Гран-при Сингапура: Разбор полетов
Гран При Сингапура, явив самую скучную и тягомотную гонку в сезоне, тем не менее, порадовал обилием бескомпромиссной борьбы. Хотя она и была лишь под самый финиш, который был урезан, все же долю удовольствия и неоднозначности сражений оставила немалые.
Но начнем с бесспорного и знаменательного.
Тимо Глок и супер-Marussia
Чемпион GP2 2007 года не зря всегда говорит, что Марина-Бей его любимая трасса. 30-летний немец дебютировал в Формуле 1 в один год с Сингапуром. И все эти гонки справлялся просто блестяще. Порог подиума с отправленным в стену чемпионом Кими в дебютной гонке на городской трассе. «Серебро» на заканчивавшей свою историю Toyota в 2009. Отличные выступления и искрометные сражения в очковой зоне, несмотря на аутсайдерский болид в предыдущие два сезона. И вот, в 2012 Тимо по-настоящему прорвало. Кто запамятовал: лучшим результатом Marussia всегда оставалось 14 место, регулярно показываемое дважды в год. Норму на 2012 команда уже выполнила в Австралии и Монако.
В Сингапуре Глок после старта с 20 позиции ощутимо приложился о барьер в тоннеле. Примечательно, что когда подобный инцидент повторила HRT, то подвеска мгновенно была разрушена. Российская же Marussia выдержала! И Тимо, несмотря на повреждения подвески, ехал все быстрее и быстрее. Использовав тактику двух пит-стопов с эксклюзивным чередованием soft-supersoft и soft, немец смог продержаться 34 круга на последнем комплекте, опередив не только Caterham и HRT в полном составе, но и Sauber Кобаяши и Force India Хюлькенберга. Всем этим пилотам пришлось останавливаться трижды. Глок блестяще реализовал весь скрытый потенциал Marussia и даже на поврежденном болиде был лишь на сотую медленнее на лучшем круге, чем Шумахер!
Благодаря экстраординарному результату немца команда из Сильверстоуна впервые в истории попала в десятку Кубка Конструкторов, опередив Caterham, лучшим результатом которого остается 13 место Ковалайнена в Монако, повторенное Петровым в Валенсии. Тимо же уложился в 92 секунды позади лидера, взяв 12 позицию!
Если продолжать говорить об успехах Marussia, то немца поддержал его юный напарник-дебютант, финишировав на аналогичной с Пересом тактике soft-soft-supersoft. Однако и здесь российская команда отличилась, ибо Пик продержался на сверхмягкой резине 27 кругов, что на 8 больше, чем Серхио! Однако на изношенных опциональных покрышках он все же не смог удержаться за напарником и откатился на 16 позицию на финальном круге. В итоговой классификации Шарль в любом случае на ней бы оказался, ибо во время красных флагов, инициированных аварией Петрова на третьей тренировке, Пик совершил обгон. Таким образом, француз заранее был пенализован 20 секундами к финишному протоколу, а также общественными работами. В гонке это ничего не изменило, ибо шедший следом де ля Роза был первым круговым.
Картикеян и Ма
Второй Гран При подряд индийский пилот уступал место на первой части свободных заездов китайскому пионеру в F1. И, тем не менее, именно на этапах в Италии и Сингапуре Нараин впервые стал опережать Педро де ля Розу в квалификации! Увы, в гонке Картикеяну пришлось компенсировать потерянный задний мост движением в стену, в результате чего была сломана передняя подвеска…
Неудачи Williams
После второго первого ряда в карьере Мальдонадо и после блестящего прорыва со штрафной в результате смены коробки 22 позиции Сенны команда из Гроува в полном составе сошла с дистанции.
Для Пастора это означает, что он 9 гонку подряд не набирает очки. Бруно же подписывает черту под 50% результативностью на этапах.
Их главный соперник Force India берет второй в своей истории лучший круг с одной стороны и финиширует на пороге подиума – с другой. При этом ди Реста на первом же круге проиграл сражение Алонсо, едва обогнав испанца на старте. Мальдонадо всю гонку провел впереди Пола, притом что Бруно боролся в той же группе, что и Нико.
