9 мин.

Гран-при США: Разбор полетов

Эмерсону Фиттипальди за гонку не довелось ни разу выносить судейское решение, ибо ни одного столкновения в дебютном Гран При США в Остине не наблюдалось. Тем лучше, репутация «объективного стюарда» 14-кратного победителя Гран При и некогда самого молодого чемпиона запятнана не была.

Зато в Америке было много красивой и честной борьбы. Особенно порадовали пилоты Lotus, которые, не обладая топовой техникой, явили всему миру свое гоночное мастерство.

Двойной обгон Грожана

Французу отчаянно не везет в этом сезоне с коробками передач. Не выдержав последней гонки цикла из пяти Гран При, агрегат трансмиссии Lotus огорчил молодого пилота в Хоккенхайме. Та коробка не приказала долго жить на последней гонке цикла – в Италии – возможно, лишь потому что болид пилотировал более медленный д'Амброзио. Однако третья КПП взялась за старое и последний Гран При своего цикла она тоже не выдержала. Роман лишился долгожданной победы над Кими после трех поражений подряд.

Однако, несмотря на четыре позиции стартового гандикапа, на контрасте с напарником Грожан настолько блестяще стартовал, что уже на втором круге, пронаблюдав за бесплодными атаками Райкконена на Шумахера, прошел их обоих! В момент, когда немец возвращал едва потерянную перед финном позицию на торможении после задней прямой, француз использовал слип-стрим самого Михаэля, чтобы третьим рядом сразить всех обгоном изнутри.

И если каждая атака Айсмена находила контратаку Шуми, то на смелый выпад Романа даже семикратный чемпион после отчаянной серии перекрещенных траекторий ответить не смог. Не потеряй задний мост француз на 7 круге, возможно, он смог бы вмешаться и в борьбу претендентов на титул, потеснив с подиума Алонсо.

Нацеленной атакой по внешнему радиусу Райкконен раскачал оборону соперника

 

Феноменальная атака Кими

Всем любителем красивой борьбы также рекомендую к пересмотру схватку второго Lotus с Хюлькенбергом. Райкконену не хватило DRS, чтобы атаковать конкурента на задней прямой. Однако финн не ослабил прессинг и, блестяще оттормозившись в первом повороте 13 круга, избрав максимально поздний апекс, перекрестил траектории на выходе. В равном противостоянии ситуация была бы патовой, поскольку Lotus ушел с внешней траектории на внешнюю. Однако Кими имел запас по сцеплению и смог по внешнему радиусу с Force India целиком пройти скоростной второй поворот «ноздря в ноздрю», дождавшись выгодной диспозиции на входе в связку 3-4 виражей. Нико был его.

На финальном отрезке дистанции финн уже сам стал подобного рода жертвой, когда у его Lotus из-за облачности остыла резина, и Масса точно также расправился с Райкконеном. Только маневр был завершен уже ко входу во второй поворот, ибо разница в скорости в связи с обратным движением руля Кими оказалась еще более заметной.

Попытка угнаться за Педро стоила очередного конфликта с Феттелем

 

Несчастный Нараин

На 41 круге лидировавшему со старта Феттелю, наконец, удалось хотя бы на 15 сотых скинуть с себя Хэмильтона. Однако в связке 7 и 8 поворотов лидер чемпионата и отстававший на два круга Картикеян не поняли друг друга, в результате чего Льюис вновь оказался ближе. Далее следуют скоростные виражи, и перед 11 шпилькой уже зона детекции. Оказавшись в зоне DRS, Хэмильтон, как стоячего, прошел Феттеля и в пресловутую зону соперника не подпускал. «Мерзкий Картикеян», говорит Марко, памятуя об инциденте на Сепанге. Бедный Нараин, скажу Вам я. Явной блокировки в том эпизоде не было. В 8 повороте индус четко подвинулся. А те мгновения, что Феттель потерял из-за недопонимания ранее все равно не помогли бы удержать Хэма от возможности «повернуть антикрыло». И Льюис все равно бы обогнал Себа. Разница была бы в исполнении: маневр прошел бы не на прямой, а на торможении перед 12 поворотом.

Аутсайдеры

Впервые в истории Marussia выиграла квалификацию новых команд. Притом, вчистую. Однако в гонке реабилитировался Caterham. Причем, что весьма приятно для российских болельщиков, отметился именно Виталий Петров. Выборжанин стал лучшим из аутсайдеров, привезя напарнику 7 секунд и опережая Хейкки всю гонку. Более того, на первом круге с чистой траектории 21 места россиянин прыгнул не только вперед дуэта команды-соотечественницы, но и Даниэля Риккьярдо, пилотировавшего на экваторе гонки на 5 позиции!

 

На красивую атаку Тимо в 12 повороте Хейкки ответил выдавливанием тремя поворотами спустя...

 

Ковалайнен был полностью разбит. Показав худшее для себя в Caterham 22 место, финн уже в третий раз за последние четыре гонки уступил в квалификации напарнику, а в гонке едва удержал позади Marussia Тимо Глока. Лишь ценой силового выталкивания с трассы Хейкки смог контратаковать успешно обошедшего его тремя поворотами ранее немца.

