Открытие технической завесы тайны демократов
В предыдущей статье я рассказал Вам о технической начинке самых мощных классов серии. Грандов формул и кузовов. Закончив статью на 400 сильных силуэтах Megane Trophy, спешу познакомить Вас и с более приземленными и серийными аналогами Еврокубка.
Renault уготовала не только запредельный класс спортпрототипов. Есть и максимально демократичный новейший Clio Cup.Именно в дебютном Еврокубке Clio вице-чемпионский титул завоевал триумфатор сезона 2009 Megane Trophy V6 Майк Вершур.
Болид данного сверхбюджетного класса, использующего львиную часть серийных компонентов, тем не менее, весьма современно и безопасно. В салоне малютки Clio не только вмонтирован традиционный каркас, но и – по желанию – применяется система HANS. Прежде чем в 2011 стартовал данный класс, над автомобилем была проделана тестовая работа в размере 10 тысяч километров. Здесь максимально все унифицировано. Опломбирована и коробка, и двигатель, и блок управления двигателем, и даже амортизаторы. Все направлено на максимальную реализацию идеи равной конкуренции!
Сердцем болида служит доработанный четырехцилиндровый 16-клапанный мотор F4R RS, устанавливаемый на серийный Clio Renault Sport. При этом глобально никаких модификаций в двигателе произведено не было! Тем не менее, перенастройка контроллера позволила увеличить мощность до 207 л.с, а крутящий момент достигает 223 Нм при 5550 об/мин. Мотор крутится вплоть до 7500 тысяч, как и у Renault Megane V6, притом что максимальная мощность на Clio достигается и вовсе на 100 более высоких об/мин!
Естественно, компоновка не столь ультимативна, как у флагманского кузовного класса, и никаких пересечений с Clio V6, выступавшим вплоть до 2004 года, здесь нет. Двигатель расположен, как на серийном авто, спереди поперек. Сцепление однодисковое. Подвеска стандартная (как на серийном Clio Renault Sport) с отдельными поворотными кулаками, позволяющая гасить горизонтальную силу, создаваемую крутящим моментом двигателя при ускорении. Лишь стойки, амортизаторы, пружины и соединительные кронштейны подвески эксклюзивны в Clio Cup.
Коробка передач, работая со стандартным однодисковым сцеплением с гидравлическим приводом от серийной модели, специально разработана для кубкового болида. Во-первых, она секвентальная, во-вторых, шестиступенчатая, и, в-третьих, позволяет не снимать ногу с педали газа, благодаря встроенной в коробку систему отключения двигателя! Сам рычаг переключения расположен справа на рулевой колонке. Коробка передач работает в связке с дифференциалом повышенного трения и сцеплением с наклонными нажимными дисками. Как видите, арсенал по-настоящему боевой. Передние вентилируемые тормозные диски с четырехпоршневыми суппортами, диаметром 312 мм, дополняют картину. Сзади механизмы гораздо проще, однако 30-сантиметровый диаметр также не позволяет усомниться в их возможностях. Ну, и дополняет картину четырехметрового болида 17-дюймовые магниево-алюминиевые колесные диски, установленные на резине Michelin. Если на FR 3.5 разница в колее передних и задних колес 10 см, на Megane Trophy V6 – 5, то на Clio лишь 1,8! Наиболее гражданский авто подчеркивает свою специфику и топливным баком в привычные автолюбителям 54 литра, и наибольшей во всей Мировой серии Рено массой в 1060 кг.Однако Clio уникален – это первый болид Renault, в котором используется так привычный нами на серийных малолитражках электроусилитель руля.
Теперь совершим переход к еще более компактному и легкому аппарату. Главной гоночной серией для выявления таланта большинства гонщиков и первым болидом для юниоров.
За доступностью и некоторой демократичностью данного класса скрывается управляемость, не уступающая флагманскому FR 3.5 и возможность гарантированного перехода в топ-класс в случае победы в чемпионате.
FR 2.0 – самый популярный формульный болид в мире. Его последняя версия стартовала в 2010 году. Болид изначально создавался с прицелом на старшие формулы, и потому шаг от прошлой версии был весьма значителен. Программа обкатки составляла более 6 тысяч километров и проходила под контролем технических команд Renault Sport Technologies такими блестящими гонщиками, как португальский дуэт чемпиона FR 3.5 2007 Альваро Паренте и его соперника Фелипе Альбукерке, а также чемпиона F2 2009 Энди Соучека.
