Резервисты. Часть II
Сенсационная дисквалификация Романа Грожана, примененная в Формуле 1 впервые за 18 лет, открыла возможность расширить число участников чемпионата 2012 года. Заменить француза призван третий пилот команды, Жером д'Амброзио. Это одновременно и отличный шанс показать себя, и большая ответственность для бельгийца. 26-летний пилот должен будет сходу показать все, на что он способен. А как справлялись резервисты до него в последнюю декаду чемпионатов?
2005 год
Антонио Пиццония
Бразилец второй год подряд вышел в качестве замены основного гонщика Williams. На этот раз травму на тестах накануне ГП Италии получил Ник Хайдфельд. Антонио должен был провести оставшиеся 5 гонок сезона. Увы, Williams к тому моменту перестала быть топ-командой, и все, что удалось Пиццонии, это завоевать традиционное для пилота из Манауса 7 место, в Монце.
Роберт Дорнбос
23-летний голландец дебютировал на ГП Германии, заменив до конца сезона в Minardi Патрика Фризахера, у которого закончились деньги. В силу самого медленного болида, который построили в Фаэнце и в свой последний сезон в Королевских гонках, Роберт боролся только со своим напарником, также дебютантом Кристианом Альберсом. Проиграв первые 3 квалификации, голландец выиграл две следующие и вновь уступил призеру DTM в трех финальных.
В гонках лучшим результатом Роберта стали два 13 места, в Истамбуле и Спа. Таким образом уроженец Роттердама смог показать свою боеготовность и через год его вновь пригласили в роли сменщика. Дорнбос заменил на трех финальных гонках уволенного из Red Bull в результате разногласий с руководством Кристиана Клиена. Роберт улучшил свой показатель, дважды финишировав 12, но так и не набрал очки…
Педро де ля Роза
Списанный Jaguar в 2002 году испанец, оставшись без места в F1, стал занимать должность тест-пилота в McLaren. В 2005 в Бахрейне Педро впервые выдалась возможность показать всему миру свою скорость на топ-болиде. Хуан-Пабло Монтойя получил травму, занимаясь активным отдыхом у себя дома. Де ля Роза блестяще справился, впервые за 3 года участвуя в гонке. В квалификации он опередил напарника Райкконена, а в гонке, повторив опыт старта Марка Жене, пропустив Кими, Баттона и Физикеллу, отыгрался и финишировал 5.
Годом спустя к услугам испанца пришлось обратиться вновь. На этот раз Монти решил громко хлопнуть дверью, уйдя на совсем из F1 посреди сезона, понимая, что в серии ему ничего не светит. Де ля Роза с достоинством заменил колумбийца в оставшихся 8 гонках сезона и побил свой прошлогодний лучший в карьере результат. На Хунгароринге Педро впервые в карьере финишировал на подиуме, заняв второе место.
Как ни странно, через 4 года, в 2010, когда испанец, наконец, подпишет контракт на весь сезон, де ля Роза сам окажется в роли уволенного, очутившись за дверью Sauber после 14 гонок сезона. Тем не менее, Педро не затаил обиду на команду, и через год бесплатно оказал ей помощь, сходу заменив во время ГП Канады не оправившегося от сотрясения мозга Серхио Переса.
Алекс Вурц
Собственно, именно 31-летний австриец должен был заменить травмированного Хуана-Пабло Монтойю на две гонки в 2005, ибо именно Вурц был первым тест-пилотом McLaren. Однако новейший и ультрасовременный болид MP4/20 обладал очень узким кокпитом и долговязый австриец в него изначально не влез. Пока болид переделывали под Алекса, делая кокпит более просторным, второй тестер, де ля Роза, стартовал в ГП Бахрейна, о чем писалось выше. Вурц же вышел на старт ГП Сан-Марино и после дисквалификации команды BAR за двойной бак финишировавшему на пороге подиума австрийцу по наследству от Баттона досталась третья ступень пьедестала.
2006 год
Super Aguri
В дебютировавшем на старом Arrows A23 образца 2002 года фарм-клубе Honda творились настоящие чудеса на позиции второго гонщика. После того, как 31-летний дебютант Юдзи Идэ отправил в полет на ГП Сан-Марино Альберса, ветерана японского автоспорта на 7 гонок заменил запоздало дебютирующий в F1 Франк Монтаньи, а затем на финальные 7 этапов другой новичок из Страны Восходящего Солнца, Сакон Ямамото.
