8 мин.

Гран-при Индии: Разбор полетов

Второй Гран При Индии в истории стал уникальным этапом нынешнего сезона. Столь спокойной и нехаотичной гонки не было со времен майского Большого Приза Монте-Карло! Но если княжеский Гран При подталкивает к подобным процессиям конфигурацией «кольца», то гонка в Нью-Дели стала такой во многом благодаря с запасом жестким комплектам резины…

Один пит-стоп. У всего пелетона. В Монако хотя бы этой тактики не выдержал Вернь. И в средиземноморском государстве был стартовый завал, а также не дававший уснуть прорыв Переса. В Индии же, блеснув износостойкостью составов, Pirelli привезла soft и hard, сделав гонку абсолютно нетактической. Конечно, круги заезда в боксы все же имели значение, но данный эффект было столь неощутимым, что даже Mercedes, больше других испытывавший проблемы с сохранением комплектов, смог реализовать общий план.

А ведь команды на грани использовали soft. Избери Pirelli чуть более мягкие составы, и двух пит-стопов большинству команд было бы не избежать, а вместе с тем появилась бы интрига и обилие перестановок в пелетоне.

Старая-добрая F1. Стройный паровозик, играющий в гармошку

Но не будем корить миланских шинников. С другой стороны, мы увидели, что вся невероятная закрученность сюжета современных гонок связана была лишь с резиной. KERS влияет, лишь только если у кого-то он есть, а у кого-то отсутствует или сломан.В первом случае героями сюжета стали аутсайдеры: легкой добычей оказалась Marussia, чей юный пилот Шарль Пик блестяще ушел в бой с последнего места, опередив Виталия Петрова, стартовавшего на 5 позиций выше. Однако отсутствие рекуператора позволило пилоту российской команды сдерживать Caterham лишь 10 кругов.

Во втором случае вышеизложенный тезис подтвердили лидеры, когда поломка KERS на Red Bull стоила Уэбберу рокировки второго места на третье. Однако большей интриги система рекуперации кинетической энергии не внесла.

Что до DRS, еще одном нововведении прошлого года, то данная система даже с двумя – абсолютно независимыми зонами – не принесла обилия обгонов. Притом, вторая зона (на самой длинной прямой трассы) была увеличена на 80 метров, и, тем не менее, это позволило разве что реализовать разницу в работающем и неработающем KERS на болидах Алонсо и Уэббера.

Уныло, не правда ли?

На этом плане не видно Льюиса. Он забрался на самый внутренний радиус

Однако настоящая борьба в минувшей гонке все же была! Ей отметился первый круг, когда система снижения лобового сопротивления была еще не активна. Дуэт McLaren так увлекся взаимной борьбой, что не позаботился о защите позиций от находившегося следом Алонсо. Хуже всех провел первый круг Льюис, который в противоборствующем трио стартовал выше всех, однако не смог реализовать чистую траекторию 3 места, проиграв светофорную гонку Баттону. Хэмильтон не сдался и на длиннейшую прямую возвращения вышел бок о бок с напарником. Теоретически, более молодой англичанин реализовал самое сложное, сумев по узкой траектории войти в 3 поворот, почти не уступив в скорости конкуренту. Таким образом, Хэм находился внутри на пути к самому жесткому торможению трассы. Но в дело вмешался Алонсо. Воспользовавшись слип-стримом McLaren, Фернандо справа опередил обоих англичан. На этом все бы и закончилось,однако партнеры из Уокинга не для того боролись друг с другом, чтобы уступить ферраристу. Дженсон находился снаружи и воспользовался этим, чтобы реализовать преимущества правильной траектории сверхпоздним торможением. Льюис же сделал буквально невозможное, вынырнув из-за спины Алонсо и затормозив еще позже Фернандо, притом что позиционировался британец наиболее невыгодно на входе – максимально внутри.

И, хотя на апексе оба McLaren опередили Ferrari, на выходе двукратный чемпион воспользовался правильной траекторией входа, позволившей раньше начать разгон, и, перекрестив траектории, легко оставил не у дел Хэмильтона. Выход Алонсо был настолько хорош, что и с Баттоном испанцу также поравняться удалось. Однако поворот был в сторону Дженсона, и Фернандо пришлось впустить соперника  вперед. Как мы знаем, через 3 круга все равно борьба закончилась в пользу испанца, ибо чемпион 2009 года имел огромные проблемы с передней левой покрышкой на стартовом soft. Дженс реабилитировался только на последнем круге на hard, показав второй лучший круг в сезоне после дебютной Австралии.

Другим чистым обгоном отметился Сенна. Бразилец блестяще использовал свой потенциал, чтобы – пронаблюдав, как Грожан опережает Мальдонадо при помощи DRS – на разгоне после самого жесткого торможения, как стоячего, оставить не у дел напарника.

