10 мин.

«Murrayisms», как часть «английского голоса Формулы 1»

Случайно натолкнулся на подборку оговорок комментаторов Формулы 1. Наверняка многие уже видели подобные подборки, но заметка для тех, кто не знаком с данными примерами. В принципе в подобных казусах коммнтатора нет ничего удивительного: все-таки захлестывающие эмоции во время динамично развивающихся событий - тяжелое условие для бесстрастного и безошибочного комментирования.

Как оказалось, несмотря на обилие подобных казусов со стороны русскоговорящих представителей комментаторского искусства, заметный след на данном поприще оставил английский комментатор Мюррей Уокер. Перед тем, как перейти непосредственно к примерам, приведу перевод краткой биографической справки об этом человеке.

Мюррей Уокер (1923 года рождения)

Просмотр Формулы-1 по телевидению после выхода на пенсию Мюррея Уокера в 2001 году не будет таким же. Его мальчишеский энтузиазм и голос, сопоставимый по высоте звучанию двигателя F1, сделали его комментарии неотъемлимой частью данного спорта для большой части зрителей.

Грэм Мюррей Уокер вырос в окружении  автоспорта и комментаториев. Его отец, Грэхэм Уокер, был успешным мотоспортсменом, который также был спортивным комментатором на Би-би-си. Мюррей Уокер, тоже пробовал свои силы на мотоцикле, но вскоре отказался от него в пользу микрофона.

Его первый опыт в качестве комментатора был в 1949 году на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне на радио Би-би-си. Телевизионный дебют состоялся в том же году, и в течение следующих 13 лет он работал вместе с отцом на Би-би-си. После смерти Грэма Уокера в 1962 году, его сын унаследовал его работу в качестве главного комментатора мотоспорта на английском телевидении. С 1978 года он был голосом Би-би-си Формулы-1 в паре с бывшим чемпионом F1 Джеймсом Хантом (с 1980 г. до самой смерти Ханта в 1993 г.), чей лаконичный стиль прекрасно подчеркивал экспрессивность Уокера. Когда спортивные трансляции переместились на ITV в 1997 году, Уокер перешел  туда же в партнерстве с Мартином Брандлом, еще одним бывшим гонщиком с контрастным стилем комментирования.

Хотя Уокер официально вышел в отставку в 2001 году, он все еще периодически выполняет роль комментатора. Не случайно, что ему была дана возможность Radio 5 Live для комментария Гран-при Великобритании 2007 года во время дебюта Льюиса Хэмилтона в Сильверстоуне.

Как и Дэвид Коулман, Уокер стал известен благодаря оплошностям в эфире, которые получили наименование "Murrayisms". Коулман  настаивает, что Уокер, даже более "Colemanballs" в известной колонке в Private Eye, чем он сам.

Вот таков автор приведенных ниже ярких оговорок. Достойный человек.

Мюррей Уолкер 2010
  • И я перебиваю сам себя, чтобы рассказать вам о...

  • Эта машина либо стоит, либо едет.

  • Еще 2 круга, и начнётся борьба. Если, конечно, сейчас не борьба, а это именно так.

  • Молодого Ральфа Шумахера отодвинул в тень двадцатилетний Дженсон Баттон, которому нет еще и двадцати.

  • Это грустное, но радостное окончание сегодняшнего Гран-при в Монреале.

  • Первые четыре машины обе едут на одних и тех же шинах.

  • С машиной все в порядке, просто она горит.

  • Между ними лишь секунда. Один. Вот сколько длится секунда.

  • Трасса в Спа интересна своим рельефом, потому что у неё есть подъёмы, причём не только вверх, но и вниз

  • Альборето опустился вверх до пятого места.

  • Самое интересное среди первых четырёх пилотов - то, что Альборето пятый.

  • Мюррей: - Что это? На трассе тело! Джеймс Хант: Хм, я думаю это кусок корпуса какой-то машины.

  • Мюррей: В задней части машины Ferrari что-то ярко горит. Джеймс Хант: Нет Мюррей это всего лишь фонарь безопасности!

  • И пять первых мест занимают пять разных машин!!!

  • Вы не видите цифровых часов, потому что их нет.

  • И в этом году уже было пять гонок - Бразилия, Аргентина, Имола, Шумахер и Монако. А теперь машина, идущая на третьем месте, собирается обогнать на круг машину, идущую на втором!

  • Мюррей: Что ж, Берни, за 17 лет с того времени, как вы купили Макларен какое из ваших достижений, Вам больше всего запомнилось? Берни Экклстоун: Я не помню, чтобы я покупал Макларен!

  • Бланделл идёт на пятом месте, опережая Бланделла, который на шестом. (Мюррей постоянно путал Марка Бланделла и Мартина Брандла)

  • Андре де Чезарис: Это человек, который выиграл наибольшее количество Гран-при, так и не выиграв ни одного из них.

  • Разрыв между первым местом и вторым составляет 7,9 секунд. Это важно, потому что это почти 8 секунд.