Роберт Кубица
Когда Жак Вильнев, доставшийся BMW «по наследству» от купленной Sauber, изъявил желание пропустить Гран При в связи с тяжелым самочувствием после аварии в Германии, Марио Тайссен с удовольствием заменил канадца без права на восстановление на оставшиеся 6 гонок Робертом Кубицей. 21-летний первый в истории F1 поляк неплохо проявил себя и, завоевав подиум в Монце, набрал лишь на очко меньше, чем за вдвое больше гонок чемпион мира 1997.
2007 год
Сакон Ямамото
На очередные 7 финальных гонок, на этот раз, состоятельный японец заменил Кристиана Альберса в Spyker. Поднадоевший голландскому руководству соотечественник, совершивший, к тому же, уезд с заправочным шлангом из боксов в Маньи-Куре был уволен после ГП Великобритании. Едва отметивший 25-летие Сакон у себя на родине выдал лучший в карьере результат, финишировав 12.
По иронии судьбы, Ямамото будет приглашен в роли сменщика на 7 гонок и в конце сезона 2010. На этот раз в HRT на место Каруна Чандхока, у которого закончились спонсорские деньги. Дебютный болид испанской команды по темпу едва соперничал с GP2, потому успешные гонки были заказаны…
Казуки Накаджима
Японец, приглашенный в Williams в качестве скидки за моторы Toyota дебютировал на финальном Гран При 2007 года в Бразилии, заменив досрочно отправленного на покой Алекса Вурца. 22-летний японец блестяще себя проявил, сбив двух механиков и получив удар от Култхарда, пилот финишировал 10. На следующей гонке, открывавшей сезон 2008 в Австралии, Накаджима-младший показал лучший в карьере результат, финишировав 6. При этом выбив из борьбы Кубицу и отбыв наказание за устранение поляка.
Маркус Винкельхок
В отличие от вышеназванных японцев для отметившего 27-летие немца это был единственный Гран При в Формуле 1. И Винкельхок-младший феноменально воспользовался своей возможностью и на весь мир заявил о себе на самом медленном болиде чемпионата! Маркус единственным в пелетоне умно сыграл тактически и, совершив абсолютно правильные ходы по замене резины, уже на 2 круге вышел в лидеры! Блестящий немец эксклюзивно для всего пелетона решился стартовать на «миксте», хотя трасса еще была абсолютно сухой. Однако в конце круга грянул ливень, и, когда пелетон неспешно заезжал в боксы за промежуточной резиной, Винкельхок переобулся в сильно дождевую! Это был абсолютно правильный шаг, и абсолютный дебютант был так быстр, что не дал обладателю поул-позишн Кими Райкконену (который не заезжал в боксы за дождевой резиной, промахнувшись мимо пит-лейна на въезде) даже закончить второй круг лидером! Маркус, как стоячего, прошел будущего обладателя титула по итогам сезона и просто улетел. К сожалению, гонку остановили, поскольку уже 6 пилотов вылетели в Castrol на первом торможении второго круга, и все гигантское преимущество молодого немца улетучилось. Не будь красного флага, отрыв Винкельхока был бы колоссален. Однако судьи подождали, когда трасса подсохнет, и в столь стандартных и простых условиях тягаться на Spyker с Ferrari и McLaren было нереально. Болид Маркуса проигрывал конкурентам 5 секунд с круга. Естественно, что уже к первому повороту на рестарте машины топ-команд были впереди, и немец сошел с трассы из-за отказа гидравлики на 13 круге далеко не лидером…
Себастьян Феттель
Самый молодой в истории на тот момент боевой пилот заменил сначала угодившего в аварию в Монреале Кубицу на ГП США, а затем и уволенного из Toro Rosso Скотта Спида. Первый американец со времен Андретти в вышеизложенном Нюрбургринге был буквально побит боссом команды Францом Тостом. И после выноса информации в прессу самый быстрый, согласно фамилии, пилот навсегда распрощался с Формулой 1. На смену 24-летнему Спиду пришел действительно быстрейший гонщик современности, 20-летний Феттель, о котором, думаю, лучше расскажут два последних сезона, которые он выиграл…
Резервисты. Часть I (2002-2004)