12 мин.

Что такое WSR?

World Series by Renault была основана в 2005 году, придя на смену аналогичной серии Nissan. World Series by Nissan в свою очередь с дебютного 1998 года к финальному 2004 выросла из двухлитровой испанской Formula Nissan в международную серию с мощным V-образным шестицилиндровым мотором. Открывали чемпионствами серию Nissan небезызвестные формульные испанцы Марк Жене и Фернандо Алонсо, в то время как последним обладателем титула стал Хейкки Ковалайнен. Финн одержал победу в тот самый год, когда и заявил всему миру о себе триумфом в Гонке Чемпионов, на пути превзойдя Михаэля Шумахера, став первым в истории кольцевиком, удостоившимся виктории в этом соревновании.

Как видите, история серии и ее пилотов была красива. Однако переход на World Series by Renault (сокращенно WSR) был знаковым шагом. С 2005 года чемпионат стал огромной единицей в гоночной структуре. Это не просто чемпионат, это серия, объединяющая в себе сразу четыре класса! Представляя своего флагмана 3,5-литровую формулу, WSR выстроила сразу целую цепочку гонок поддержки в один уик-энд. Таким образом, обрушься сейчас Формула 1, и у нас была бы серия, которая уже является абсолютно самодостаточной и может претендовать на звание быстрейшей и мощнейшей.

Нельсон Пансьятиси обкатывает новый болид FR 3.5

Что же представляет из себя World Series by Renault и что она включает?

Мировая Серия Рено – это чемпионат четырех классов машин, проходящий в один уик-энд. Изюминка WSR в том, что придя на гонки в субботу или в воскресенье Вы ничего не потеряете, поскольку получите абсолютно такое же зрелище по тому же регламенту. В отличие, скажем, от GP2, где субботняя гонка длиннее и за нее дают больше очков по сравнению с воскресной, в World Series by Renault и суббота, и воскресенье дни равнозначные.

В начале каждого дня проводится квалификация, а после полудня стартует соответствующая гонка. Все классы имеют единую систему начисления очков, которая распространяется на каждую гонку. Эта система абсолютно идентична современной формульной, представляя привычные уже 25-18-15-12-10-8-6-4-2-1 баллы первой десятке.

Вообще, Renault на своих болидах вырастила 14 гонщиков современной F1 из 24 пелетона. Начиная с Педро де ля Розы, стартовавшем в двухлитровом классе в далеком 1991 году, продолжая через 10 лет с Хейкки Ковалайненом, а затем и с Полом ди Рестой, Пастором Мальдонадо и Виталием Петровым в 2003 и Романом Грожаном с Камуи Кобаяши в 2004. В 2012 дебютный полный сезон в F1 проводят сразу три пришельца F Renault: Шарль Пик и Даниэль Риккьярдо, впервые стартовавшие во французской серии в 2007 и Жан-Эрик Вернь, дебютировавший годом позже. Ну, и, наконец, элита современной Формулы 1: чемпион мира 2007 Кими Райкконен, стартовавший в F Renault вместе с Фелипе Массой один-единственный сезон 2000 года; обладатель мировой короны 2008 года Льюис Хэмильтон, завоевавший титул FR 2.0 со второй попытки в 2003 году; и, конечно же, самый яркий выходец, проведший лишь полсезона в FR 3.5 чемпион мира двух последних лет Себастьян Феттель!

Как Вы заметили, гонщики добивались успеха в разных классах Renault. В чем же их особенности?

Топовым классом является Formula Renault 3.5, которая по своей скорости уступает только Формуле 1. Ей отводится 291 час за сезон на телевидении, и пилоты, выигрывающие здесь титул, имеют право прямиком попасть в F1. Более того, лидер середины сезона получает право прохватить за рулем королевского болида в рамках показательных заездов. А победитель чемпионата сможет принять участие в тестах Red Bull! Именно вокруг FR 3.5 построена вся серия Рено, и именно топовый класс проводит сезон с максимальным географическим размахом. В 2012 чемпионат включает в себя 9 этапов, кульминацией и экватором которого был дебютный российский этап World Series by Renault на Moscow Raceway.

Старт Formula Renault 3.5 на Moscow Raceway

Сейчас в FR 3.5 борется 4 наших пилота: самый опытный за всю истории WSR гонщик Дании Мове, дебютант серии Николай Марценко и дуэт гонщиков российской команды RFR Антон Небылицкий и чемпион 2010 года Михаил Алешин. На этапе в Москве на разовой основе к ним присоединялась еще и наша главная надежда, Сергей Сироткин.

