5 мин.

«Williams»: История современного возрождения

В 2014 году, с началом эры гибридных турбо-моторов, «Уильямс», казалось, разом стёрла годы забвения. Команда подошла к революции идеально вооружённой: технический гений Пэта Симондса, инженерный опыт Роба Смедли, перешедшего из Феррари,  новый спонсор с культовыми цветами -  Мартини и, что критически важно, — лучший на тот момент силовой агрегат Мерседес, который неофициально считался на 100 л.с. мощнее конкурентов.

Picture background

Результат в 2014 году превзошёл все ожидания. Девять подиумов за сезон (против семи за предыдущие восемь лет), первый ряд на старте в Шпильберге впервые за 11 лет и уверенное третье место в Кубке конструкторов. Они не просто обыграли других клиентов Мерседес — они впервые с 1997 года опередили «Феррари», причем более чем на сто очков! Это был триумф. Пилотами команды тогда были перспективный Вальтери Боттас, в последствии, как мы знаем, перешедший в «Мерседес» и опытный, перешедший из Скудерии, Филиппе Масса. Тот переход бразильца из топовой команды вполне можно сравнить с сегодняшним переходом Сайнса в «Уильямс» и последующим результатом.

Picture background
Фелипе Масса на подиуме

Однако за взлётом последовало стремительное падение. Уже к 2018 году «Уильямс» скатилась на последнее место. К 2020 году цели стали до предела скромными: «бороться хоть с кем-то» и «периодически претендовать на очки». Это была реальность для некогда великой команды. Сезон-2020 они завершили с нулём очков. Джордж Расселл, опять же перспективный, молодой и  будущий пилот «Мерседес», в 2021 году ставил задачу-минимум: опередить «Альфа Ромео» и «Хаас». На фоне прошлых побед такие цели звучали сюрреалистично.

Picture background

Сезон - 2021 стал переломным. Под новым руководством (после ухода сэра Фрэнка Уильямса) команда, наконец, не финишировала последней. Это был сезон контрастов: блестящие квалификации Расселла, его скандальный инцидент с Боттасом в Имоле и, наконец, долгожданные очки. Ключевыми стали Гран-при Венгрии (двойной зачёт очков после хаоса на старте) и Бельгии (подиум Расселла в самой короткой гонке в истории «Ф-1», в которой пилоты получили половинчатые очки).

Picture background

В команде назревали проблемы. Расселл, мыслями уже находившийся в «Мерседес», к концу года сдал позиции. Его уход стал тяжёлой потерей. Глава команды Йост Капито, провожая его, заявил свое пророчество: «Через пару лет он вернётся и станет чемпионом мира с нами». Как мы видим - не сработало. Перспективы с дуэтом Албон - Латифи на фоне грядущего революционного регламента 2022 года оценивались скептически. И они подтвердились. В 2022 – команда занимает последнее место. В 2023 уже Логан Сарджент занимает место в болиде номер два и «Уильямс» становится седьмым, правда заслуга самого Сарджента невелика – всего одно очко в активе против 27 у Алекса Албона. В  середине сезона 2024 года Сарджента меняет Колапинто и приносит 5 очков в копилку команды, у Албона - 12. Этого хватает, чтобы опередить «Заубер» и занять 9 место, но это все не то, на что рассчитывает легендарная команда.

Picture background
Йост Капито

И вот, наконец, в 2025 году начинается то самое, очередное, возрождение. Команда под руководством Джеймса Воулза проделывает титаническую работу в сезоне, по итогам которого они возвращаются на порог «элитных команд» занимая 5 место в КК. Воулз эмоционально резюмирует сезон – «сбывшейся мечтой».

Picture background
Джеймз Воулз

Карлос Сайнс, пришедший в команду, стал тем самым лидером-технологом, которого им так не хватало. Его второй подиум в сезоне на Гран-при Катара и высокие результаты на старте Алекса Албона позволили «Уильямс» вновь возродится из пепла. Итог – пятое место - это на четыре позиции выше, чем годом ранее, и лучший результат с 2017 года.

Ваулз справедливо подчеркивает ключевой момент: их подиум в Катаре взят на трассе, которая в прошлом году была для них «худшей». Это маркер глубины прогресса. Команда не просто полагается на удачу — она научилась развивать машину, адаптироваться и бороться на разных типах трасс. Их успех в 2025 году построен не на одномоментном чуде, а на системной работе: грамотное техническое руководство (Воулз), продуманная пилотская стратегия (приход опытного и быстрого Сайнса) и создание машины, которая быстра не на одной трассе, а конкурентоспособна в разных условиях.

Сегодня «Уильямс» — уже не живой памятник былой славе, а амбициозный и опасный конкурент, который напоминает, что в «Формуле 1» никогда нельзя списывать со счетов команды с такой волей к победе и таким наследием. Их возвращение в первую пятёрку — один из главных и самых вдохновляющих сюжетов сезона 2025 года. Наверняка в этом году армия болельщиков «Уильямс» пополнилась новыми последователями и стала моложе, чего им явно не хватало в последние годы.

Picture background

Однако смена регламента и новый предстартовый расклад в 2026 году не думаю, что поможет кардинально развить успех. Лидером вероятно станет заводская команда «Мерседес», а не их клиенты.  Но остаться при своих, а может и подняться на ступень выше, команде вполне по силам. Как-то стабильно, что-ли, она сегодня выглядит. Надежно.