11 мин.

24 часа Ле-Мана 2012

В воскресенье, в 17 часов по Москве завершился самый знаменитый и значимый марафон планеты. В 2012 легендарная гонка праздновала юбилей: кольцо «Сартэ» принимало этап в 80 раз. 56 экипажей и 22 экс-пилота Ф1, четыре класса машин, три типа двигателей…Все это великолепие проходило в рамках чемпионата мира по гонкам на выносливость и представляло новый виток эволюции гоночных моторов. Это был первый Ле-Ман, в котором во весь голос заявили о себе гибридные технологии. Мало того, подобные автомобили заявили сразу две конкурирующие за лидерство в абсолютном зачете марки. И сразу двумя болидами каждая.Эта гонка вообще могла оказаться смазанной… Как недавно чемпионат мира по ралли едва не превратился в унылую монополию одного производителя, новоявленный чемпионат мира по гонкам на выносливость лишился главного соперничества. Peugeot со своим прототипом 908 HDi FAP ушла накануне юбилейного этапа, и Audi осталась одна. Среди заводских команд. Частные коллективы еще 7 лет назад окончательно сложили полномочия, когда Pescarolo и Леб одержали предельно высокое 2 место.

Однако на помощь чемпионату пришла Toyota! Покинувшая F1 команда, желая реализовать свои победные амбиции, намеревалась вернуться в Ле-Ман в 2013. И только жест доброй воли японцев позволил трехстам тысячам зрителей увидеть Toyota уже сейчас. Команда была крайне сжата в сроках. У японцев не было ни одной (!) гонки для того, чтобы просто попробовать болид в деле, ибо Николя Ляпьер разбил единственный спортпрототип в апреле… И, тем не менее, Toyota пришла. Toyota выставила революционный, гибридный автомобиль. И этот автомобиль, к тому же, еще и не дизель. Тренд, который, казалось, навсегда пришел в гонки на выносливость абсолютно легко решили изменить японцы, привыкнув с Prius работать только с бензиновыми силовыми агрегатами!

Их главный соперник, Audi, традиционно успел сделать все еще на шаг впереди. В 2006, когда вот-вот должна была прийти Peugeot с дизелем, ингольштадцы уже представили новый R10 и выиграли первый же для него Ле-Ман после 5 побед с бензиновым первенцем R8. Audi проиграла лишь раз, в 2009, когда третье поколение немецких спортпрототипов R15 оказалось бито дублем «французов». В итоге то была последняя версия открытого болида Audi, и в 2011 немцы уже представили закрытый прототип (замечу, что с 2014 по регламенту все машины должны быть только такими). И вот, в 2012, «четыре кольца» представили третий подряд новый болид. Точнее, в сравнении прошлым годом шасси осталось таким же, R18, однако силовой агрегат теперь двойной. Опережая Toyota, Audi выставила гибрид e-tron, который, помимо 510-сильной V-образной «шестерки», передающей момент на задние колеса, имеет в активе электромотор, приводящий переднюю ось!

В превентивных целях, помимо пары новых болидов, на которые были посажены звездный экипаж 13-кратных победителей и коллектив прошлогодних дебютных триумфаторов, Audi подготовила еще две машины. Прошлогодних. Просто дизельных. Таким образом, Вы понимаете, что у дебютирующей Toyota уже было вдвое меньше шансов.По скорости японцы были очень близки к Audi. Впрочем, не стоит этому удивляться. Peugeot была быстрее и R10, и R15, однако выиграла только свой третий Ле-Ман, уйдя накануне минувшей гонки на минорной ноте после двух поражений подряд. Toyota стартовала третьей. Разделив надвое пелетон Audi, лучший экипаж японцев опередил самое звездное трио: Мак-Ниша, Капелло и Кристенсена.

