«Murrayisms», как часть «английского голоса Формулы 1»
Случайно натолкнулся на подборку оговорок комментаторов Формулы 1. Наверняка многие уже видели подобные подборки, но заметка для тех, кто не знаком с данными примерами. В принципе в подобных казусах коммнтатора нет ничего удивительного: все-таки захлестывающие эмоции во время динамично развивающихся событий - тяжелое условие для бесстрастного и безошибочного комментирования.
Как оказалось, несмотря на обилие подобных казусов со стороны русскоговорящих представителей комментаторского искусства, заметный след на данном поприще оставил английский комментатор Мюррей Уокер. Перед тем, как перейти непосредственно к примерам, приведу перевод краткой биографической справки об этом человеке.
Мюррей Уокер (1923 года рождения)
Просмотр Формулы-1 по телевидению после выхода на пенсию Мюррея Уокера в 2001 году не будет таким же. Его мальчишеский энтузиазм и голос, сопоставимый по высоте звучанию двигателя F1, сделали его комментарии неотъемлимой частью данного спорта для большой части зрителей.
Грэм Мюррей Уокер вырос в окружении автоспорта и комментаториев. Его отец, Грэхэм Уокер, был успешным мотоспортсменом, который также был спортивным комментатором на Би-би-си. Мюррей Уокер, тоже пробовал свои силы на мотоцикле, но вскоре отказался от него в пользу микрофона.
Его первый опыт в качестве комментатора был в 1949 году на Гран-при Великобритании в Сильверстоуне на радио Би-би-си. Телевизионный дебют состоялся в том же году, и в течение следующих 13 лет он работал вместе с отцом на Би-би-си. После смерти Грэма Уокера в 1962 году, его сын унаследовал его работу в качестве главного комментатора мотоспорта на английском телевидении. С 1978 года он был голосом Би-би-си Формулы-1 в паре с бывшим чемпионом F1 Джеймсом Хантом (с 1980 г. до самой смерти Ханта в 1993 г.), чей лаконичный стиль прекрасно подчеркивал экспрессивность Уокера. Когда спортивные трансляции переместились на ITV в 1997 году, Уокер перешел туда же в партнерстве с Мартином Брандлом, еще одним бывшим гонщиком с контрастным стилем комментирования.
Хотя Уокер официально вышел в отставку в 2001 году, он все еще периодически выполняет роль комментатора. Не случайно, что ему была дана возможность Radio 5 Live для комментария Гран-при Великобритании 2007 года во время дебюта Льюиса Хэмилтона в Сильверстоуне.
Как и Дэвид Коулман, Уокер стал известен благодаря оплошностям в эфире, которые получили наименование "Murrayisms". Коулман настаивает, что Уокер, даже более "Colemanballs" в известной колонке в Private Eye, чем он сам.
Вот таков автор приведенных ниже ярких оговорок. Достойный человек.
И я перебиваю сам себя, чтобы рассказать вам о...
Эта машина либо стоит, либо едет.
Еще 2 круга, и начнётся борьба. Если, конечно, сейчас не борьба, а это именно так.
Молодого Ральфа Шумахера отодвинул в тень двадцатилетний Дженсон Баттон, которому нет еще и двадцати.
Это грустное, но радостное окончание сегодняшнего Гран-при в Монреале.
Первые четыре машины обе едут на одних и тех же шинах.
С машиной все в порядке, просто она горит.
Между ними лишь секунда. Один. Вот сколько длится секунда.
Трасса в Спа интересна своим рельефом, потому что у неё есть подъёмы, причём не только вверх, но и вниз
Альборето опустился вверх до пятого места.
Самое интересное среди первых четырёх пилотов - то, что Альборето пятый.
Мюррей: - Что это? На трассе тело! Джеймс Хант: Хм, я думаю это кусок корпуса какой-то машины.
Мюррей: В задней части машины Ferrari что-то ярко горит. Джеймс Хант: Нет Мюррей это всего лишь фонарь безопасности!
И пять первых мест занимают пять разных машин!!!
Вы не видите цифровых часов, потому что их нет.
И в этом году уже было пять гонок - Бразилия, Аргентина, Имола, Шумахер и Монако. А теперь машина, идущая на третьем месте, собирается обогнать на круг машину, идущую на втором!
Мюррей: Что ж, Берни, за 17 лет с того времени, как вы купили Макларен какое из ваших достижений, Вам больше всего запомнилось? Берни Экклстоун: Я не помню, чтобы я покупал Макларен!
Бланделл идёт на пятом месте, опережая Бланделла, который на шестом. (Мюррей постоянно путал Марка Бланделла и Мартина Брандла)
Андре де Чезарис: Это человек, который выиграл наибольшее количество Гран-при, так и не выиграв ни одного из них.
Разрыв между первым местом и вторым составляет 7,9 секунд. Это важно, потому что это почти 8 секунд.
Михаэль Шумахер, победитель Гран-При Италии в Монако.
