Алонсо - чемпион! По другой системе...
За два этапа до финиша сезона я публиковал подробную статистику чемпионата мира Формулы 1 2012 года с различными сравнениями. Финал сезона дополнил статистику первенства, привнеся занимательные изменения. Чем же отметился минувший чемпионат?
Себастьяна Феттеля и Фернандо Алонсо разделило лишь три очка. Ни одна из старых систем начисления не дала бы меньшего разрыва… Кроме предыдущей. В неоправданной попытке увеличить плотность борьбы FIA лишь увеличила разрывы, о чем мы убедились в анализе предыдущей статистической статьи. Данная тенденция наблюдалась и в схватке за титул. Дуэлянтов разделил бы лишь балл, сохранись система начисления очков за топ-8.
При прошлом раскладе Баттон опередил бы Хэмильтона в борьбе за 4 место. Причем, если бы сохранилась классическая система начисления очков – первой шестерке – что была вплоть до 2002 года, то пилоты McLaren сместили бы с третьей строчки и Кими Райкконена. Единственное, что всегда осталось бы неизменным в борьбе пилотов топ-команд: Марк Уэббер при любых раскладах уступил финну.
Однако не будем забывать, что Райкконен единственный, кто финишировал во всех гонках сезона. И Кими проехал 1191 круг, лишь под финиш Интерлагоса лишившись возможности проехать всю дистанцию сезона. В результате финн не повторил рекорд Михаэля Шумахера, финишировавшего во всех гонках 2002 года (причем, на подиуме), но, тем не менее, поставил абсолютный рекорд Формулы 1 по продолжительности нахождения на трассе. Напомню, в минувшем сезоне было проведено рекордное количество Гран При, в то время как десять лет назад их было лишь 17, что на три меньше. Благодаря своему достижению по наскаровской системе (награждающей всех пилотов классификации) Кими – чемпион мира! Однако даже при такой демократической системе отрыв Райкконена от Феттеля был бы минимален: 774 на 767 очков.
Не стоит также отчаиваться и болельщикам двукратного чемпиона мира. Фернандо не только стал лучшим пилотом года, по мнению руководителей команд, но и вырвал бы третий титул у Себастьяна с преимуществом в один балл, если бы очки начислялись, как в чемпионате мира по мотогонкам. 304 против 303 – гораздо более весомый аргумент в активе фанов испанца, чем мифический обгон под желтыми флагами Верня их заклятого врага.
Стоит заметить не вполне логичное с учетом победы в Барселоне 14 место в зачете Пастора Мальдонадо. Сохранись система начисления очков образца до 2002 года включительно, венесуэлец занял бы в генеральной классификации место на пороге десятки. Как раз между уходящим из Sauber Пересом и приходящим на его место Хюлькенбергом.
Сражение в межсезонье у пилотов Caterham еще ожесточеннее, чем в гонкам
Если же говорить об аутсайдерах, то их, как я уже писал в предыдущей статье, логично оценивать по очковой системе MotoGP. За последние два этапа больше всех спрогрессировал Виталий Петров, почти удвоив свой «очковый счет». Россиянин сравнялся с Тимо Глоком, проиграв лишь Хейкки Ковалайнену (14-11-11).
Кто же из пары пилотов Caterham сможет продолжить карьеру в Формуле 1 в 2013? В пользу финна идет опыт и скорость, реализованная в единственную победу в Венгрии’08. На стороне же россиянина спонсорский пакет и перспективы развития вместе с молодой командой. Впрочем, малайская дружина может не выбрать никого из них, позволив дебютировать в королевском классе Гидо ван дер Гарде.
Гидо, тестирующий болиды F1 уже пять лет, как никогда близок к боевому дебюту
В то время как Педро де ля Роза так и остался единственным гонщиком, который не набрал ни одного балла даже по системе MotoGP, позволяющей пополнить очковый багаж при попадании в топ-15. Таким вот безрадостным выдалось окончание карьеры 41-летнего каталонца…
Единственное, чего добился Педро на закате своей карьеры - это преодоление рубежа в сто Гран При...
Если говорить о зачете команд, то Red Bull не случайно выиграла Кубок Конструкторов. Австрийские пилоты стали лучшими после Кими Райкконена по пройденной дистанции в Гран При, сойдя лишь в Монце. Lotus же оказалась первой выбывшей из борьбы за Кубок во многом «благодаря» Грожану, который стал абсолютным антиподом финна, пройдя наименьшую дистанцию во всем пелетоне! И это несмотря на то, что команда HRT пропустила стартовый Мельбурн. Причем, даже в случае отсутствия дисквалификации на Гран При Италии Роман все равно остался бы наименее вкатанным. Дефицит от Картикеяна составляет аж 94 круга! Восемь сходов дорого стоили французу. Хотя, даже при столь впечатляющей аварийности Роман Грожан за свой первый полный сезон в Формуле 1 набрал в полтора раза больше очков, чем Виталий Петров за два сезона, гоняясь в той же команде.
Плотность результатов сезона и калейдоскопичность борьбы подчеркивает факт того, что за весь год только Red Bull удалось завоевать победный дубль. Притом он оказался единственным. Зато судьбоносным, ибо именно в Йонаме Феттель перехватил лидерство у Алонсо. Фернандо главенствовал до этого на протяжении восьми гонок подряд.
Однако Red Bull в отличие от трех предыдущих сезонов не был быстрейшим. Столько же побед (7) и поул-позишн (8) одержал McLaren. А если учесть, что победа Льюиса в квалификации на Гран При Испании была аннулирована? Если вспомнить о сходах, когда Хэмильтон терял верные победы в Сингапуре, Абу-Даби и, возможно, Бразилии? А если говорить о подиумах, то у Red Bull их и вовсе не большинство! Ferrari с 15 пьедесталами занимает лидирующую строчку.
Таким образом, недвусмысленно можно понять, что никакая команда не имела решающего преимущества, никто из пилотов не имел возможности доминировать и в результате победил сильнейший. Сильнейший из пилотов топ-команд…
Этот год, как и сезон Формулы 1, подошел к концу, и мне бы хотелось поздравить своих читателей с Наступающим Новым Годом! Желаю, чтобы следующий, 2013, был во всем лучше, чем уходящий. И пусть ваш любимый пилот порадует красивыми выступлениями в будущем году.
Ну, а я постараюсь также радовать вас своими статьями ;)