  • Михаэль Шумахер, победитель Гран-При Италии в Монако.

  • Очевидно, Шумахер поехал на смену шин. Я говорю очевидно, потому что я этого не вижу.

  • Дэмон Хилл заезжает на пит-лейн. Дэмон Хилл, очевидно, собирается сделать замену шин. Дэмон Хилл движется по пит-лейн. Дэмон Хилл заезжает на пит-стоп. Простите, это Михаэль Шумахер.

  • Шансы Хилла выиграть чемпионат и раньше были нулевыми, а теперь совсем равны нулю.

  • В его машине ничего не повреждено... кроме самого автомобиля, который разбит вдребезги.

  • Андретти движется по трассе очень медленно. Вероятно, у него проблемы с электроникой. Да, так и есть -- он лишился одного колеса.

  • У Мики Хаккинена есть громадный отрыв от следующего гонщика. Говоря громадный, я имею в виду полторы секунды.

  • Найджел Мэнселл остался на трассе один, если не считать пятерых гонщиков, которые его опережают.

  • Идёт дождь, но в тоннеле почему-то сухо!.. Хм, понятно. Это оттого, что у тоннеля есть крыша.

  • Только вообразите невообразимые условия в кокпите!

  • ...и Эдсон Аррантес ди Насименто, более известный всем нам как Пеле, вручает приз Дэймону Хилуу, более известному всем нам как... хм... Дэймон... эээ... Хилл.

  • И Бергер завершает свой стремительный круг, чтобы начать быстрый.

  • И он потерял оба передних правых колеса!

  • Шумахер только что завершил 77-й круг из 73-х.

  • На машине не видно никаких повреждений: кроме самой машины, конечно.

  • Да, жестокая судьба у Алези, он второй на стартовой решетке. Впервые в карьере ему удается стартовать с первого ряда, как и в Канаде ранее в этом сезоне.

  • И Дэймон Хилл преследует Дэймона Хилла!

  • Михаэль Шумахер лидирует относительно Михаэля Шумахера!

  • На самом деле IF это всего-навсего F1 задом наперед.

  • И сражение между ними начинает разгораться. Я говорю разгораться, потому что на самом деле оно еще не началось.

  • И грустное, хотя и веселое, завершение сегодняшнего Гран При в Монреале.

  • И вот появляется Мика Хаккинен, дважды двукратный чемпион мира.

  • И он сделал это едва быстрее 10 секунд, за 9.7 секунды, если неточно.

  • И снова, благодаря своей целеустремленности, здоровому упрямству, талантливому пилотажу, прекрасной тактике, Алан Джонс, в помощь которому еще и легендарная надежность болида Williams, достигает своих целей: у Джонса проблемы.

  • И трассу высушил обрушившийся на нее ливень.

  • Как вы можете наблюдать визуально вашими глазами...

  • BMW абсолютные новички в Ф1. Ведь они ушли так давно!

  • Но здесь - это сейчас, и там Дэймон Хилл.

  • И Дэймон Хилл лидирует, а позади него пилоты на втором и третьем местах.

  • Даже через пять лет он (Култхард) будет все равно моложе Хилла на четыре года.

  • Он никак не может решить, оставить ли ему его визор полузакрытым или полуоткрытым.

  • Вот он снова здесь в первый раз.

  • Я не видел времени, в основном потому, что его не было.

  • Это круг 26-й из 58-и, что является серединой дистанции, если я не слишком сильно ошибаюсь.

  • Посмотрите скорей наверх! Там небо!

  • McLaren и Ferrari каждая выиграли по шесть гонок в этом году. Мика Хаккинен выиграл три, Дэвид Култхард выиграл три, Михаэль Шумахер выиграл пять, и Рубенс Баррикелло выиграл пять.

  • У Найджела Мэнселла была проблемой с гайкой на колесе его Williams, но он пошел и одержал блестящую победу для Ferrari.

  • Это история. Я говорю история, потому что это случилось в прошлом.

  • Arrows на пит-стопе! И на него нападают механики!

  • Идущая впереди машина абсолютно, полностью уникальна, не считая идущей сзади, которая полностью ей идентична.

  • Чем быстрее он будет ехать, тем раньше доберется до боксов. А чем медленнее он будет ехать, тем дольше он туда будет добираться.

  • Это будет первая победа Williams, с тех пор, как они выиграли в прошлый раз.

  • Теперь ситуация абсолютно идентична стартовой, только полностью наоборот.

  • Вы не можете увидеть Ferrari Алези, потому что ее там нет.

  • Хайнц-Харальд Фрэнтцен выиграл в этом году уже три гонки, две из которых в прошлом.

  • И мы начинаем 53-й круг, предпоследний, но единственный.

  • Теперь Лаффит так же близок к Шуэру, как Шуэр к Лаффиту.

  • Следите за лампами, сигнализирующими старт! Одна лампа! Две лампы! Три лампы! Четыре лампы! Пять кругов!

  • И температура полотна выросла, причем в градусах!

  • Какой же все-таки скучный вид спорта эта Формула-1!

