11 мин.

Гран-при США: Удачное жертвоприношение

Первый Гран При США за последние пять лет финишировал. Прошел он уже на десятом американском автодроме Формулы 1 и впервые в истории состоялся в «деревенском» Остине. Америка прекрасно приняла Королеву автоспорта.

Конечно, пока штаты не влились в мировой чемпионат, и повторения 1984 года с двумя Гран При США подряд в Детройте и Далласе или серии сезонов с участием уик-эндов США-Восток, США-Запад ожидать не стоит даже в 2013 году в связи с переносом Большого Приза Америки в Нью-Джерси. Однако дебютный с 2007 и специально перестроенного под F1 Индианаполиса с интегрированным «инфилдом» Гран При в штате Техас прошел под стать культовой Инди 500, состоявшейся в мае. 120 тысяч зрителей встретили пелетон в воскресенье.

Триумфаторы

Кто добился максимума - тот пьет!

Тройка лучших действительно отражает ближайшее будущее Формулы 1, расположившись, на мой взгляд, в порядке своих гоночных способностей.

После выигранных всех серий свободных заездов и всех сегментов квалификации показавший шестой в сезоне лучший круг Феттель, казалось, должен завоевать третий в карьере Большой Шлем? Но нет. После 41 круга все изменилось. В дело вмешался неповторимый Льюис и, как и в памятном Китае’10, в очной борьбе обставил поулмена!

Темп немца и англичанина был чрезвычайно близок всю гонку. И победил сильнейший. Льюису не удалось выиграть с поула из-за отказа топливного насоса две недели назад, но чемпион выиграл сейчас, стартовав с грязной траектории первого ряда. Он не смог выиграть 26 поул в карьере, дав 36 раз первенствовать Феттелю и позволив конкуренту сравняться по количеству побед в квалификациях за сезон. Однако в гонке Хэмильтон был неподражаем, а ведь ему в очном противостоянии пришлось сломить сопротивление обоих пилотов Red Bull! И Льюис это с непоколебимой уверенностью сделал.

Первой преградой на пути Льюиса был Уэббер

 

Феттель явно не достиг своего максимума и может уповать разве что на традицию юбилеев, которая помешала ему выиграть шестой Гран При в сезоне. Впрочем, свою сотую гонку Себ провел куда лучше Хэма и даже Алонсо, взявшего подиум в Турции’07. Лидер чемпионата накануне бразильского финала вернул турнирное положение в ситуацию постиндийского Гран При.

Фернандо Алонсо сделал максимум, взяв низшую ступень пьедестала после девятого времени в квалификации. Ему сделали максимум, откровенно говоря. Так сильно в Ferrari еще никогда не опускались. Ради того, чтобы поднять испанца с грязной траектории 8 места (врученного вследствие штрафа за замену коробки у Грожана), команда сорвала пломбу с аналогичного Lotus агрегата на болиде Массы.

Масса был быстрее Алонсо и в квалификации, и в гонке

 

Притом что у Фелипе никаких проблем не было, и он лишь второй раз в сезоне (причем, в отличие от Монцы абсолютно заслуженно) опередил напарника. Стоявший на ряд впереди бразилец опустился на 5 позиций, что позволило Фернандо оказаться 7 на старте и 4 после первого поворота. За порог подиума Алонсо должен уже благодарить Шумахера, который после старта с блестящего 5 места ушел на первом торможении внутрь, заблокировав и отсекая конкурентов во главе с Райкконеном.

Но большего своими силами Фернандо добиться не смог. И подиум ему достался лишь благодаря сходу Уэббера. И не лишился пьедестала испанец по счастливой случайности. Причем, трижды.

Сначала, когда ему удалось проскочить мимо выезжавшего из боксов Райкконена, затем Массы. И, наконец, когда останавливавшийся позже всех Баттон, завязнув в борьбе с Lotus, оставил возможные атаки на Ferrari.

