возрастным пилотом F1. Впрочем, вполне вероятно, что после рекорда наиболее долгой карьеры до первой победы, Уэббер намеревается поставить рекорд и во возрасту завоевания чемпионства.
Marussia
MR02
Сомнительно, что команда, выступающая под российской лицензией наберет первое в истории очко. Однако для команд, дебютировавших в 2010 году, победой будет уже место выше лучшего результата непосредственного конкурента. В прошлом году 12 место оказалось решающим. Не в пользу Marussia.
И хотя темп болида, исходя из имевшегося у команды материала, явно будет чуть уступать малайскому конкуренту, для общей победы достаточно одного выстрела. Одного яркого пилота. Таким сокровищем для Marussia вполне возможно станет Бьянки. 23-летний француз быстрее обоих пилотов Caterham, что гонщик показал в обоих своих сезонах в GP2. А так как по вышеизложенным причинам команде достаточно одного гонщика, аутсайдерский Чилтон ситуацию не испортит, даже если будет регулярно финишировать на законном последнем месте.
Caterham
CT03
Команда регулярно оказывалась лучшей из новых коллективов. Однако в 2014 четвертого подряд успеха может не случиться. В прошлом году Caterham по воле случая вырвала 10 место в Кубке Конструкторов у Marussia, которая незадолго до этого уступала даже HRT. Теперь же темп конкурента еще более возрос. В то время как опытных пилотов в команде больше нет. Плюс к этому еще совсем неясно, насколько успешно проявит себя пришедший Абитебул.
Из всех неизвестных можно сделать вывод, что даже при не самом худшем стечении обстоятельств талантливая пара голландца и француза может оказаться слишком «зеленой». Безусловно, оба могут стать будущими звездами Формулы 1, и за карьерами этих гонщиков я с большим интересом наблюдаю давно. Однако положение дуэта незавидно. Шанс выступать в серьезной команде может представиться только при серьезном выстреле. А сделать это в столь острой конкуренции близких по классу пилотов непросто…
Для тех, кто не в курсе: Гидо – чемпион мира по картингу 2004 года и протеже Йоса Ферстаппена. А также первый голландец со времен уволенного из Spyker в середине сезона 2006 Альберса. Шарль же ставленник Оливье Паниса и очень даровитый пилот, который традиционно был ярче и быстрее более опытных напарников, будь то Алешин в WSR, будь то Глок в F1. Ставки весьма высоки.
Команд в 2013 осталось лишь 11. Последовав за календарем, сократившимся на один этап, пелетон уменьшился на одну команду. HRT, как и россиянина, в пелетоне будет не хватать…