8 мин.

Race of Champions: Во всем виноват Грожан

Race of Champions – событие, ставшее знаковым во всем мировом автоспорте. Когда еще в равном бою на идентичной технике встречаются лучшие пилоты планеты? Или где еще можно победить, превзойдя мастеров мирового уровня, в своем дебюте?

Уникальная спортивная битва в 2012 впервые проходила в столице Таиланда. Стадион Раджамангала принял юбилейную, 25 Гонку чемпионов. Традиционно закрывавшая автоспортивный сезон RoC явила невероятно сильный, талантливый и титулованный состав участников.

Неоднократно менявшийся спортивный регламент события устоялся в 2007 году, и вот уже шестой год подряд восемь пар пилотов на равных через групповой этап и плей-офф соревнуются за звание лучшего гонщика планеты.

Стадион в Бангкоке успели достроить буквально накануне события

 

Однако прежде чем сразиться за личный титул, участники бьются в командном зачете, представляя восемь «стран». Условно, поскольку одно государство могут представлять сразу две команды, как было с Великобританией в 2008 и Францией в 2006. Плюс к этому, нередко назначается «сборная всех звезд». Зачастую подобная команда оказывается наименее титулованной и представляет лишь способ связать пару пилотов абсолютно несхожих наций. Так, в пресловутом 2008 «звезд» представлял 18-летний Хайме Альгерсуари, который только выиграл британскую Формулу 3. Испанец вышел на замену сломавшего ногу в Tasmania Challenge Марка Уэббера, вследствие чего намечавшуюся сборную Австралии (вторым был трехкратный чемпион Мирового Супербайка Трой Бейлисс) пришлось переименовать.

Единожды «всем звездам» все же удалось показать высший класс, и «сборная солянка» трех разных стран первенствовала в 2003 году. Тогда, в последний раз в истории Race of Champions, команды состояли из трех гонщиков. Причем с четкой специализацией: раллист, кольцевик и мотогонщик. В такой ситуации асфальтовый ас мирового ралли Жиль Паницци, дебютировавший в F1 чемпион серии CART Кристиано да Матта, а также никогда не выигрывавший титулов испанский мотогонщик Фонси Нието явили идеальный тандем. К слову, та RoC стала последней на Gran Canaria после 12 гонок по ралли-кроссовой трассе… На этот раз «звезд» представляли восьмикратный победитель суточного марафона в Ле-Мане Том Кристенсен и двукратный чемпион MotoGP Хорхе Лоренсо.

Лоренцо не помог даже X-Bow

 

Если говорить о болидах, то их всего семь, и дуэт пилотов непоследовательно выступает на паре предложенных идентичных агрегатах. Традиционно самым быстрым на узких стадионных улочках является наименее мощный, но наиболее энерговооруженный и маневренный ROC car. Это заднеприводное багги массой всего 475 кг. Также традиционным стал компактный 790-килограммовый прототип KTM X-Bow. Помимо "специализированных" под стадионные гонки машин, также организаторы подкидывают абсолютный антипод узкой, витой трассы Euro Racecar, представляющий упрощенную копию болида NASCAR. 450 лошадей почти шестилитрового мотора не в силах сделать конкурентоспособным 1170 килограммовый снаряд, длиной 5100 мм! Довершением неприспособленности болида к трассам "европейского типа" является четырехступенчатая коробка передач.

Однако RoC не только ультимативными болидами едина. Присутствуют и вполне земные кары. Обыденный 225-сильный VolkswagenScirocco удачно вписался в концепцию соревнований. На контрасте с немецким малышом концерн VW выставляет в RoC лемановскую 525-сильную Audi R8. LMS c 1340 килограммами является наиболее тяжелым авто для чемпионов. Впервые с 2012 не стало раллийных машин. Полный привод теперь доверен Gallardo Super Trofeo. Итальянский суперкар будучи на 40 кг легче R8, имея в основе аналогичной концепции десятицилиндровый мотор, выдает рекордные для RoC 570 лошадиных сил.

И, наконец, второй новичок - Toyota GT86 с оппозитным двигателем от Subaru, выдающим 200 сил, что вкупе с массой, аналогичной VW Scirocco, делает японца одним из самых скромных болидов.

Если вернуться к людям, а точнее к соревнованию команд, то в 2012 дебютировала сборная Индии, которая днем ранее Кубка Наций стала лучшей в азиатском квартете стран, пройдя таким образом дополнительное квалификационное сито. На правах хозяев также отобралась и команда Таиланда, которая в честном бою смогла опередить лишь китайцев. Однако, как ни старались азиаты, реальность была такова: последняя место хозяев (Чероуенсукевоттана и Сритрай, принесший Таиланду единственную победу) и предпоследнее у индусов в группе B. Нараин и Карун выиграли по разу, однако вдвое больше уступали.