Очевидно, Шумахер поехал на смену шин. Я говорю очевидно, потому что я этого не вижу.
Дэмон Хилл заезжает на пит-лейн. Дэмон Хилл, очевидно, собирается сделать замену шин. Дэмон Хилл движется по пит-лейн. Дэмон Хилл заезжает на пит-стоп. Простите, это Михаэль Шумахер.
Шансы Хилла выиграть чемпионат и раньше были нулевыми, а теперь совсем равны нулю.
В его машине ничего не повреждено... кроме самого автомобиля, который разбит вдребезги.
Андретти движется по трассе очень медленно. Вероятно, у него проблемы с электроникой. Да, так и есть -- он лишился одного колеса.
У Мики Хаккинена есть громадный отрыв от следующего гонщика. Говоря громадный, я имею в виду полторы секунды.
Найджел Мэнселл остался на трассе один, если не считать пятерых гонщиков, которые его опережают.
Идёт дождь, но в тоннеле почему-то сухо!.. Хм, понятно. Это оттого, что у тоннеля есть крыша.
Только вообразите невообразимые условия в кокпите!
...и Эдсон Аррантес ди Насименто, более известный всем нам как Пеле, вручает приз Дэймону Хилуу, более известному всем нам как... хм... Дэймон... эээ... Хилл.
И Бергер завершает свой стремительный круг, чтобы начать быстрый.
И он потерял оба передних правых колеса!
Шумахер только что завершил 77-й круг из 73-х.
На машине не видно никаких повреждений: кроме самой машины, конечно.
Да, жестокая судьба у Алези, он второй на стартовой решетке. Впервые в карьере ему удается стартовать с первого ряда, как и в Канаде ранее в этом сезоне.
И Дэймон Хилл преследует Дэймона Хилла!
Михаэль Шумахер лидирует относительно Михаэля Шумахера!
На самом деле IF это всего-навсего F1 задом наперед.
И сражение между ними начинает разгораться. Я говорю разгораться, потому что на самом деле оно еще не началось.
И грустное, хотя и веселое, завершение сегодняшнего Гран При в Монреале.
И вот появляется Мика Хаккинен, дважды двукратный чемпион мира.
И он сделал это едва быстрее 10 секунд, за 9.7 секунды, если неточно.
И снова, благодаря своей целеустремленности, здоровому упрямству, талантливому пилотажу, прекрасной тактике, Алан Джонс, в помощь которому еще и легендарная надежность болида Williams, достигает своих целей: у Джонса проблемы.
И трассу высушил обрушившийся на нее ливень.
Как вы можете наблюдать визуально вашими глазами...
BMW абсолютные новички в Ф1. Ведь они ушли так давно!
Но здесь - это сейчас, и там Дэймон Хилл.
И Дэймон Хилл лидирует, а позади него пилоты на втором и третьем местах.
Даже через пять лет он (Култхард) будет все равно моложе Хилла на четыре года.
Он никак не может решить, оставить ли ему его визор полузакрытым или полуоткрытым.
Вот он снова здесь в первый раз.
Я не видел времени, в основном потому, что его не было.
Это круг 26-й из 58-и, что является серединой дистанции, если я не слишком сильно ошибаюсь.
Посмотрите скорей наверх! Там небо!
McLaren и Ferrari каждая выиграли по шесть гонок в этом году. Мика Хаккинен выиграл три, Дэвид Култхард выиграл три, Михаэль Шумахер выиграл пять, и Рубенс Баррикелло выиграл пять.
У Найджела Мэнселла была проблемой с гайкой на колесе его Williams, но он пошел и одержал блестящую победу для Ferrari.
Это история. Я говорю история, потому что это случилось в прошлом.
Arrows на пит-стопе! И на него нападают механики!
Идущая впереди машина абсолютно, полностью уникальна, не считая идущей сзади, которая полностью ей идентична.
Чем быстрее он будет ехать, тем раньше доберется до боксов. А чем медленнее он будет ехать, тем дольше он туда будет добираться.
Это будет первая победа Williams, с тех пор, как они выиграли в прошлый раз.
Теперь ситуация абсолютно идентична стартовой, только полностью наоборот.
Вы не можете увидеть Ferrari Алези, потому что ее там нет.
Хайнц-Харальд Фрэнтцен выиграл в этом году уже три гонки, две из которых в прошлом.
И мы начинаем 53-й круг, предпоследний, но единственный.
Теперь Лаффит так же близок к Шуэру, как Шуэр к Лаффиту.
Следите за лампами, сигнализирующими старт! Одна лампа! Две лампы! Три лампы! Четыре лампы! Пять кругов!
И температура полотна выросла, причем в градусах!
Какой же все-таки скучный вид спорта эта Формула-1!
:-)
P.S.
Ну и в заключении, для добавления красок к образу человека, приведу интервью с Уокером после сезона 2007 года.
