8 мин.

IndyCar: Интрига возвращается

В день, когда проходил восьмой этап чемпионата мира в классе Формула 1, мировая серия IndyCar уже отметилась девятой гонкой сезона. Невероятный блок из пяти гонок менее чем за месяц финишировал. Завершился плотный график сезона IndyCar этапом на ночном профилированном треке в Айове. Гонка в Ньютоне не только закрывала серию из трех овалов подряд, но и открывала вторую половину первенства.

Чемпионат исключил три профилированных трека по сравнению с прошлым сезоном, однако расширил календарь трассами городского типа, вернув после трехлетнего отсутствия Детройт и планируя дебютировать за пределами Америки этапом в Китае. Но произошел интересный политический момент: новый мэр города Циндао, в порту которого намеревались провести выездной Гран При, отказался совмещать гонку и местное празднество. 19 августа в пресловутом населенном пункте Поднебесной проводится ежегодный международный фестиваль пива, и глава местного правительства посчитал, что организуемое с 1991 года мероприятие приоритетно настолько, что даже первый день его из 15 не может соседствовать с гонкой. Желтое море, конечно же, прекрасно, но за болельщиков мировой серии обидно, ибо теперь и без того короткий чемпионат сократился до 15 этапов. Согласно спортивному регламенту, обязательству перед спонсорами, глава IndyCar Ренди Бернард обязан найти замену китайскому Гран При. Кстати, из возможных резервных этапов имеет вероятность состояться Лас-Вегас. Конечно, не тот крохотный овал, на котором в результате плотности 35 болидов в 5 секундах после 10 кругов произошла фатальная авария Дэна Уэлдона 16 октября 2011 года. В столице игорного бизнеса может дебютировать гонка на улицах самого города…

Но все это в будущем. Давайте вернемся в настоящее. Коротенький, менее чем мильный, овал Ньютона ознаменовал третью подряд и последнюю субботнюю гонку серии. Айова стартовала с новым форматом квалификации IndyCar, в котором вместо сессий, аналогичных Формуле 1, было принято провести три 30-круговых гонки, на которых было отведено полтора часа. Примечательно, что результат на стартовом поле определялся не временем в квалификации, а позицией, занятой пилотом на финише заезда. В каждой мини-гонке участвовала лишь треть пелетона. Отбор на заезд пилоты проходили уже во второй тренировке и, согласно времени, показанному в ней, стартовали в соответствующей сессии. Топ-8 была уготована финальная гонка, а победитель первой - Рейхал и победитель второй - Канаан, были отправлены, соответственно, на 10 и 9 места. Хотя это гонщикам не сильно помогло, ибо Грэму с Тони, равно как и Визо с Пажено, были заменены моторы перед гонкой. А подобные внеплановые пертурбации, как Вы знаете, наказываются десятью позициями на стартовой решетке.

Победитель Ньютона двух последних лет, четырехкратный чемпион IndyCar Дарио Франкитти, выиграл второй подряд в сезоне поул. Однако лучшее время в квалификации для шотландца вновь стало первым шагом к сходу в гонке. Чемпион трех последних лет не проехал и круга, ибо его болид приказал долго жить уже в 3 повороте... Ситуация напоминает коллапс Ferrari Михаэля Шумахера после важнейшей поул-позишн в Маньи-Куре’96, когда прямо на прогревочном круге мотор испустил дух. Франкитти остается лишь утешаться историчностью своего достижения, ведь этот бесплодный поул стал 28 в карьере чемпиона, и по этому показателю гонщик вышел на 8 место в истории, опередив легендарного Эла Анзера. Американца, которого по количеству побед в Indy 500 Дарио догнать никак не может, в то время как по титулам уже вдвое перегнал.Эта гонка вообще стала ужасающей для лидеров. Как и в затем состоявшемся ГП Европы F1, фавориты один за другим сходили с дистанции, позволив выиграть пилоту, совершившему в результате этого большой промоушн, став одним из главных претендентов на титул! Этим счастливчиком в IndyCar стал Райан Хантер-Рей, взявший вторую победу кряду. Невероятно, учитывая, что за всю карьеру ранее 30-летний американец выиграл всего 3 гонки. Благодаря этому успеху пилот Andretti лишь на 3 очка отстает от, казалось, недосягаемого совсем недавно Уилла Пауэра.

Что же случилось с чемпионом «роуд корс»? Австралиец сошел в результате столкновения с Эрнесто Визо, став соучастником первого инцидента гонки. В результате чего Пауэр может с горестью констатировать, что после трех побед подряд и разгромного преимущества над конкурентами в чемпионате после 4 этапов, он ни разу не попал на подиум, едва сезон перешел на стадию овалов. Но, к счастью, лидирующего еще пока Уилла профилированный трек в 2012 будет еще только один.