Привлекательной особенностью серии является наличие объемной (две сессии по 75 минут) тестовой программы во время каждого этапа. Это приближает соревнования к F1, где также в пятницу и в таком же количестве проводятся свободные заезды. Однако в FR 3.5 существует ограничение в виде единственного свежего комплекта резины на всю пятницу. В то время как на субботу и воскресенье отводится три новых компаунда, которые после квалификации используются и в гонках. Исключение представляет Монако, где выделяется лишь два комплекта резины.

FR 3.5 на княжеских улочках отличается еще большей плотностью, чем F1

Этап в Монте-Карло стоит особняком. Он единственный проводится в один уик-энд с Формулой 1 и эксклюзивно для FR 3.5 предоставляет лишь одну тестовую сессию, которая проводится не в пятницу, а в субботу, и одну-единственную гонку – в воскресенье. Длина заезда ограничена 44 минутами, после которых проводится финальный круг. Во второй гонке обязателен пит-стоп на отрезке от 5 круга до 13-17 в зависимости от трассы. В Монако, как Вы понимаете, таких обязательств нет…

В Formula Renault 3.5, как и в Formula 1, в каждой команде представлено два пилота, а самих коллективов 13. Так же, как и в Королеве автоспорта, имеется ограничение в виде 4 пилотов на сезон. Этот резерв используется в случае форс-мажорных обстоятельств, позволяющий, скажем, заменить травмированного по ходу сезона гонщика.

Юниорская серия всегда отличается обилием невынужденных аварий

Но World Series by Renault не Formula Renault 3.5 едина. Для того чтобы попасть в главный формульный класс серии, нужно заявить о себе в юниорском Formula Renault 2.0. Именно там свой второй сезон проводит уфимец Даниил Квят. Чемпионат проходит на разных уровнях (национальные, а также брендовые североевропейский NEC и западноевропейский WEC первенства), и в своей высшей итерации представляет собой Еврокубок, который и входит в WSR. Победитель получает грант в размере 500 тысяч евро, который позволяет оформить переход в FR 3.5 на следующий сезон.

Несмотря на почти втрое менее мощные моторы, болиды младшей формулы имеют схожий спортивный регламент с главным классом. На тестовые заезды в пятницу полагается один комплект, а на гоночно-квалификационные субботу и воскресенье – два. Поскольку двигатели недалеки от серийных, их модификации и ремонт запрещены, и замена мотора возможна лишь после победы в трех гонках подряд.

Болиды Formula Renault 2.0 во всей красе

FR 2.0 гораздо более демократичная в сравнении со старшим классом, потому в Еврокубке даже используется ограничение по количеству гонщиков: 38 пилотов с лицензией FIA уровня А или B. Как и в FR 3.5.

В свою очередь не имеют права участвовать гонщики, попавшие в первую тройку Формулы 2, Формулы 3 или любого другого формульного класса с двигателем, рабочим объемом более двух литров. Более того, накладывается вето и на участие пилотов, выигрывавших Еврокубок в предыдущие три года. Зато дается возможность спортсменам, не участвующим в первенстве, провести до трех гонок за сезон. Однако таким гонщикам (даже если они выступают в национальной Formula Renault) запрещено участвовать в пятничных тестовых заездах Еврокубка.

Равно как и в FR 3.5, никаких тестов вне заездов уик-энда проводить пилотам и командам не разрешается. На этапе, как говорилось выше, проводятся индивидуальные квалификации перед каждой гонкой. Сессии длятся полчаса. Причем, если гонщиков более 30, то стюарды вправе поделить квалификацию на две группы в соответствии с положением пилотов в общем зачете. Располагаться на решетке соперники будут согласно показанному времени в абсолюте. Каждая гонка длится 25 минут, после которых пилотам дается возможность проехать финальный круг.

FR 2.0 на премьерном российском этапе

В отличие от FR 3.5 юниорский класс, помимо зачета пилотов и команд, также имеет молодежный чемпионат для несовершеннолетних участников. Также стоит заметить, что команды могут выставлять до четырех болидов на этап. При этом коллективы обязаны накануне определить, очки какой пары пилотов будут идти в командный зачет. Несмотря на такие привилегии в виде возможностей определять «зачетные» пары пилотов отдельно на каждом этапе, только Koiranen, Fortec и Tech 1 имеют четыре машины, в то время как пять команд только две.

