10 мин.

Гран При Индии: Феттель или Алонсо?

Индия дала миру отличный автодром Ирунгаттукоттаи еще в 1990 году. Однако спортивный клуб Мадраса не смог добиться большего, чем возможности принимать Формулу 3. В 2003 в честь феноменального индийского самородка – гонщика и конструктора Сандарама Каривардхана, трагически погибшего в 1995 году – был построен Кари Мотор Спидвей. Однако автодром в Коимбатуре был еще короче, чем трасса в Ченнаи, располагая лишь 3,2 километровой конфигурацией и оттого также упиравшийся в Формулу 3.

Наконец, появился Буддх. Дебют в Большой Нойде хоть и был перенесен с 2009 года на 2011, тем не менее, все же состоялся, и Индия даже уверенно опередила Россию. Автодром получился великолепным, однако гонки не поразили своей борьбой. Всю дистанцию Гран При Индии за всю ее историю лидировал Себастьян Феттель. Однако на этот раз сражения на всех эшелонах пелетона все же состоялись, и даже двукратному действующему чемпиону не удалось повторить прошлогодний дебютный Большой Шлем. Red Bull не смог выиграть второй дубль подряд, зато Фернандо Алонсо провел блестящую гонку.

Триумфаторы

По итогам Гран При Южной Кореи и накануне старта второго в истории этапа в Индии Себастьян Феттель опередил Фернандо Алонсо на 6 пунктов не только в борьбе за лидерство в чемпионате, но и превзошел испанца на 6 кругов на позиции лидера пелетона за карьеру. Притом, она у Себастьяна более чем вдвое короче в сравнении со старшим двукратным чемпионом.

Феттель лидирует три с половиной гонки кряду. С момента схода Хэмильтона в Сингапуре. Притом, что никому в нынешнем сезоне ранее не удавалось побеждать подряд, Себастьян достиг триумфальной серии уже в четыре гонки. Этого немцу не удалось даже в прошлом сезоне, когда Феттель доминировал, выиграв 11 гонок. В условиях того, что осталось разыграть всего 75 очков, Себастьян сократил круг конкурентов, по большому счету, только до одного.

И это Фернандо Алонсо. Двукратный чемпион, к чести, исполнил вчерашнее обещание, после квалификации сказав, что гоночный темп Ferrari будет выше, и испанец легко опередит пилотов McLaren, оказав успешный прессинг на Red Bull. И свои слова Фернандо уже реализовал на середине DRS прямой на пути к 4 повороту, когда слим-стримом прошел обоих британцев. Однако до конца следовать своему громкому заявлению Фернандо не смог, ибо на торможении Баттон прошел испанца обратно, и за первый круг Алонсо разделаться с McLaren не удалось.

Тем не менее, впереди был именно тот болид из Уокинга, который испытывал явные проблемы с недостаточной поворачиваемостью, потому на четвертом круге благодаря DRS Фернандо попал-таки в заветную зону между дуэтом Red Bull и парой McLaren. Оказать прессинг на Уэббера Алонсо сумел, однако результатов это не принесло. И когда уже, казалось, что Фернандо лишь остается довольствоваться низшей ступенью пьедестала, у Уэббера отказала KERS, и Ferrari легко вышла вперед. Одновременно возникшие проблемы у лидера, когда RBR Феттеля чиркал днищем на полном газу, инициировали очередную погоню испанца. Но, дважды ошибившись по ходу 56 круга, Алонсо понял, что достиг максимума. Это лучший результат Фернандо с июльской победы в Германии.

Низшую ступень пьедестала в итоге все же отстоял Марк Уэббер. Отказ системы рекуперации дорого стоил австралийцу. Поначалу Марка еще спасали желтые флаги вследствие вылетевшего из-за отказа передних тормозов на самом жестком торможении трассы Педро де ля Розы. Однако как только использование DRS вновь было разрешено, карта Уэббера оказалась бита. Тем не менее, Марк не сдался, и, имея огромный гандикап в скорости на первом секторе, заблокировал Хэмильтона до клетчатого флага и сделал шаг на пути к третьей подряд «бронзе» по итогам чемпионата.

Хорошисты

Нико Хюлькенберг

Опережать Lotus на финише уже становится визитной карточкой молодого немца. Пусть не 6 место, как на прошлом Гран При, и вдвое меньше очков, но Роман Грожан вновь остался позади! Благодаря столь блестящей серии из трех азиатский гонок на 7,6 и 8 местах для Нико и одновременно трех неудачных на 12 позициях Гран При Пола Хюлькенберг не только закрепляет за собой лидерство в команде на 12 строчке, но и подбирается на дистанцию очка до Sauber Кобаяши! А ведь еще накануне уик-энда счет в квалификациях между напарниками по Force India был 8:8, а по гонкам 7:7.

Бруно Сенна

Отметивший между Кореей и Индией 29-летие бразилец решительно остановил длиннейшую в сезоне полосу неудач из трех гонок. Да, всего одно очко, как и на Гран При Монако, Европы и Италии. Однако как он его добыл? В очной и бескомпромиссной борьбе с Мальдонадо, Кобаяши и Росбергом. Бруно ничего не выиграл на старте со своей провальной 13 позиции, однако затем красиво опередил напарника и серьезно раскачал оборону Нико. Однако бразилец первым заехал на пит-стоп, в результате чего попал в трафик в лице Кобаяши, из-за которого Сенна вновь оказался позади всех. Камуи чуть не угробил всю гонку Williams, и если Пастора он и вправду устранил, Бруно японцу удержать не удалось. Более того, с рекордом первого сектора Сенна показал второе время гонки!

О блестящих обгонах племянника Бразильского Волшебника, а также о том, что случилось с его партнером, Вы сможете прочитать в Разборе полетов.