Залогом успеха Сенны стала грамотная тактика позиционирования на внешней траектории в зоне жесточайшего торможения с целью использования все ширины трассы. Далее пилот мог раньше открыть дроссель и, выйдя по идеальной траектории, проскочить мимо аналогичного Williams, увлекшегося борьбой с Lotus.

Парад проколов

Лишив нас массовой бескомпромиссной очной борьбы с обилием обгонов, Гран При Индии «подарил» целую серию проколов правых задних колес. Причем, невынужденных.

Первым и самым грустным стал контакт Жана-Эрика Верня с Михаэлем Шумахером, проводившим финальный квартет Гран При. Неопытный француз не сориентировался в толчее первого поворота и пробил колесо семикратному чемпиону передним антикрылом Toro Rosso. Гонка была испорчена для обоих, но никаких решений судьями в отличие от обратного столкновения в Сингапуре вынесено не было.

Второй прокол произошел на 18 круге, когда поверженный Хюлькенбергом и страдавший от износа резины на первом отрезке Перес переобулся в очередной прикатанный soft и атаковал Риккьярдо. По иронии судьбы, и вторая Toro Rosso своим острым передним антикрылом проколола заднее колесо конкурента. Произошло это в том же самом первом повороте, где и другой болид Скудерии из Фаэнцы начал неприятную серию. Неудачная атака по внешней траектории в конце первой зоны DRS стала для Переса началом конца. Мексиканец после всех перипетий не рискнул продолжать гонку на hard. Таким образом, кстати, пелетон лишился единственного пилота, который не смог выдержать тактики одного пит-стопа, ибо двух комплектов резины (даже без учета прокола) Серхио оказалось явно мало.

И, наконец, третьей жертвой прокола стал соперник Серхио по борьбе за титул GP2 2010 года. А непоправимый удар по латиноамериканцу нанес партнер Переса по Sauber. Уже совершивший плановую остановку Мальдонадо на свежем hard атаковал Кобаяши, prime которого со старта уже успел всерьез износиться. После успешного маневра Пастор не медля сместился на правильную траекторию перед 5 поворотом и тотчас получил прокол со стороны не собиравшегося уходить со своей траектории с поднимать ногу с педали газа Камуи. Японца наказывать, как и пилотов Toro Rosso не стали. Хотя, на мой взгляд, зря. Данный эпизод нес в себе большую вину атакуемого, чем инцидент, в котором Кобаяши также на торможении перед Les Combes поддел Льюиса Хэмильтона в 2011. Но в любом случае, честь и хвала чемпиону 1980 года Алану Джонсу, чье третье «стюардство» оказалось поистине триумфальным. И австралиец вместе с двумя коллегами ни разу не наказал никого за весь уик-энд.

Занимательный эпизод

На Гран При Индии мы увидели интересный момент: оперативную смену руля на пит-стопе Хэмильтона, когда в McLaren пытались решить проблему переключения вниз на болиде Льюиса. Хотя замена рулевого колеса и не принесла ощутимого результата, впечатлила четкость и абсолютное отсутствие потери времени на единственной остановке гонщика.

В последний раз в Формуле 1 подобная замена, на моей памяти, была в 2004 году, когда в Монреале также на McLaren пытались решить проблемы с электроникой на болиде Райкконена.

Третий лишний

Дубль дуэта лидеров чемпионата серьезно осложнил жизнь всем остальным. Лучшим из их преследователей является Кими, и для того, чтобы остаться в обойме претендентов и после Гран При Абу-Даби, стартующего сегодня, финну нужно отыграть у Феттеля 18 очков. Этого Райкконену по ходу всего сезона не удавалось. Таким образом, с неоспоримой уверенностью можно полагать, что за две гонки до финиша сезона мы лишимся троих соискателей, и борьбу за титул поведут лишь двое. Конечно, у Уэббера и Хэмильтона болиды быстрее, чем у финна, однако их отставание еще больше.

Если же говорить о шансах на чемпионат в Кубке Конструкторов, то и здесь после уик-энда в Яс-Марине, с большой долей вероятности, трех команд в борьбе за лидерство больше не будет. McLaren нужно отыграть 15 очков у Red Bull, чтобы продолжить борьбу на последних этапах. Lotus уже лишился шансов после Гран При Индии. Для завоевания Кубка Конструкторов главной команде Матешица достаточно не проиграть больше 5 очков Scuderia Ferrari, и тогда главный командный трофей уже третий год подряд будет у австрийцев!

Резюме

Если Марк взял 200 поул для моторов Renault в Корее, то Себастьян одержал 150 победу на ГП Индии в истории французов. Теперь Феттелю достаточно выиграть две из трех оставшихся гонок с возможностью схода в одной из них, вне зависимости от результатов всех остальных. Немец теперь сам готов творить историю.

 

Статья опубликована в авторской колонке