Герои

Фелипе Масса

Называть бразильца звездой первой величины не позволяет та манера, с которой Фелипе отдает свои дивиденды в угоду партнеру по Ferrari. Масса был быстрее в квалификации. Быстрее в гонке. Однако сначала принес себя в жертву на стартовой решетке. А затем не стал усердствовать на дистанции, имея темп, позволявший с 11 позиции прорваться на подиум.

И, тем не менее, по чистой скорости Масса – один из главных героев этой гонки. На болиде, который в руках Алонсо выглядел «черепахой» на фоне претендентов на победу, Фелипе уверенно уехал на финальном отрезке от обладателя лучшей машины и свежей опциональной резины Баттона! Дженсона, который в очной борьбе сломил сопротивление Фернандо. Если бы не сдерживающий фактор в лице Кими, Ferrari пришлось бы по радио сдерживать Массу от атак на Алонсо полгонки. Притом что их разделяло 6 позиций еще на первых кругах…

Дженсон Баттон

Англичанину не повезло в квалификации, и из-за проблем с педалью газа он стартовал лишь 12. Однако Дженс был единственным, кто мог всю гонку использовать только свежую резину, и, избрав редкую – как только Росберг – стратегию старта на prime, отыграл 7 мест. На деле Баттон выиграл даже больше позиций, ведь из-за неудачной стороны стартового поля в дебюте он откатился на 15 место! Но англичанин продолжал оставаться на трассе, вслед за Сенной и Пересом обогнав даже уже совершившего пит-стоп Алонсо. Прорвавшись на 3 место, Дженсон печатал круги на уровне бившихся за каждую десятую пары лидеров. Но при этом они имели свежий комплект hard, а Баттон пилотировал на нем более 30 кругов! Выезжая из боксов, британцу чуть-чуть не хватило до испанца. И, если бы не умело перекрестивший траектории Грожан, оттеревший Дженсона на 7 место, чемпион, вполне возможно, догнал бы и опередил Алонсо в борьбе за подиум! Но Баттон завяз в борьбе с Кими, не желавшем уступать. И в результате плотная группа из пары Lotus и дуэта Ferrari превратилась на его глазах в гордое одиночество пилотов распавшегося квартета.

Кими Райкконен

Пропустив вышеперечисленных героев в очной борьбе на финальных 17 кругах, тем не менее, Кими достоин восхищения. Бороться с Ferrari и McLaren был просто не способен его болид. И резина, которая эксклюзивно была прикатанной на обоих отрезках дистанции. На контрасте с Баттоном, который всегда имел свежие комплекты и, к тому же, более быстрый medium на финальной стадии, удивительно, что Райкконен вообще смог сопротивляться McLaren более 5 кругов.

Но Кими сделал главное. Он набрал 8 очков, которые почти гарантировали «бронзу» по итогам чемпионата. Неплохо после двух лет отсутствия…

Роман Грожан

Этот Гран При для молодого француза напоминал американские горки. Сначала он впервые с уик-энда в Марина-Бей опередил по чистой скорости напарника в квалификации (в Японии от проигрыша Романа спас лишь вылет Кими в «Ложке»), затем, несмотря на штраф в 5 позиций и грязную траекторию «в подарок от Массы», ничего не потерял на старте, а кругом спустя провел двойной обгон на обладателей восьми титулов чемпиона мира, Шумахера и Райкконена. Далее в борьбе за 5 позицию с Хюлькенбергом Грожан потерял задний мост и, оквадратив резину, откатился на 15 место. Совершив сверхранний пит-стоп на 9 круге, Роман поднялся с 22 позиции (позади были лишь HRT) на 6, последним опередив опять Михаэля Шумахера (!) и, пусть и ненадолго, переиграл выезжавшего из боксов Баттона. Под финиш мог обогнать Кими, но, как и Масса,  беспокоить напарника не стал.