Что же до его напарника, который стартовал непосредственно перед старшим соотечественником, на 5 позиции, то и Бриско не смог извлечь преимущества в гонке. Австралиец стал участником второй аварии Айовы, возглавляя пелетон не поделив трек с Ньюгарденом… Оставшийся пилот Penske, самый опытный пилот серии, Кастроневес, стартовал и вовсе с первого ряда, пролидировал большее число кругов (133 из 250), но финишировал только лишь 6 вторую гонку подряд. Хелио пропустил даже новичка Пажено, хотя и набрал столько же очков, благодаря экстра-баллу за максимально длительное лидерство. Утешением для Кастроневеса может быть лишь вылет Хинчклиффа в 4 повороте, в результате чего бразилец смог подняться на 4 место в первенстве, ибо канадец из-за схода разом скатился со 2 на 5. Полный провал команды Penske, которая выиграла первые 4 гонки сезона…

Зато в чемпионате появилась новая сила. Не только коллективы Роджера Пенске и Чипа Гэнасси умеют выигрывать, команда Майкла Андретти также включилась в схватку за титул. И как вернулась на победную волну Chevrolet, которая, казалось, после трех подряд побед Honda потеряла победную поступь? Но экс-пилот Формулы 1, тем не менее, явно не слишком удовлетворен, ведь его сын, который победил здесь в прошлом году, в этой гонке стартовал с 3 позиции (при 7 у Хантер-Рея) и, тем не менее, уступил партнеру по команде. Причем уступил честно. За 16 кругов до финиша Райан прошел Марко в борьбе за второе место, а через пару кругов вышел в лидеры, оставив не удел Скотта Диксона. После гонки Хантер-Рей рассыпался в комплиментах в адрес напарника, ведь именно за счет его настроек опытный американец смог выиграть.

                          

Что же до Диксона, то он терял темп из-за пришедшей в негодность резины, в итоге откатившись на 4 позицию, проиграв подиум Канаану. Новозеландцу еще повезло, что в результате аварии Кэтрин Лег пелетон финишировал в режиме желтых флагов. Иначе еще более взвинтил бы для себя планку достижений на не удававшихся ранее ему овалах великолепный дебютант Пажено. Для Симона, ушедшего в бой с 25 и последней позиции, Айова была только четвертой гонкой по овалу в карьере.

Примечательно, что за Гран При было аж 6 «коушенов» (серий желтых флагов), и в половине случаев аварии происходили во втором повороте… Там же закончили гонку оба пилота Penske со своими визави. С учетом серии механических проблем, подкосивших Франкитти, Сервию и Конвея с Тальяни, сошли разом 11 пилотов!

Если говорить о Баррикелло, благодаря которому к серии приковано повышенное внимание, то самый опытный пилот F1 показал лучший в IndyCar 7 результат! Бразилец явно неплохо чувствует себя на овалах, вкатившись в них очень уверенно и сразу. Хотя Рубенс еще не претендует на роль лидера команды – Канаан даже со штрафом в 10 позиций и стартом с 19 места завоевал второй подиум подряд – надежно претендует на регулярное попадание в топ-тен. Лидер по ходу гонки менялся 10 раз, и один круг, второй раз в карьере после Индианаполиса, возглавлял пелетон Рубенс Баррикелло! На финише бразилец опередил обладателя быстрейшего круга Эда Карпентера, который повторил лучший результат сезона, показанный неделю назад в Милуоки, взяв 8 место; второй раз подряд финишировавшего девятым Грэма Рейхола, стартовавшего из-за пенализации непосредственно впереди Карпентера на 20 позиции; а также Джастина Уилсона, замкнувшего десятку. На 195 круге британцу очень повезло выйти сухим из воды во время вылета Хинчклиффа. Джастин пролетел с считанных сантиметрах от потерявшего задний мост канадца в последнем повороте...

Напарник экс-пилота Формулы 1, Джеймс Джейкс, впервые в карьере лидировал. Однако в результате превышения скорости на пит-лейне, а затем еще и обгона пейс-кара вынужден был отбывать наказания в виде проезда по пит-лейну и стоп-энд-гоу, соответственно. Итогом приключений Джеймса стал финиш на 13 позиции. 24-летний британец пропустил не только опытного партнера по команде, но и Кимболла с Сато. Для последнего этот финиш стал первым с 29 апреля и подиума в Сан-Паулу! А пелетон традиционно замкнула Симона де Сильвестро, единственной оставшаяся с неконкурентоспособным мотором Lotus. Несчастная девушка в Техасе даже была снята с гонки еще до старта, поскольку ее темп вследствие недостатка мощности мотора из Норфолка на фоне конкурентов из Chevrolet и Honda не укладывался в 105% от скорости лидера.

Серия невероятных гоночных уик-эндов в наскаровском стиле завершена, и теперь нас ждет традиционный график с этапами через две недели. IndyCar переезжает на дуэт Molson Indy в Канаду, первая из которых состоится на городской трассе Торонто.

Статья опубликована в авторской колонке