Еврокубок FR 2.0 традиционно предполагает настолько плотные и равные условия борьбы, что в спортивном регламенте есть пункт, при котором при равенстве всех показателей чемпионом становится пилот, чей результат оказался лучшим в финальном гонке сезона. В прошлом году прибегать к данной процедуре не пришлось, ибо в первенстве за явным преимуществом выиграл Робин Фрийнс, который после этапа в Москве  лидирует и в FR 3.5.

Яркая команда Oregon - лидер Еврокубка Megane Trophy

Однако WSR предлагает не только формульную технику. Renault славна собой, прежде всего, массовыми серийными седанами. Потому без кузовных классов обойтись было бы просто кощунством. Как немцы красуются своей Великой тройкой в DTM, так и французы рекламируют Renault в Еврокубке Megane Trophy. Эра французский кузовов стартовала в 1981 году, когда гвоздем была Coupe Renault 5 Turbo. Затем одна за другой пришли на смену Alpine V6 Turbo, R21 Turbo Europa Cup, Spider и на пятилетку рубежа веков Clio V6. В 2005 году началась современная эпоха. Эра Renault Megane. С тех пор Еврокубок собрал 4 миллиона зрителей и по телевизионному вещанию немного уступает лишь главному классу FR 3.5!

Культовая Renault 5

В отличие от формул, квалификация в кузовном классе длится лишь 10 минут. В то время как гонка 40 минут + финальный круг. Во время заезда нужно провести обязательный пит-стоп. Причем количество механиков во время остановки строго ограничено четырьмя. Изюминкой Megane Trophy является возможность участия на этапе сразу двух пилотов на одном болиде. Однако в таком случае каждый вправе выбирать лишь один вариант: либо первую квалификацию и гонку, либо вторую серию заездов.

Дэвид Дермон - лучший возрастной пилот чемпионата 2011

Первенство состоит из трех зачетов, и если личный и командный вполне привычны, то отдельный чемпионат для гонщиков, старше 35 лет и никогда не имевших Суперлицензию FIA, является изюминкой Еврокубка. Причем, чтобы попасть в этот зачет нужно быть абсолютным любителем. Гонщик не должен за свою карьеру ни разу попасть в десятку формульного чемпионата с двигателем, объемом более двух литров, чемпионата спортивных, туристических автомобилей или класса Grand Turismo. Никогда не работать заводским водителем и не восходить на подиум 24-часов Ле-Мана… Таким пилотом в прошлом году стал Дэвид Дермон, в то время как титул с 11 победами за 14 гонок со второй попытки выиграл молодой Стефано Комини. В нынешнем сезоне его место в Oregon, располагающей пятью болидами, занял другой талантливый молодой пилот, не сумевший продолжить карьеру в гонках формул, Альберт Коста. И, помяните мое слово, этот великолепный испанец, громивший в FR 2.0 Верня, сходу способен выиграть титул.

Чемпион получит 100 тысяч евро призовых, в то время как второй и третий призеры - каждый вдвое меньше предыдущего.

Самый демократичный монокласс - Clio Cup

И, наконец, стоит рассказать о самом младшем классе WSR, Еврокубке Clio. Чемпионат не приезжал на этап в Москву, ибо выступает по урезанному графику. Потому не хотелось бы, чтобы данный класс остался за пределами внимания автоспортивных болельщиков.

Это первенство пришло в 2011 году и было в одни ворота выиграно Николя Миланом из одноименной команды. Чемпионат позволяет принимать участия пилотам, имеющим международную лицензию FIA вплоть до уровня С. Оттого количество участников ограничено 48, и приоритет дается гонщикам и командам, зарегистрированных в национальных чемпионатах Кубка Clio.

Квалификации длятся 20 минут. Однако если количество пилотов переваливает за 40, стюарды могут разделить сессию на две группы. Причем по собственным критериям. Тогда квалификация будет длиться для каждой части лишь 10 минут. Гонки, как и в юниорской формуле, длятся 25 минут + финальный круг.

Команда Oregon успевает везде

Очень интересен зачет: чемпионат проводится не только для пилотов и команд, но и для стран! Причем награды присуждаются не только трем лучшим гонщикам, но и самому молодому и возрастному пилоту.Чемпион Еврокубка Clio получает грант в размере 60 тысяч евро для продолжение участия в первенстве. 

В этой статье я рассказал Вам об исторической части и спортивном регламенте Мировой серии Рено. После серии интервью с главными звездами уик-энда WSR на этапе открытия Moscow Raceway хотелось бы приоткрыть Вам завесу тайны технической стороны гонок. Насколько Вам интересны подобные статьи?

Статья опубликована в авторской колонке