Дизайн Euro F Renault
Передовое шасси FR 2.0 соответствует стандартам безопасности FIA для F3 образца 2011 года, притом что стартовало на тот момент уже второй сезон! Монокок и все аэродинамическое оперение выполнены полностью из карбона. При этом процесс создания машины был настолько совершенен, что был настолько же эффективен, как модификация Kalina в Granta. Благодаря сокращенному количеству деталей и выдающейся надежности вкупе с модернизацией эксплуатационные расходы на FR 2.0 были снижены на кажущиеся недостижимые 10%!
Аэродинамически болид прижимается к земле не только за счет антикрыльев и диффузора, но и днища. В трансмиссии использована семиступенчатая секвентальная коробка передач с подрулевыми переключателями, которая недостижима не только для всех мировых младших формул, но даже для Formula Renault 3.5!
Борьба еврокубковых машин в Спа
Двигатель на FR 2.0 имеет вдвое меньше цилиндров, чем Zytek в топовом классе. Неприхотливость мотора и скоротечность гонок в сравнении с FR 3.5 позволяет справляться с более чем вдвое меньшим в сравнении с флагманом баком – 50 литров. Двигатель точно такой же, объемом 1998 «кубиков», как и в Clio Cup. Атмосферный мотор на самом деле весьма близок к серийному Clio III Renault Sport Phase 2. Однако, примечательно, двигатель выдает на 3 лошадиных силы больше и на 3 Ньютон-метра меньше, чем аналогичный силовой агрегат Clio Cup. Притом, несмотря на одинаково крутящийся до 7,5 тысяч двигатель, в FR 2.0 максимальная мощность достигается уже на 7150 об/мин, а пиковый крутящий момент на 5500, что на 150 и 50 об/мин, соответственно, раньше, чем показатели кузовного Renault.
Formula Renault Alps
В остальном FR 2.0 – это типичный формульный болид, и сравнивать его стоит не с кузовными классами, а с топовым FR 3.5. Как и во флагманском классе, здесь один амортизатор спереди и два сзади, которые имеют регулировку по двум параметрам. Тормозные диски даже обладают на 8 мм бОльшим диметром, чем у FR 3.5, но это объясняется их стальным происхождением и меньшей на сантиметр толщиной (278x18 мм), а также лишь четырьмя поршеньками суппортов. Зато, как и на старшей формуле тормозные механизмы и спереди и сзади идентичны в отличие от «кузовов». Однако колесные диски более бюджетны и, как на Megane V6, изготовлены из алюминия, формульным 13-м радиусом. Точно такой же, как и в Формуле 1.
Formula Renault 1.6
Если говорить о массе, которая, как я сказал в начале главы, наименьшая в серии, то – внимание – она составляет 505 килограммов.
В заключение статьи расскажу о классе, который не входит в Мировую серию и, казалось бы, давно вымер на гоночном небосклоне, однако Renault Sport дала право на жизнь и ему.
Formula Renault 1.6 – как Вы понимаете из названия, представляет еще более бюджетный класс, чем аналогичные F3 и FR 2.0. И, сразу хочу заметить, что речь пойдет не о недавно канувшей в Лету в России Формуле 1600, где на сохранившихся с прошлого века болидах Estonia использовался форсированный серийный мотор от ВАЗ 2112. В последней главе о технической части WSR я говорю о FR 1.6, ставшей преемницей Formula Campus в 2008 году.
Это серьезная техника базирующаяся на карбоновом монококе, выпускаемого Signatech и соответствующего нормам безопасности FIA для F3 образца 2008 года. Несмотря на бюджетность и на трехлетнее отставание от FR 2.0 это шасси имеет бескилевую конструкцию, которая еще в F1 в 2005 году была писком моды!
Если говорить о двигателе, то K4M создан на базе мотора Renault Twingo RS. Несмотря на максимальную близость с серийным агрегатом, двигатель FR 1.6 имеет полусухой картер, исключающий масляное голодание в затяжных поворотах. Благодаря оптимизированной электронной системе управления двигатель выдает 140 л.с. при 6750 об/мин. Коробка передач, как и на всех болидах World Series by Renault, секвентальная. Имеющая кулачковую муфту коробка выдает свою бюджетность лишь наличием только пяти передач.
В первую очередь Formula Renault 1.6 используется в Академии автоспорта, которая является учебным подразделении Французской федерации. Данную школу окончили три французских пилота Формулы 1: Франк Монтаньи, Себастьян Бурдэ, а также Жан-Эрик Вернь.
На этом я завершаю цикл статей, посвященных World Series by Renault. Предыдущие авторские материалы Вы можете прочитать здесь
Техническая статья о самых мощных болидах серии