Перспективы борьбы

В сражении за чемпионство уже вырисовываются мелкие штришки: Алонсо год от года в Ferrari прибавляет (252-257-260 очков за 19 этапов) и смог-таки превзойти рубеж в 10 подиумов, с 12 пьедесталами уже абсолютно точно став лучшим в 2012; Феттелю пока не удается превзойти планку пяти побед дебютного чемпионства; никто из победителей по итогам сезона не сможет превзойти рубеж в 300 очков.

Но есть и другая, не менее захватывающая борьба. За третье место между Кими и Льюисом, полагаю, все решено, ибо 16 очков, это даже больше, чем в схватке за чемпионат. А для того, чтобы ликвидировать такое отставание Хэм должен побеждать. Триумфатор же  на пьедестале лишь один – станет ли Льюис мешать Фернандо?

Марк Уэббер совершенно точно не сможет продлить серию до трех «бронз» в чемпионате подряд, ибо в борьбе за 5 место он лишь 4 балла «везет» Баттону.

Чуть менее напряженное сражение за седьмую строчку, где Масса попытается сохранить едва завоеванное преимущество над Грожаном и Росбергом. Напомню, Нико до этого три сезона подряд был седьмым.

С учетом двух подряд очковых финишей команды Williams в полном составе стоит приглядеться к борьбе за 13 строчку, где чемпион 2010 года DTM лишь на балл превосходит обладателя титула того же года в GP2. Если вспомнить о невероятном поуле Хюлькенберга на болиде из Гроува, борьба обещает быть эпической.

И, главное в положении личного зачета, какой гонкой с нами простится самый титулованный пилот современности? Величайший гонщик планеты остался без очков в 6 последних Гран При, и занимает предельно низкую в своей карьере 15 позицию. Даже в дебютном сезоне, в котором Шуми провел лишь 6 финальных гонок, из которых лишь в половине финишировал, немец оказался 13 по итогам чемпионата.

Если говорить о командном зачете, то очагов сражения здесь два: 14 очков отставания McLaren от Ferrari в борьбе за «серебро», и 12 баллов разницы между Mercedes и Sauber.

Третий Кубок Конструкторов Red Bull

Австрийская команда добилась блестящего результата, который ранее был доступен лишь трем лучшим командам в истории Формулы 1: Ferrari, McLaren и Williams. Коллектив из Маранелло добивался этого дважды (в эпоху Лауды и Шумахера), команда из Уокинга во время владычества Сенны, а дружина из Гроува в бытность работы там Эдриана Ньюи.

Хотя и Red Bull набрала в 2012 почти столько же очков, сколько один Феттель в 2011, теперь у команды есть стимул взять четвертый Кубок подряд, для того, чтобы сравняться с McLaren эпохи 1988-91 годов. И, чем черт не шутит, возможно, посягнуть на повторение серии непобедимой Ferrari эры Шумахера и Баррикелло начала XXI века.

Проблема с генераторами Renault

Клиентские агрегаты не раз подводили новоиспеченных обладателей Кубка Конструкторов. Так была потеряна победа на Гран При Европы и очки в Италии. Но тогда это происходило исключительно с действующим чемпионом. Виной неприятностей были как старые и проверенные, так и модифицированные версии генератора.

В результате, когда Renault подготовили всем клиентам абсолютно новый агрегат к Гран При США, только Red Bull отказалась от апдейта. И австрийскую команду снова ждало разочарование. Причем, впервые и со вторым пилотом команды. Подопечные Дитриха Матешица должны кусать локти за то, что не использовали Уэббера в своих целей, сорвав с его коробки передач пломбу, подобно ситуации с Массой. Таким образом, Алонсо вновь оказался бы на грязной стороне решетки в Штатах, и шансы на подиум у испанца бы улетучились.

Теперь Red Bull ничего не остается, кроме как использовать новейший агрегат, от которого отказались в Остине. Если сломается и он, о чем так пророчит главный конкурент, это будет немыслимо.

Однако в любом случае Феттель довел преимущество до такой степени, что титул немец может только проиграть. Например, при сходе. А вовсе не Алонсо выиграть. Но, будем надеяться, Фернандо способен на невозможное и в Бразилии удивит всех (и в особенности Хельмута Марко) своим невероятным преимуществом. И тогда уже Себастьяну будет недостаточно сверхконсервативной гонки, которую могли себе позволить в Интерлагосе Льюис и Дженсон, финишировавшие на 5 позициях в 2008 и 2009 годах. А порог подиума – это не столь простая задача, как может показаться, учитывая традиционно победный темп Феттеля в Сан-Паулу.

Хэмильтон показал, что, даже лишившись притязаний на чемпионство, способен потеснить действующего чемпиона. А если лучший пилотаж в родных стенах покажет и Фелипе Масса, задававший тон в Бразилии в 2006-08 годах?.. С третьим претендентом на пьедестал посложнее, ведь Марк не будет препятствовать напарнику, а Дженсон за все пять лет участия Феттеля в чемпионате всегда уступал Себастьяну в Интерлагосе. Надежда на Lotus. Особенно Романа Грожана.

Но все эти расклады будут иметь смысл для Алонсо лишь только при победе испанца. Почему бы с 11-й попытки все же не добиться триумфа в Сан-Пауло?

 

  Статья опубликована в авторской колонке