Однако в суточном марафоне Toyota не только не удалось победить, но даже просто финишировать… Главный экипаж под управлением Энтони Дэвидсона, который сменил за рулем прототипа дебютанта гонок на выносливость, вылетевшего из боевого пелетона F1 в этом году Буэми, закончил гонку трагедийно. Опережая на очередной круг Ferrari 458 ITALIA низшего класса под управлением любителя Пераццини экс-пилот F1 получил удар, в результате которого очень высоко взлетел и, сделав оборот в воздухе, жестко приземлился, остановившись только в отбойнике поворота Indianapolis. Страшнейшим было именно приземление с огромной высоты, итогом которого стал перелом двух позвонков…

Вторая Toyota также претендовала на подиум и ей также управлял недавний молодой пилот F1, дебютирующий в Ле-Мане… Однако этим гонщиком был Накаджима, который и в F1 в своей лучшей гонке удостоился штрафа в 10 позиций за удар в Кубицу. В «Сартэ» же Казуки устранил своего соотечественника Мотояму, который пилотировал эксклюзивный футуристический болид DeltaWing. Невероятный спортпрототип даже с полным баком и пилотом весит меньше 600 килограммов, при невероятно низком аэродинамическом сопротивлении для гоночной техники. Изначально болид создавался для тендера IndyCar в 2010 году, однако, как Вы знаете, новое шасси DW12 выглядит иначе. Организаторы американских гонок посчитали DeltaWing слишком радикальным и революционным, но разработчики не стали ничего менять и выставили машину в суточном марафоне! Двигатель имеет рабочий объем лишь 1,6 литра, однако благодаря нагнетателю (кстати, он Nissan Juke!) его мощность составляет целых 300 л.с., что позволило квалифицироваться на 29 месте, в 4,5 секундах от лидера второго класса прототипов. Увы, из-за Накаджимы все усилия внезачетного экипажа были сведены на нет, и Сатоши Мотояма в слезах покинул свой болид… Возвращение 41-летнего японца после 13 сезонов отсутствия в компании с Марино Франкитти и Михаэлем Круммом вышло неудачным…

Audi, оставшись в одиночестве среди заводских экипажей, тем не менее, не привела свой квартет к финишу первым целиком. Подобная незадача вышла по вине еще одного экс-пилота F1, Марка Жене, который, находясь в лидирующей диспозиции на ровном месте вылетел в отбойник, полностью разбив нос R18 ultra. С поврежденной подвеской он смог доковылять до боксов, однако столь серьезный ремонт отнял слишком много времени, и испанец вместе с Дюма и Дювалем довольствовались 5 местом, в 12 кругах позади победителя. Таким образом, Жене оказался способен лишь портить праздник на улице Audi, ведь именно Марк находился в экипаже Peugeot в том самом единственном выигранном французами на дизеле Ле-Мане 2009. Но, если серьезно, востребованность экс-пилота Minardi сейчас велика как никогда, ибо бывший третий пилот Williams пару месяцев числился тест-пилотом разом двух серьезных команд: Ferrari в F1 и Audi в Ле-Мане.

Но что значит талант. Ник Хайдфельд, дебютируя в марафоне, стал лучшим представителем частных команд вместе с Николя Простом и Нилом Яни (также, напомню, бывшим тестером F1), опередив на круг экипаж Жене на отнюдь не топовой Lola B12/60 Coupe. Параллельно, кстати, Ник принес хоть какую-то радость Toyota, ибо на его прототипе стоял именно японский мотор.Что же до доминаторов, то Audi выполнила свою задачу сходу, сделав дубль из гибридных R18 e-tron. Причем, с поул-позишн и с львиной долей кругов лидирования победу одержали прошлогодние «зеленые» триумфаторы!

Экипаж номер 1 никто не воспринимал как лидирующий. Даже после их поула, даже несмотря на секунду преимущества в скорости над звездным экипажем, вынужденным примерить №2. Однако, если кто-то еще сомневался в том, что победа Трелуйе, Фесслера и Лоттерера была случайной годом ранее, когда их Audi единственной добралась до финиша марафона, то, на этот раз, они доказали это в невероятной борьбе. В 2010 они взяли «серебро», проиграв DTM’овскому экипажу Audi. В 2009 Бенуа Трелуйе и вовсе пилотировал болид конкурирующей Peugeot, при этом будучи сошедшим наблюдая за триумфом партнеров по команде. И вот, настал их час. И гонка не прошла для пилотов просто. Фесслер даже вылетал с трассы, в попытке атаковать вырвавшегося в лидеры восьмикратного победителя Ле-Мана Кристенсена. Лоттерер на последнем отрезке явно подпускал более звездный экипаж… Но все же они выиграли. Бенуа, Марсель и Андре! Круг у лучшего в истории Ле-Мана экипажа Капелло, Кристенсена и Мак-Ниша. 3 круга у молодежного экипажа DTM Джарвиса, Бонаноми (которые дебютировали) и Рокенфеллера (который в 2010 уже побеждал). Конечно, очень жаль Ринальдо Капелло, для которого этот Ле-Ман стал последним. Диндо, как его называют в гоночных кругах, был единственным гонщиком Audi, работавшем на «ингольштадский экспресс» с момента его прихода в Ле-Ман, 1999 года…