Второй конкурент Williams, уже ушедший почти в недосягаемый для британцев отрыв, – Sauber. Швейцарская команда благодаря наказанию Уэббера получила посредством Переса 101 в сезоне очко. Это значительно больше, чем 44 балла, которые команда набирала на протяжении обоих сезонов после ребрендинга с BMW.У Williams лишь 54, и такими темпами она может подпустить к себе и последнюю неаутсайдерскую команду – Toro Rosso. Уровень 2011. Сезона, ниже которого команда из Гроува не падала никогда.
Стартовый замес
Отдав должное командам второго эшелона, перейдем к непосредственному разбору полетов гонки.
После того, как погасли огни светофоров, Гран При Сингапура едва не получил первый стартовый завал. Фернандо Алонсо своим смещением в сторону Уэббера чуть не спровоцировал грандиозную аварию. Накануне Уэббер в шутливой форме пригрозил вернувшемуся в гонки Грожану, если француз будет некорректен на старте. Тем не менее, уходивший следом за Марком Роман боролся до конца, а стычку гонщиков спровоцировал Фернандо!
Испанец ушел в сторону Уэббера, вполовину сократив ширину трассы. Притом что параллельно с австралийцем боролись Грожан и Шумахер. В итоге Алонсо вернулся на идеальную траекторию, оставив Михаэля, Романа и Марка с накатившим по внешнему радиусу следом за Фернандо Нико Росбергом! Вчетвером бок о бок гонщики вошли в поворот, куда не могли, естественно, попасть одновременно. Опытный Шумахер, находившийся на внутреннем радиусе, в итоге отпустил соперников вперед, притом что находившийся снаружи Росберг срезал поворот, за счет чего опередил напарника. Грожан и Уэббер продолжили бороться впереди Mercedes…
Коллизия Петрова с Массой
Следом за пресловутой четверкой в первом повороте сошлись еще трое. Виталий Петров блестяще стартовал с 18 места и, максимально оттянув точку брейкинга, атаковал по внутренней траектории уходившего в бой 14 Переса. С той скоростью и траекторией, по которой с заблокированными колесами пытался войти в поворот россиянин, попасть на апекс было невозможно. В результате ошибки Петрова жертвой стал Масса, который был впереди и уже выходил из поворота, когда получил прокол заднего левого колеса.
Фелипе быстро настиг и опередил своего обидчика
Наказание Уэббера
Наиболее спорный инцидент минувшей гонки. Почему наказали Марка, который невероятно красиво атаковал Кобаяши по внешней траектории? Австралиец ушел двумя колесами за очерченное краской гоночное полотно. Однако сделал он это исключительно потому, что японец его выдавил! Уэббер был максимально близок к Кобаяши и сделал все просто идеально. В изложенном ниже инциденте Массы с Сенной Фелипе атаковал соотечественника, заранее уйдя с трассы, и, несмотря на то что Ferrari пересекла ограничительную линию, никто этот момент даже не рассматривал.
Но в любом случае борьбы Марка за 11 позицию и отобранного очка вследствие штрафа не возникло бы, примени Red Bull на втором пилоте ту же тактику, что и на первом. Однако Хорнер сотоварищи решили испытать на Уэббере три пит-стопа. Притом что у австралийца был лишь один свежий комплект soft. Один из всех компаундов!
Три остановки на трассе, где скорость на пит-лейне ограничена 60 км/ч, а не 100, при большой вероятности пейс-каров – просто убийство! Кстати, прибавка 20 секунд к результату Марка еще весьма мала, ибо проезд через пит-лейн в Сингапуре занимает 24,8 секунды. Штраф же теоретически импровизировал данное наказание…
Двойной контакт Массы с Сенной
Эпизод, ставший, безусловно, самым ярким событием Гран При. Сенна явно ехал за гранью и оставил ровно столько места, чтобы Ferrari Фелипе поместилась туда. Притом упираясь в понтон Williams, без учета колес, торчащих на подвеске FW31. Бруно ехал по своей траектории. Оптимальной. Но чуть смещался в сторону Фелипе. Этих сантиметров хватило, чтобы инициировать контакт. И только виртуозная реакция Массы спасла ситуацию, которая могла закончиться серьезной аварией. На мой взгляд, фантастическое мастерство Фелипе и спасло Сенну от штрафа. Закончись происшествие разбитыми болидами виновник был бы найден.