Мюррей Уолкер: "Алонсо ошибся в своих ожиданиях"
Легендарный комментатор отвечает на вопросы болельщиков Ф-1
Ответы Мюррея Уолкера
[перевод Андрея Демина: Telegraph.co.uk]
Несмотря на то, что знаменитый британский комментатор автоспорта Мюррей Уолкер отошел от дел шесть лет назад, он продолжает пристально следить за развитием событий в автоспортивном мире. И, конечно же, не упускает из виду Формулу-1. Не так давно Мюррей ответил на вопросы болельщиков Ф-1, высказав свое отношение к событиям последних лет.
- Может ли произойти так, что команда, которая очень сильно выступала в этом году, на следующий год создаст неконкурентоспособный болид? Может ли такое произойти с Макларен?
- Это может произойти. Конечно, это может показаться странным, но такие вещи случаются. Прекрасный пример - Рено R27 этого года. Будучи двукратным чемпионом мира, эта команда могла получить третий титул в 2007 году. Но вместо этого они закончили Чемпионат только лишь на третьем месте. Почему? Я думаю, что основная причина кроется в переходе с Мишлен на Бриджстоун. Они не смогли приспособить машину к новым характеристикам резины. И я уверен, что даже если бы Фернандо Алонсо остался в команде, он бы ничего не смог сделать.
- Мюррей, вы следили за гонками, начиная с 1937 года. Интересно, какой период вы можете назвать "самым великим за всю историю Ф-1"? И как вы относитесь к Берни Экклстоуну?
- Я наблюдал за Гран-при, начиная с Донингтона 1937 года. Тогда на трассах были великий Мерседес-Бенц, управляемый не менее великими Рудольфом Карачиолла и другими пилотами. Но я не могу сказать, что это было лучшее время. Мне очень нравилась Альфа Ромео 158 в ее ранние годы, я обожал мастерство Джима Кларка в Лотусе, мне очень нравился трехкратный чемпион мира Джеки Стюарт. 80-е годы тоже были лучшими для меня. Тогда выступали Пике, Кеке Росберг, Лауда, Прост, Сенна и Менселл. Но я опять же не могу назвать эти годы "лучшими". По-моему, у каждой эпохи есть свой плюсы. Посмотрите на сегодняшний день. Фернандо Алонсо, Льюис Хэмилтон, Кими Райкконен, Дженсон Баттон, Роберт Кубица, Ник Хайдфельд: С такими пилотами можно смело утверждать, что мы входим в новую эру.
Что сделало Ф-1 настолько захватывающим? Я считаю, что это можно выразить двумя словами: Берни Экклстоун. Он первый понял те коммерческие возможности, которые таит в себе Ф-1 и поднял их на невероятные высоты, особенно в плане телевидения.
- Мюррей, как вы думаете, Алонсо действительно такой плохой человек, каким он показал себя в этом году?
- Во-первых, Алонсо серьезно ошибся в своих ожиданиях. Отсюда и все остальное. Я наблюдал за ним с его дебюта в 2001 году, когда он выступал в команде моего друга Пола Стоддарта. Тогда он был очень скромным. Но перейдя в Рено, Фернандо оставил детство позади и продемонстрировал, что является действительно классным пилотом. Когда он пришел в Макларен, то ошибочно думал, что команда отдаст предпочтение ему, а не Хэмилтону. Но дебютант сразу начал его обгонять. И тогда Алонсо проявил все признаки "капризной звезды": капризы, раздражение и, в конце концов, уход из команды. Но называть его плохим человеком я бы не стал. Это больше недостатки характера.
- Можно ли сейчас утверждать, что о Льюисе Хэмилтоне лет через 20 будут говорить точно так же, как сейчас говорят об Айртоне Сенне, Алене Просте или о Михаэле Шумахере? Или он уже упустил свой момент славы?
- Кто знает, как будут оценивать Хэмилтона через 20 лет? Сейчас я восхищаюсь им и уважаю его как человека и пилота. Но давайте не будем сейчас сравнивать его с Шумахером или Простом. Он самый успешный новичок Ф-1 за всю историю. Шумахер же выиграл семь Чемпионатов, Прост - четыре. Чтобы хоть немного приблизиться к этим легендам, Хэмилтон должен выиграть хотя бы один титул. Ф-1 - непредсказуемый вид спорта. В этом году Льюис сумел показать свой талант, но в следующем году болид Макларен может не быть победным. Такие вещи раньше случались...
Я верю в то, что в следующем году разрывы между Феррари, Макларен, БМВ и Вилльямс станут меньше. Думаю, что к ним подберется Ред Булл. Хонда, во главе которой теперь встал Росс Браун, тоже способна на сюрпризы. Так что Льюиса ждет более жесткая конкуренция, нежели в этом году. Если все так и продолжится, как было в 2007-м, то у Льюиса есть шанс войти в число лучших. Но вы никогда не можете знать, что случится дальше. И Хэмилтон в этом случае - не исключение.
Далеко не со всеми оригиналами сверял,
да и не всеми идиомами владею :-)