Таким образом, выход из группы обеспечили действующие чемпионы немцы, взявшие все гонки, и австралийцы (Мик Дуэн и Джейми Уинкап), собравшие больше крох с барского немецкого стола. Причем пятикратные чемпионы мирового мото и австралийского V8 Supercars по чистой скорости не смогли превзойти Чандхока.

Брат-близнец Subaru BRZ пришел на смену Solution F Prototype

Квартет команд первой группы бился гораздо ожесточеннее. После первого круга все имели равно число побед. В итоге только лучшее чистое время смогло позволить команде «всех звезд» взять вторую строчку и выйти из группы, опередив команду Америки (действующие чемпионы мирового ралли в зачете Production Бенито Гуерра и IndyCar Хантер-Рей). Причем стартовая дуэль 27-летнего мексиканца и 25-летнего испанца оказалась самой захватывающей. Пилотирующий раллийные Evolution Бенито и привыкший ездить на двух колесах Хорхе явно были не в своей тарелки, едва удерживая Audi R8 LMS на трассе. В результате побороть избыточную поворачиваемость не удалось обоим. Но если раллист хотя бы, отправив прототип в 360 градусный разворот, продолжил борьбу, то почти нагнавший его после серьезной стартовой заминки мотогонщик потерял задний мост на 180 градусов, сойдя, беспомощно уткнувшись в стену. Темп Хорхе был самым низким в группе А, и только благодаря Тому, который был на 8,5 секунды быстрее, команда попала в полуфинал.

Volkswagen Scirocco - самый скромный автомобиль Race of Champions

 

Аутсайдерами же стали британцы Култхард и Приоль, выигравшие по одному заезду и лишь на один успех отстав от «звезд» и австралийцев.Система плей-офф RoC не позволяет попасть в финал представителям одной и той же группы. В результате, в полуфинале никакой борьбы уже не было. «Звезды» всухую уступили французам, а немцы также уверенно обставили австралийцев, подтвердив расстановку сил группового раунда. Финал же, как по нотам, в шестой раз подряд разыграли немцы. Не просто немцы. Обладатели десяти титулов F1 на двоих. В 2011 была вторая команда Германии. Но паре Тимо не удалось даже выйти из группы. Шуми же и Бейби-Шуми всухую выиграли тогда в финале Скандинавию, а теперь повторили то же самое и с прошлогодними дебютантами RoC Ожье и Грожаном. Подумать только, 6 из 13 Кубков Наций уже на счету дуэта самых успешных немцев. До образования этой суперпары чемпионами были финны, однако сейчас эта команда уже даже не заявлялась…

Шестой Кубок Наций кряду у Германии

 

Что же до главного события, личного зачета Race of Champions, то рекорд Дидье Ориоля, побеждавшего четыре раза, устоял. Трехкратные чемпионы Экстрем и Леб в Бангкок не приехали, потому самым титулованным оказался действующий победитель Себастьян Ожье, взявший RoC сходу. Как и подобает чемпиону, француз первым вышел из группы. Аутсайдерами квартета групп стали Гуэрра, Ошима и Лоренцо, не выигравшие ни одной гонки, а также удивительным образом Энди Приоль. В группе B возникла главная сенсация: чемпион ETCC и обладатель трех титулов WTCC по чистой скорости внезапно оказался медленнее местного пилота Чероуенсукевоттаны, а Хо-Пин Тун вышел с первого места (притом, что серьезно уступил Приолю на VW Scirocco), превзойдя Кристенсена, который был самым медленным в квартете!

KTM X-Bow - экстремальный заднеприводный прототип с 240-сильной турбо-четверкой от Audi

 

Две оставшиеся же группы с абсолютным показателем выиграли немцы. Шумахер и Феттель выиграли все заезды за два дня. Однако на излюбленных для самых успешных гонщиков F1 в истории и современности прототипах KTM X-Bow один за другим фавориты оказались биты Романом Грожаном! Талантливый француз отыгрался за поражение Шуми в группе и вышел в финал. Вернув должок Кристенсену за Кубок Наций, француз повторил прошлогодний подвиг своего соотечественника и стал чемпионов из чемпионов!

Третий год подряд мы видим, что талант всегда может раскрыться и победить даже, казалось, непобедимых фаворитов. Фелипе Альбукерке, Себастьян Ожье и Роман Грожан наглядно это продемонстрировали. Несчастный же Кристенсен второй год подряд и третий раз в истории проиграл финал. Приняв участие в 12 Race of Champions подряд и став самым опытным участником, датчанин все равно остался вторым… Для Михаэля Шумахера же и седьмая попытка оказалась неудачной. Виной всех бед легендарных гонщиков стал Грожан. Чем ответит Lotus на столь вдохновенный пилотаж Романа?

Статью о Гонке Чемпионов 2010 года Вы можете прочитать здесь...

Статья опубликована в авторской колонке