Так радовало отсутствие судейского вердикта по данному инциденту, что можно был вознести Алана Мак-Ниша и его коллег-стюардов до абсолютных гоночных экспертов. Считаю, что наказания портят гонки. Сам дух соревнований. И можно как угодно недооценивать талантов Шуми-гонщика, но за его бескомпромиссную борьбу с желанием втереть соперника в стену Михаэля нельзя не любить. И это ему прощали! Однако, увы, теперь все иначе.
Пенализация Шумахера
Семикратный чемпион спровоцировал появление пейс-кара, едва Mercedes Майландера ушел в боксы. Это второй наезд Михаэля на соперника по ходу сезона, которое заканчивается наказанием. В случае с Сенной я был однозначно на стороне Шумахера и привел для этого аргументы. И по-прежнему считаю, что штраф в 5 позиций на старте в Монако за столкновение с Бруно в Барселоне абсолютно необоснованны.
В эпизоде с Вернем на Марина-Бей защищать Шумахера сложно. Юный француз бок о бок боролся со своим ровесником из Мексики. Михаэль не только выбил отнюдь не слишком рано тормозившего ЖЭВа, но и оборвал красивейшую атаку Toro Rosso на Sauber по внешней траектории. Визуально могло показаться, что у немца проблемы с тормозами. Однако, исходя из отсутствия каких бы то ни было комментариев со стороны Mercedes, не пытающейся покрыть пилота и, глядя на сиюминутную реакцию Росса Брауна, у которого перед глазами была телеметрия, этого не ожидал никто. По поводу того, что Михаэль стареет, зазевался или реакция не та – не то, что говорить, даже думать не хочется. Тем не менее, легендарный немец после своего возвращения ни разу не провел безаварийной гонки в Сингапуре и второй год подряд не финишировал. В 2010 столкнулся с Sauber сначала Кобаяши, а затем Хайдфельда. Притом, если с японцем Михаэля можно было считать «жертвой», то соотечественника он просто выбил. В 2011 Шуми закончил борьбу, наскочив на заднее колесо Переса. Хотя и в том случае, на мой взгляд, вина лежит на мексиканце, некорректно защищавшего свою позицию, Михаэль просто не среагировал и поступил крайне негибко.
Так или иначе, на Гран При Японии семикратный чемпион получит прибавку 10 позиций к квалификационному результату. Будем надеяться, что гонка хотя бы не закончится для Шумахера так же, как в последнем сезоне за Ferrari, когда он потерял восьмой титул.
Супернизкая скорость болидов F1
В 2010 году на консервативных тогда Bridgestone Фернандо Алонсо вышел из 1:48 на лучшем круге. 1:47.976 – время, показанное двукратным чемпионом на пути к единственному в карьере Большому Шлему, до сих пор остается рекордным для на 6 метров удлиненной модифицированной конфигурации кольца. Да что там, в первый же год текущего технического регламента и возвращения сликов все финишировавшие пилоты превзошли бы сегодняшний лучший круг. Показал его впервые в карьере Нико Хюлькенберг. И он не смог выйти даже из 1:51. Притом немец более чем на секунду оказался быстрее своего соотечественника, победившего в Гран При! Едва Pirelli сделала чуть более износостойкую резину, как лучшее прошлогоднее время Баттона 1:48.454 упало до 1:51.033. И 1:52.625 у Дженсона. Немудрено, что с таким темпом гонку пришлось останавливать двухчасовым лимитом…
Ввиду того, что статья была заблокирована две недели администраторами сайта sports, выкладываю ее сейчас. На контрасте с Сузукой оцените действа Марина-Бей...