Фелипе Масса

Опередив обоих вышеназванных героев, бразилец, тем не менее, выступил не столь успешно, не став лучшим представителем команды, как Сенна и Хюлькенберг. Хотя Фелипе всего лишь сохранил стартовую 6 позицию, гонку пилот явно может записать в актив. Масса в условиях вынужденной экономии топлива и потери прижимной силы на заднем антикрыле уже с 18 круга, тем не менее, блестяще блокировал Райкконена. А пока проблемы не обнаружились, Фелипе даже на не столь модернизированном болиде, чем у Алонсо, уверенно прессинговал McLaren Баттона. Что же до борьбы с Кими, то Масса благодаря на 0,4 секунды более быстрому пит-стопу выехал бок о бок с конкурентом и, перехитрив финна, пустил Райкконена вперед в зоне детекции DRS. Благодаря данному трюку на ближайшей прямой бразилец имел возможность снизить лобовое сопротивление F2012 и, опередив Кими, больше возможности для успешной атаки не предоставил.

Неудачники

 

McLaren

Порог подиума целиком заняла команда из Уокинга. Это значит, что, фактически, британцы лишились шансов на чемпионский титул. Хотя шансы на Кубок Конструкторов еще сохраняются.

Льюис Хэмильтон, не сумев опередить на последних кругах раненый Red Bull Уэббера, уступил Марку и четвертое место в чемпионате. Англичанин финишировал на той же позиции, что и стартовал, и теперь на грани. Он отстает от Феттеля на 75 очков – ровно на столько, чтобы не потерять математические шансы на титул, но для того, чтобы это сделать, Льюису нужно выиграть все три оставшиеся гонки. При нерезультативных Гран При Себастьяна. Удвоив количество побед, Хэмильтон и, вправду, станет лидером по этому показателю, выиграв чемпионат по дополнительным показателям, набрав столько же очков, сколько сейчас имеет Феттель. Однако это утопия. И я признаю, что мой прогноз перед Гран При Сингапура, опубликованный после подписания Хэмильтона Mercedes, провалился.

Если говорить о втором представителе McLaren, то Баттон уже лишился всех шансов на второй чемпионский титул. Для того, чтобы остаться «в игре» Дженсу надо было отыграть у Себастьяна минимум 9 очков. Англичанин проиграл 15. Что ж, теперь Баттон в гордом одиночестве на 6 месте, и максимум, что он может сделать, это второй год подряд опередить покидающего команду напарника. Хотя между соотечественниками почти расстояние победы за три гонки до конца.

Единственный позитивный момент от гонки у Дженсона после огромных проблем на первом отрезке и бесславно проигранных дуэлей с Алонсо и Хэмильтоном – это лучший круг, которым Баттон лишил Феттеля Большого Шлема.

Lotus

И если у McLaren хотя бы были локальные успехи, то Lotus полностью провалился на фоне топ-команд.

Райкконен, поменяв настройки после финальной тренировки, не только лишил себя возможности побороться за второй стартовый ряд, но и в условиях закрытого парка потерял шансы побороться за пьедестал. Вторую гонку подряд Кими безуспешно пытается догнать Массу. На этот раз финн стартовал непосредственно позади и смог свести разрыв на нем, несмотря на более ранний и небыстрый пит-стоп. Однако, поспешив атаковать Ferrari, Райкконен попался на удочку своего бывшего напарника и через несколько секунд был Массой повержен. Несмотря на все проблемы бразильца, Кими так и не смог успешно атаковать. Обладая наименьшей (!) максимальной скоростью в пелетоне финн не мог даже с DRS рассчитывать более чем на 5 дополнительных км/ч в конце прямой.

Еще хуже Райкконена, причем уже вторую гонку подряд, выступил Грожан. Оба уик-энда (Корея и Индия) были для гонщиков Lotus дебютными в F1. И оба раза Роман уступил Кими даже в квалификации. Более того, француз по темпу даже не прошел в суперпоул, что с Грожаном случилось лишь второй раз после ГП Германии (в Англии это был банальный вылет с трассы). И если в Корее отставание Романа можно было списать на отсутствие на его E20 системы выхлопа с эффектом Коанда, то в Индии он весь уик-энд не мог привыкнуть к долгожданной новинки. Также обнаружилось главное слабое место молодого гонщика: потеря конкурентоспособности на болиде, страдающему от недостатка сцепления.

Так или иначе, в Индии он не смог воспользоваться свежим комплектом soft и благодаря оттянутому пит-стопу смог лишь приблизиться к Хюлькенбергу, но не опередить Нико. Хотя Роман и совершил блестящие обгоны Мальдонадо и Росберга на первом отрезке, его немецкий конкурент сделал это уже на первом круге. Вот и причина итоговой расстановки Хюлькенберг-Грожан. Располагая 17 максимальной скоростью в пелетоне, естественно, пройти в очной борьбе Force India уже было нереально.

Резюме

Феттель побил рекорд Менселла двадцатилетней давности по количеству километров лидирования подряд. В памятном Монако’92 Сенна прервал гегемонию британца, остановив лидерство на 235 кругах подряд, что эквивалентно 1016 километрам. Себастьян хоть и пролидировал подряд «лишь» 205 кругов, в дистанционном измерении это уже 1111 километров!

Впереди только Аскари – 305 кругов и 2075 километров. Тогда, в 1952, Альберто лидировал в пяти гонках подряд. На финише Абу-Даби Себастьян может повторить это достижение, хотя по количеству километров во главе пелетона немец сможет стать лучшим только, если будет перманентно лидировать до финиша сезона…

P.S. Атаки, обгоны и инциденты будут представлены в традиционном Разборе полетов.

 

Статья опубликована в авторской колонке