Королевская лилия
«Я помню», гласит надпись на номерных знаках Квебека. В окружении враждебной английской культуры канадская провинция свято хранит французские традиции. Настолько свято, что сами французы квебекцев поначалу просто не понимают. В Монреале уверяют, что это не акцент, а настоящий старофранцузский язык. Это, мол, мы и помним. В доказательство флаг с королевскими лилиями, словно гильотины, взятия Бастилии и последних пары веков истории не было. И полный отказ от любых англицизмов. То есть слова паркинг здесь вы не услышите, а зато есть что-то вроде «стойбища». Вместо машины «повозка». Вместо менеджера «управляющий». Вместо шоппинга магазинирование. Даже американские фильмы на французский переводят сами. На свой французский. Говорящий с диким акцентом Дарт Вейдер зрелище не для слабонервных.
При всем при этом квебекцы милейшие люди. Совершенно душевные, отзывчивые и добрые. Но, с гигантским чувством собственного достоинства. При малейшем подозрении в том, что это чувство кто-то пытается ущемить, они способны часами доказывать глубокие корни собственной культуры и бытия. Которое, как известно, и определяет сознание. Стиль жизни совершенно англосаксонский. На первый взгляд неотличим от того же Мельбурна. Тот же даунтаун, небоскребы и торговые центры, те же кафе и тротуары, подход к региональным газетам и телеканалам. При этом все пронизано ощущением собственной изолированности. Французами они себя не ощущают, канадцами тем более. Не то чтобы кругом враги, но уж добра крохотной провинции точно никто не желает.
Представляете, зато, КАК здесь знают, ценят, любят и помнят все свое. Как гордятся клубом «Монреаль Канадиенс» (то есть «ле Канадьень дю Монреаль»), Селин Дион и... конечно же Вильневом. Жак (причем не ВильнЁв, как говорят во Франции, а ВильнЭЭв, с двойным протяжным Э) это без преувеличения национальный герой. Когда он выиграл 500 миль Индианаполиса, во всей провинции был праздник. Когда же стал чемпионом мира «Формулы-1», жизнь по всему Квебеку буквально замерла на несколько дней. Что уж говорить о его отце Жиле. Отношение к «Маленькому принцу» в Монреале напоминает культ личности. Назвать его именем трассу, первую же гонку «Ф-1», на которой и выиграл Вильнев, было минимумом того уважения, что благодарные соплеменники могли выразить Жилю после его трагической гибели в Зольдере.
Сама трасса, между прочим, также пропитана духом Квебека. В том плане, что совершенно не похожа ни на один из других автодромов. Конечно ее расположение в городе напоминает Альберт-Парк в Мельбурне, а длинные прямые и жесткие торможения Монцу, но автодром имени Жиля Вильнева все же уникален. Искусственный остров Нотр-Дам посреди широченной реки Святого Лаврентия был построен для Всемирной выставки, а к Олимпиаде прямо посреди него появился гребной канал, вдоль которого и проложена трасса. Узенький паддок благодаря понтонам постепенно оккупирует часть площади канала, а к парковкам (то есть стойбищам) на другом берегу проложены временные плавучие мостики. Само же полотно трека заковано в бетонные стены. А скорости высоки, в том числе и в шиканах.
Даже если не вспоминать грустную историю Оливье Паниса, эти стены сами по себе постоянно генерируют множество мелких аварий. При этом разбитые машины остаются прямо на трассе, что и приводит к пейс-карам, причем иногда по несколько раз за гонку. Более того машина безопасности перетасовывает тактики и сводит на нет отрывы. Поэтому из последних десяти Гран-при Канады в восьми случаях на финише победителя и второго призера разделяло менее пяти секунд. А чаще всего вообще в районе секунды. Возможно, что новые правила пейс-кара, которые мы так и не увидели в Монако, на этот раз продемонстрируют себя во всей красе.
Кстати, последние два победителя здесь, Алонсо и Райкконен. А ведь болельщики испанца и финна ждут, не дождутся, чтобы их кумиры наконец-то показали класс Хэмилтону и Массе. Посмотрим. Есть, кстати, и черная лошадка. И лично Физико и «Рено» всегда были сильны в Монреале, и на этот раз обещали продолжить неплохую форму Монако. Вопрос в том, планируют ли они бросить вызов «БМВ», или же замахнутся на схватку «Макларена» с «Феррари»?
ПС Кими наконец должен проснуться!
То ли еще будет в USA! :)
Своеобразие автодрома имени Жиля Вильнева в том, что, безусловно, являясь апологетом логики (лишь считанные разы, начиная с 1993Монреаль выигрывал НЕ чемпион мира по итогам всего чемпионата), он дарит великолепные мгновения сенсации тогда, когда эта логика оказывается иррациональной. Так, в 1995 неплановый пит - стоп лидировавшего Михаэля Шумахера, спровоцированный отказом трансмиссии, оказался достаточно долгим, чтобы позволить состояться первой в жизни победе Жана Алези. Первой и единственной. Артистизм момента больше всего подчеркивает тот факт, что пришел к ней француз в свой день рождения. В 1999 Мика Хаккинен впервые в истории выиграл гонку непосредственно за пейс - каром. Еще ранее заявленного водораздела находятся дебютная победа Тьерри Бутсена, а также финальный аккорд карьеры Нельсона Пике, ставший во многом следствием бурной радости лидировавшего Найджела Мэнселла. Найджел на последнем круге приветствовал публику столь рьяно, что единственным, кто не оценил его чувств, стала отказавшая коробка передач Williams -Renault.
Впрочем, все это частности. Именно на территории Монреаля Михаэль Шумахер установил и оставил в назидание потомкам один из своих самых вечных рекордов. 106 очков на одном автодроме! В разные, разумеется, годы.
Что касается года нынешнего, то совершенно очевидно, что тотальное превосходство McLaren над Ferrari в Монако вряд ли перекочует за океан.
Однако, вряд ли в этом есть симптом. McLaren практически каждый Гран - при этого года начинает фаворитом, но не фаворитом первого плана. Такой статус, прежде всего, позволяет команде подходить к своим возможностям, я бы сказал, сдержанно. Особенно учитывая наличие в своих рядах Алонсо. Гонщика и человека, который обеспечивает стабильность, цельность и единый вектор движения, движения вперед. Всегда. По определению. Это очень по - испански - идти вперед поступательно. Это вполне в стиле Фернандо - стать чемпионом мира, не выиграв больше всех гонок, выиграв поровну. Прогресс McLaren обретает особый смысл, если вспомнить о Льюисе Хэмилтоне, чей феноменальный дебют обрастает все новыми занимательными подробностями. Талант Хэмилтона никогда не был бы столь отчетливо виден без его душевных качеств. Последний плюс команды Рона Денниса, если не касаться моторов, резины, тормозов и постройневшего Норберта Хауга, - умение взять свои очки. В реалиях нынешнего чемпионата эта добродетель может оказаться пропуском в рай. McLaren 2007 – это конгломерат личностно сильных людей, объединенных одной общей целью. Он уже давно не был таким, Mclaren. А когда был, непременно становился лучшим.
Верю в Кими!