5 мин.

Душа

Что такое автогонки? Одним словом? Правильно – скорость! А что такое скорость в «Формуле-1»? Монца. Монца ля Маджика, Монца ля Траджика. Знаменитый Аутодромо Национале в Королевском парке северо-восточного пригорода Милана. Если перед предыдущим этапом я упомянул о наличии души в стамбульском Отодром Парке, то исключительно в аспекте его сравнения с Сепангом, Сахиром и Шанхаем, – собратьями, так сказать, по несчастью. Про Монцу же можно говорить без всякого сравнения. Здесь душа просто материальна. Она в водителях, дисциплинированно стоящих в пробках по пути к автодрому на многочисленних узеньких улочках самой Монцы и прилегающих коммун. То один, то другой, включив аварийку, бегут к ближайшему газетному ларьку за свежим номером «розовой газеты», – знаменитой ежедневной «Гадзетта делло Спорт». Часов в семь утра в Ломбардии в сентябре еще традиционно зябко, но уже за многие километры до заветного парка полицейские группами регулируют движение. Причем один из их коллег обычно сидит на террасе едва открывшегося кафе и, наслаждаясь ристретто, изучает всю ту же «Гадзетту». Как там дела у наших?

У Найджела и Алена. У Жана и Герхарда. У Михаэля и Эдди. У Рубенса. Фелиппе. Кими... Наши – это они. В дни обычного Гран-при им посвящены полос по шесть. В дни этого – все двенадцать. А Джанкарло и Ярно, а Витантонио? А они разве наши? Ну да, один из Рима, другой и вовсе – «аббруццезе». Наши – без национальности. Что вы сказали? Француз и англичанин? Австриец, немец, ирландец? Бразильцы и финн? Ма ва! Бог с вами! Это же «росси». Не Вале, нет, «красные». А то что живописные холмы Эмилии Романии и городок Маранелло не имеют никакого отношения к гордой индустриальной Ломбардии и ее миланскому сердцу – неважно. Этот Маранелло уже давно потерял региональный акцент. Он в сердце каждого. Ему удалось то, что не удалось ни Гаю Марию, ни Джузеппе Гарибальди, ни Бенито Муссолини, не говоря уж, прости господи, о Романо Проди, не к столу будь сказано. Маранелло заставляет итальянцев почувствовать себя Нацией. Работай они в пиццерии Мельбурна, или шикарном ресторане Монреаля. Живи они у благословенного Комо или не менее благословенной (с их точки зрения, конечно) Сицилии.

Как это удалось старику Коммендаторе, до сих пор не ясно, но Энцо дал всей стране единый флаг. Тот самый, красный с желтым гербом и черном на нем силуэтом. Кальчио – лишь забава. Она разъединяет, она помогает делу «Лега Норде». О ней говорят, чтобы подколоть, поддеть ближнего своего. Дерби в крупных городах – гражданская война. Куда там Газзаеву с Черчесовым. Тебе могут не подать руки в Риме, если ты за «Лацио», а могут – если за «Рому». То же с «Миланом» и «Интером», с «Юве» и «Торино»... Ненависть крепка, но кумиры скоротечны. Был Шева – и нет его. Кака, говорите? Ну-ну. А вот Жиль Вильнев до сих пор жив в сердцах. Во всех без исключения. В отличие от наших туристов тиффози не покупают за тысячу евро полный набор официального мерчендайзинга «Скудерии», – от кроссовок до кепки. Так, что-нибудь одно, чаще – старенькое. А у многих красного цвета на одежде нет вовсе. Зато в душе – хоть отбавляй. Здесь не Англия, здесь наплевать на гонки вообще и на остальные команды в частности. Здесь есть Она – «Росса». И нету других забот. И в дождь, и в ветер... Далее, – по тексту.

Может это и догматизм. Наверное, – это неправильно. Чем хуже Фернандо и Льюис, Ник и Роберт, Джанкарло и Хайкки... Да ничем не хуже. Может даже лучше. Может «Макларен» выиграет и еще больше оторвется перед легендарным Спа. Может испанец приблизится к англичанину, а может, напротив, отстанет. Может баварцы повторят подиум, а французы впервые поднимутся на него. Какая разница для трибун? Но уже в пятницу с утра первое же появление «Ф-2007» на выезде с пит-лейна встретит гул. Встретит и понесется следом, порой опережая красную молнию. К шикане, к правому в пол, к Роддже. А оттуда – через обе Лесмо, удивительно сложные, ибо выбивающиеся из ритма. На другой трассе проходили бы на ура, но тут, без всякой прижимной силы, с малюсенькими, заточенными под скорость крыльями, – сложны и коварны. И, – обратно – через мост Вьялоне и адскую связку Аскари. Через прямую и торможение. Через раскручивающуюся, выпускающую, словно из пращи, болид Параболику.

Первый круг, контрольный, тут и закончится, – в боксах. Но трибуны еще долго будут шуметь, провожая ползующую по пит-лейну обратно к боксам легенду. Кими говорите, Фелиппе? Бросьте... Это дух Монцы. А ведь ей 85 против 60 у самой «Скудерии». Но, – скипелось воедино, срослось. Одного без другого нет. Имолу потерять было жалко, но можно. Монцу? Страшно представить. И даже не в четырех точках за 350 дело. И не в 250-ти средней. И не в торможениях по 5Ж, центнер на педали, тысяча по цельсию на дисках. Дело в вековых деревьях. Вырвавшись из пробок попадаешь в парк. Холодно, зябко. Вздымаются к небу столетние великаны, укутывая своей сенью асфальтированные дорожки. Катишься между ними, замерев. Для них время относительно. Гонсалес, Виллорези, Коллинз были вчера. А вдалеке в боксах заведут мотор. Чистая песнь 19000 оборотов на несколько секунд прорежет парк. Еще полтора часа до свободных заездов. Впереди еще «Гадзетта» и ристретто. Но душа уже проснулась. Аутодромо ждет своих героев. Ждем и мы...