Да, Роман лишь седьмой. Но он боролся с гонщиками, которые были на целый пелетон впереди после его разворота! Важно, что Грожан все же расправился с Хюлькенбергом, которому уступал два Гран При подряд в Корее и Индии. Более того, француз наконец-таки опередил в чемпионате Росберга, который рискует не повторить свое традиционное 7 место в зачете четвертый раз подряд…

Нико Хюлькенберг

Финишировав восьмым, немец в очередной раз стал лучшим представителем команд «второго эшелона». Однако Нико стартовал шестым и после удара в Райкконена шел пятым вплоть до потери темпа, начиная с 10 круга. Более скорость немец не обрел и, тем не менее, смог удержать в последних поворотах болиды команды Williams. А ведь его сменщик в конюшне из Гроува и следующий чемпион GP2 был на 0,3 секунды быстрее…

Бруно повредил резину, атаковав Хюлькенберга, и стал легкой добычей для Пастора

 

Williams

Абсолютно неожиданно на трассе, обладавшей наименьшим уровнем сцепления (ввиду новизны, неабразивности асфальта и излишней жесткости составов резины), команда из Гроува поехала столь же хорошо, как на трассах противоположного толка! С другой стороны, это показало, что FW34 едет на быстрых, пилотажных кольцах вне зависимости от механического уровня сцепления, «предлагаемых» автодромом.

Так или иначе, но, стартовав из арьергарда десятки и провалив старт, английские болиды вновь прорвались в топ-тен, причем на тех же позициях, что и стартовали! На первом отрезке благодаря свежей опциональной резине конкурентоспособнее выглядел Сенна, и к окну пит-стопов бразилец выигрывал у напарника три места. Однако, переобувшись в hard, увереннее себя почувствовал уже Мальдонадо и за 5 кругов до финиша вернул свое квалификационное преимущество.

Неудачники

Прибегнуть к служебным Mercedes не пришлось ни разу, а для одноименной команды это был последний шанс...

Mercedes

Команда из Бракли пятую гонку не может завоевать очки. Точно с того момента, как  стало известно, что Шумахеру на следующий сезон места не нашлось.

На этот раз им не помогла ни новейшая система DRS на болиде Росберга, нацеленная на сезон 2013, ни использование эффекта Коанда на болиде Шумахера. Даже на предпоследнем этапе сезона в Mercedes не смогли добиться приемлемого износа резины, чтобы участвовать во всех сегментах квалификации и, как и весь пелетон, провести единственную смену резину. Комплект medium, на котором семикратный чемпион показал шестое время, был слишком изношен для какой-либо борьбы на нем вообще.

Нико на болиде конфигурации «до ГП Японии» удалось провести гонку с одним пит-стопом, но только благодаря вылету во втором сегменте и старту с 17 позиции. Росберг финишировал 13 и последним в круге с лидером.

Шумахер же после тактики двух пит-стопов (единственным, кто поступил так же, был ди Реста, но для шотландца это была расплата за испорченный в результате разворота комплект) увидел клетчатый флаг 16. Последним из болидов серьезных команд.

Куда еще хуже для Росса Брауна? Такого афронта в истории Mercedes еще не было. Сохранить пятую строчку в Кубке Конструкторов позволяет лишь факт того, что Перес те же 5 гонок после получения контракта с McLaren не может попасть в очки…

Резюме

Льюис выиграл в Америке вторую гонку подряд. Тогда, в дебютном сезоне, это был лишь второй успех в карьере англичанина. Теперь Хэмильтон одержал четвертый (больше только у Себастьяна) триумф в году, который стал 21-м в его карьере. Что ж, Хаккинен в борьбе за 13 строчку абсолюта остался позади… И, покидая взрастивший Льюиса McLaren, британец уходит с высоко поднятой головой, превзойдя двукратного чемпиона команды из Уокинга и лучшего пилота конюшни со времен Сенны. Баттону опередить Хэмильтона в 2012 уже не удастся, а вот 27-летний гонщик сохраняет небольшие шансы и на «бронзу» чемпионата. В тройку лучших Льюис не попадал со времен своего чемпионства в 2008 году…

И, как я и прогнозировал в предыдущей статье, для двигателей Renault гонка в Остине стала четвертым Гран При подряд, на котором они празднуют знаковое юбилейное достижение. 400-й подиум французским силовым агрегатам обеспечил Феттель.

Статья опубликована в авторской колонке