Но суточный марафон не королевским классом един. Существует и второй класс спортпрототипов, который, кстати, и составляет массовку пелетона. Да, менее мощный, (максимальные 450 против 520 лошадиных сил у «старшего» класса), настолько же легкий, однако менее чем на 15 секунд более медленный, и, главное, более близкий для российского зрителя. Вернувшись в гонки Ле-Ман серии после трехлетнего перерыва, самый звездный гонщик из России, Роман Русинов, на болиде Oreca боролся за пьедестал на протяжении всей гонке. Несмотря на трехлетнее отсутствие серьезной гоночной практики, москвич был явным лидером в команде с Нельсоном Пансьятиси (который в одной команде WSR при меньшем опыте наголову разгромил Антона Небылицкого) и французским любителем Пьером Регом. Увы, пилотируя на 2 позиции, из-за взрыва покрышки на скорости под 300 км/ч на подходе к Indianapolis Русинов был вынужден распрощаться с шансами на подиум и в составе экипажа финишировал на 4 месте в LMP2 и 10 в абсолюте.

Выиграл же экипаж бывшей Acura с мотором Honda в составе венесуэльца Висенте Потоличчио и британцев Райана Дальзиеля и Тома Кимбер-Смита, оказавшихся 7 в общем зачете в 24 кругах от победителя.Лучшим экипажем кузовных машин стала команда AF Corse с трио Бруни, Виландера и Физикеллы на Ferrari 458 GTC. Пилотам удалось победить, несмотря на старт с последней позиции, вследствие недовосстановленной к квалификации 458, которую разбил на предвещавшей марафон тренировке Джанкарло. Физикелла, таким образом, будучи тест-пилотом Ferrari F1 и победителем трех Гран При выиграл и 24 часа Ле-Мана. Итало-финский экипаж показал 17 время в абсолютном зачете, проиграв лидерам 42 круга.

Что же до низшего класса марафона, GTE Am, в котором, по большому счету, выступают любители, хотя и техника ныне может и не отличаться от главного кузовного класса, то триумфатором стала команда Larbre Compétition на Chevrolet Corvette C6 R. Победу экипажу Борнхаузера и Каналя удалось вырвать на последних минутах благодаря экс-пилоту F1 и лучшему португальскому гонщику в истории, Педро Лами, успешно атаковавшему Porsche Понса. Французская команда оказалась 20 в абсолюте в 49 кругах от лучшей Audi. Примечательно, что это стал лучший американский болид, ибо Chevrolet Corvette главного кузовного класса GTE Pro под управлением Антонио Гарсии, Джордана Тейлора и Яна Магнуссена финишировал в 3 кругах и 3 позициях позади…Если говорить о других известных болельщикам F1 составов, то стоит обратить внимание на 15 место в общем зачете экипажа четы Брандлов с Лукасом Ордонезом. Гонщики выступали в классе LMP2, в том же самом, что и Русинов, но, тем не менее проиграли команде россиянина 11 кругов, отметившись на 8 месте в своем зачете. Компания Брандлов явно мешала 27-летнему Ордонезу, ибо в прошлом году в своем дебюте испанец завоевал «серебро» в этом классе…

80 суточный марафон в Ле-Мане завершен. И теперь еще целый год придется ожидать следующего… Смогут ли японцы остановить победный марш «ингольштадского экспресса», для которого эта победа стала уже 11? Больше Audi выигрывала только Porsche, которая с 16 викториями вот уже 14 лет держит свой рекорд.Toyota же ни разу Ле-Ман не выигрывала, ибо в 1994 году прототип 94 CV сошел за 45 минут до окончания суток… Дэвидсон, Буэми и Сарразен доказали, что TS030 Hybrid едет. Смогут ли они доказать, что Toyota способна и победить?

 

Статья опубликована в авторской колонке на первом сайте о Формуле 1 в России