Занимательная статистика
В чемпионате 2012 года прошло уже 18 этапов. В недалеком 2009, с которого стартовала новая эра технического регламента, за весь сезон было 17. Сейчас же нас ожидают еще два этапа, которые пройдут за неделю.
Потому предлагаю взглянуть на этот длиннейший в истории Формулы 1 сезон со статистической точки зрения. Каковы рекорды и антирекорды по итогам 18 Гран При? Удастся ли двум оставшимся гонкам превзойти достижений минувших? И, наконец, каковы расклады в борьбе за чемпионат в преддверии захватывающего финала?
Кто-то теряет, а кто-то находит…
Да, в 2012 Pirelli изготовила значительно более износостойкую резину, и повторения калейдоскопичности борьбы дебютного после возвращения миланских шинников сезона мы не увидели. Однако Формула 1 даровала нам ГП Китая, который не зря я назвал лучшим в новейшей истории Королевы автоспорта. В Шанхае было проведено 90 обгонов, что является рекордом нынешнего сезона. Конечно, до абсолютного рекорда F1, показанного в прошлом году в Турции (126), дотянуться не удалось, зато единственный в 2012 дождевой Гран При – Малайзии – с 76 обгонами удалось перекрыть прилично. Занимательно, но второе место сезона принадлежит ранее одной из самых скучных гонок чемпионата – Валенсии (79), где Михаэль Шумахер завоевал единственный пока после возвращения подиум.
Гран При Европы 2012 выдался феноменальным
Наименьшее число обгонов было реализовано в Монако (12) и Венгрии (16). Стоит заметить, что критика в адрес консервативность Pirelli на последних Гран При абсолютно обоснована, ибо третий худший результат сезона принадлежит Индии (31). И лишь на два обгона больше было произведено в Корее.
Из неожиданностей стоит отметить Бахрейн с 72 успешными маневрами, который после возвращения с неудачной удлиненной конфигурации лишь самую малость уступил тройки лучших Гран При. А также Хоккенхайм, который впервые после перестройки в 2002 году поразил активной борьбой, показав в абсолюте 5 место с 64 обгонами.
Если перейти к персоналиям, то наибольшее число опережений соперников произвел отнюдь не Михаэль Шумахер и вовсе не Льюис Хэмильтон, как это было в последние годы. Лучшим стал Марк Уэббер! 59 обгонов. Пока это рекорд, однако лишь на один меньше совершил Перес и на 3 Вернь.
Но здесь важнее, скорее, соотношение отыгранных и потерянных позиций. И в этом аспекте лучший лидер чемпионата, после блестящей гонки в Абу-Даби опередивший на один успешный маневр напарника: 44 vs 43. Себастьян примечателен тем, что очень редко дает себя обогнать. И в этом аспекте с ним весь сезон мог тягаться только Грожан. Однако после скромного возвращения после дисквалификации француза первую строчку действующему чемпиону в неуступчивости он все же уступил. 7 vs 12.
Примечательно, что д'Амброзио, проведший единственную гонку, проиграл больше позиций, чем Феттель за весь сезон – 8! Также весьма неуступчив Хэмильтон, уступивший лишь 13 мест за 18 гонок.
Если говорить о команде, совершивший больше всего обгонов, то это Sauber с показателем 112 позиций. Однако важнее соотношения отыгранных и потерянных мест, и здесь уверенно лидирует без пяти минут трехкратный обладатель Кубка Конструкторов подряд – Red Bull. Проведя лишь на 2 обгона меньше, чем швейцарская команда, австрийцы усилиями Марка и Себа отыграли 87 позиций. Ближайший конкурент как в чемпионате, так и по этому показателю, Ferrari – только 51. Залогом успеха австрийской команды стал самый низкий показатель проигранных позиций – 23. Ближайший соперник в этом отношении – McLaren – уступил 33 места.
Занимательно, что самым обгонным стал 14 круг. На нем было совершено 46 успешных маневров за 18 этапов. Больше же всего обгонов произошло в борьбе за 17 строчку протокола – 80 в 2012 году.
Очковая система
Если бы в F1 зачетные баллы начислялись, как в NASCAR, – то есть всем пилотам пелетона, то в первенстве неустанно, уже с последней трети сезона лидировал бы действующий победитель Гран При Кими Райкконен. Финн единственный, кто покорил бы 700-очковый рубеж, опережая на 15 очков Феттеля и на 43 Алонсо.
Памятный подиум в Эмиратах
При всех других системах начисления очков ведущих чемпионатов планеты лидировали бы претенденты на титул. Причем, не поменяйся в 2010 очковая система, Фернандо уступал бы лишь 4 балла.
Если говорить о перестановках в таблице среди лидеров, то, сохранись, на мой взгляд, лучшая в мире система – образца до 2003 года – с четвертой строчки Марка Уэббера сдвинули бы два пилота McLaren. Все в том же порядке: Хэмильтон и Баттон. А Масса и Грожан имели бы равенство в очках. Притом что сейчас бразилец опережает француза на 5. Если бы система начисления зачетных баллов не сменилась в 2010, то Фелипе имел бы столько же очков, что и Нико Росберг. Однако благодаря современной системе Масса и немца опережает на два балла.
Хейкки - лучший аутсайдер
Если обратить внимание на аутсайдеров, то для завоевания очков новым командам помогла бы система MotoGP, в которой учитываются первые 15 мест. Примечательно, что тогда лучшим, как и во все былые годы (2010-2011), оказался бы Ковалайнен. На одно очко (12 vs 11) финн опережал бы Тимо Глока. Третьим с 6 очками в активе располагался бы Виталий Петров. Занимательно, что Педро де ля Роза все равно бы остался ни с чем.
Схватка за титул
Об успехах Себа Вы прочитали выше. Как же боролся его единственный конкурент в борьбе за третий титул? Фернандо Алонсо совершил 36 обгонов, уступив 15 позиций, что на 15 и 8 единиц хуже показателей Феттеля.
Для завоевания третьего подряд титула 25-летнему немцу достаточно победы при пятом месте Алонсо. Фернандо же обязан финишировать не ниже порога подиума для того, чтобы перенести сражение на последний этап в Бразилию.
Резюме
Сегодня стартует предпоследний этап чемпионата мира 2012 года. Впервые с 2007 в Соединенных штатах.Льюис выиграл в Америке последнюю до сего момента гонку. Тогда, в дебютном для себя сезоне, он взял вторую победу за неделю.
Для моторов Renault, что не Гран При, то юбилей. В Южной Корее Марк Уэббер завоевал 200 поул-позишн, в Индии Себастьян Феттель 150 победу, в Абу-Даби – лучший круг. В США же гонщики Lotus, Red Bull, а также Williams с абсолютной долей вероятности принесут 400 подиум французским силовым агрегатам.
P.S. Для корректности показаний, за весь сезон бралась статистика обгонов, начиная со второго круга.
Статья опубликована в авторской колонке на первом сайте о Формуле 1 в России