:-)

P.S.

Ну и в заключении, для добавления красок к образу человека, приведу интервью с Уокером после сезона 2007 года.

Мюррей Уолкер: "Алонсо ошибся в своих ожиданиях"

Легендарный комментатор отвечает на вопросы болельщиков Ф-1

Ответы Мюррея Уолкера

[перевод Андрея Демина: Telegraph.co.uk]

Несмотря на то, что знаменитый британский комментатор автоспорта Мюррей Уолкер отошел от дел шесть лет назад, он продолжает пристально следить за развитием событий в автоспортивном мире. И, конечно же, не упускает из виду Формулу-1. Не так давно Мюррей ответил на вопросы болельщиков Ф-1, высказав свое отношение к событиям последних лет.

- Может ли произойти так, что команда, которая очень сильно выступала в этом году, на следующий год создаст неконкурентоспособный болид? Может ли такое произойти с Макларен?

- Это может произойти. Конечно, это может показаться странным, но такие вещи случаются. Прекрасный пример - Рено R27 этого года. Будучи двукратным чемпионом мира, эта команда могла получить третий титул в 2007 году. Но вместо этого они закончили Чемпионат только лишь на третьем месте. Почему? Я думаю, что основная причина кроется в переходе с Мишлен на Бриджстоун. Они не смогли приспособить машину к новым характеристикам резины. И я уверен, что даже если бы Фернандо Алонсо остался в команде, он бы ничего не смог сделать.

- Мюррей, вы следили за гонками, начиная с 1937 года. Интересно, какой период вы можете назвать "самым великим за всю историю Ф-1"? И как вы относитесь к Берни Экклстоуну?

- Я наблюдал за Гран-при, начиная с Донингтона 1937 года. Тогда на трассах были великий Мерседес-Бенц, управляемый не менее великими Рудольфом Карачиолла и другими пилотами. Но я не могу сказать, что это было лучшее время. Мне очень нравилась Альфа Ромео 158 в ее ранние годы, я обожал мастерство Джима Кларка в Лотусе, мне очень нравился трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт. 80-е годы тоже были лучшими для меня. Тогда выступали Пике, Кеке Росберг, Лауда, Прост, Сенна и Менселл. Но я опять же не могу назвать эти годы "лучшими". По-моему, у каждой эпохи есть свой плюсы. Посмотрите на сегодняшний день. Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен, Дженсон Баттон, Роберт Кубица, Ник Хайдфельд: С такими пилотами можно смело утверждать, что мы входим в новую эру.

Что сделало Ф-1 настолько захватывающим? Я считаю, что это можно выразить двумя словами: Берни Экклстоун. Он первый понял те коммерческие возможности, которые таит в себе Ф-1 и поднял их на невероятные высоты, особенно в плане телевидения.

- Мюррей, как вы думаете, Алонсо действительно такой плохой человек, каким он показал себя в этом году?

- Во-первых, Алонсо серьезно ошибся в своих ожиданиях. Отсюда и все остальное. Я наблюдал за ним с его дебюта в 2001 году, когда он выступал в команде моего друга Пола Стоддарта. Тогда он был очень скромным. Но перейдя в Рено, Фернандо оставил детство позади и продемонстрировал, что является действительно классным пилотом. Когда он пришел в Макларен, то ошибочно думал, что команда отдаст предпочтение ему, а не Хэмилтону. Но дебютант сразу начал его обгонять. И тогда Алонсо проявил все признаки "капризной звезды": капризы, раздражение и, в конце концов, уход из команды. Но называть его плохим человеком я бы не стал. Это больше недостатки характера.

- Можно ли сейчас утверждать, что о Льюисе Хэмилтоне лет через 20 будут говорить точно так же, как сейчас говорят об Айртоне Сенне, Алене Просте или о Михаэле Шумахере? Или он уже упустил свой момент славы?

- Кто знает, как будут оценивать Хэмилтона через 20 лет? Сейчас я восхищаюсь им и уважаю его как человека и пилота. Но давайте не будем сейчас сравнивать его с Шумахером или Простом. Он самый успешный новичок Ф-1 за всю историю. Шумахер же выиграл семь Чемпионатов, Прост - четыре. Чтобы хоть немного приблизиться к этим легендам, Хэмилтон должен выиграть хотя бы один титул. Ф-1 - непредсказуемый вид спорта. В этом году Льюис сумел показать свой талант, но в следующем году болид Макларен может не быть победным. Такие вещи раньше случались...

Я верю в то, что в следующем году разрывы между Феррари, Макларен, БМВ и Вилльямс станут меньше. Думаю, что к ним подберется Ред Булл. Хонда, во главе которой теперь встал Росс Браун, тоже способна на сюрпризы. Так что Льюиса ждет более жесткая конкуренция, нежели в этом году. Если все так и продолжится, как было в 2007-м, то у Льюиса есть шанс войти в число лучших. Но вы никогда не можете знать, что случится дальше. И Хэмилтон в этом случае - не исключение.