13 мин.

10 великих моментов команды «Заубер» в «Ф1» перед перерождением в «Ауди»

Дебютный Гран-при заканчивается очками

Команда «Заубер» дебютировала на Гран‑при ЮАР в 1993 году. Модель C12 получила свое название как логическое продолжение линейки спортивных автомобилей «Заубер», а буква «C» была заимствована в честь жены Петера Заубера — Кристины. Машины в черно‑белой раскраске, почти не загроможденной логотипами спонсоров, выглядели эффектно.

В дебютной для «Заубера» дождевой гонке пилот Джей-Джей Лехто (дебютировавший в «Ф‑1» еще в 1989 году) привел машину на пятое место, заработав два очка. Хотя остальная часть того первого сезона была омрачена проблемами с надежностью, Лехто и его напарник Карл Вендлингер регулярно финишировали в очковой зоне, когда удавалось преодолеть всю дистанцию гонки. Их усилия позволили «Зауберу» занять седьмое место среди 12 участников Кубка конструкторов в дебютном году.

Френтцен поднимается на подиум

Немецкий гонщик Хайнц‑Харальд Френтцен пришел в «Ф‑1» на год позже присоединения «Заубера». В 1994 году он стал основным пилотом команды после того, как его напарник Вендлингер получил черепно‑мозговую травму в аварии на Гран‑при Монако и выбыл до конца сезона.

После года освоения тонкостей «Формулы‑1» Френтцен и команда добились первого подиума: третье место на Гран‑при Италии 1995 года. Эта гонка изобиловала инцидентами: Дэвид Култхард вылетел на прогревочном круге, а пыль, оставленная им на трассе, спровоцировала массовую аварию на первом круге и повторный старт. Гонка оказалась изнурительной многие сошли, включая лидеров Дэймона Хилла и Михаэля Шумахера, который столкнулся с аутсайдером Таки Иноуэ.

Все это позволило Френтцену превратить десятую позицию на старте в первый подиум. К концу третьего сезона «Заубер» набрала рекордные на тот момент 18 очков.

Херберт – третий лишний в схватке Вильнева и Хилла

Хотя «Заубер» потеряла статус официальной команды «Форд» в пользу «Стюарт» всего через два сезона, ей удалось заключить новый двигательный контракт — практически по обе стороны своего короткого периода с «БМВ». Команда заключила сделку с «Феррари», получив ее двигатели образца 1996 года, которые поставлялись под брендом «Петронас».

Машина того года — C16 — оказалась весьма конкурентоспособной. Джонни Херберт добился на ней ряда впечатляющих результатов: британец квалифицировался в первой восьмерке в четырех из пяти первых гонок сезона. Именно он принес команде почти все очки в том году — за исключением единственного балла, заработанного Николой Ларини на стартовом этапе в Австралии. Сам Херберт мог претендовать на хороший результат в Мельбурне: после уверенного старта он боролся за третье место уже в первом повороте. Однако Эдди Ирвайн решил иначе — и Херберт стал жертвой столкновения между Ирвайном и Жаком Вильневом в первом же вираже.

Его первый подиум за «Заубер» в 1996 году — в Монако — во многом был результатом удачи. Но выступление на «Хунгароринге» в 1997-м стало настоящим триумфом мастерства. В тот день болиды на шинах «Бриджстоун» выигрывали в жару, тогда как машины на «Гудиер» показывали крайне неравномерные результаты. Херберту же, несмотря на американскую резину, удалось найти оптимальный темп: уже на первом круге он обошел оба «Бенеттона». Позже стратегия с тремя пит-стопами, выбранная «Феррари», еще больше улучшила его позиции на трассе. Херберт демонстрировал скорость, сопоставимую со скоростью Михаэля Шумахера, и лишний пит-стоп не давал соперникам никакого преимущества.

Когда Дэвид Култхард, шедший третьим, сошел с дистанции, Херберт унаследовал подиум — первый для партнерства «Заубер-Феррари». Он финишировал третьим вслед за Жаком Вильневом и Дэймоном Хиллом, который лишился победы из-за проблем с давлением масла на последнем круге.

Это был последний подиум Херберта за «Заубер» — в 1998 году уроженцу Эссекса предстоял крайне тяжелый сезон.

Дебют Кими Райкконена

На Гран‑при Австралии 2001года молодой финн Кими Райкконен дебютировал в «Ф‑1», имея за плечами всего 23 гонки. Несмотря на скромный опыт, в «Заубере» видели его талант.

Во время тестов 2000 года будущий чемпион мира показал круги на полсекунды быстрее штатного пилота Педро Диниса уже на второй день за рулем машины. Опасаясь, что другие команды узнают об его способностях, в «Заубере» внутренне называли Райкконена «Эскимосом» — предвосхищая прозвище «Айсмен» («Ледяной человек»), которое он позже получил за хладнокровие и собранность.

Эти качества проявились с самого начала. Если верить слухам, Райкконен спал за 30 минут до старта своей первой гонки в марте 2001 года. Стартовав с 13‑й позиции, он пробился на шестое место к моменту финиша и заработал очко в чемпионате — первое из многих.

Гран-при Австралии 2001 года — двойной финиш в очках открывает конкурентоспособный год

После 1997 года «Заубер» регрессировал. Подиум Жана Алези в Спа-Франкоршаме в 1998 году стал единственным его появлением на подиуме за последующие три сезона, и команда стала олицетворением «неамбициозной команды средней линии», которая с трудом привлекала гонщиков. В конце 1999 года Алези ушел в «Прост», Педро Динис повесил шлем на гвоздь в конце 2000 года, а Мика Сало решил, что лучше проведет год, тестируя «Тойоту», чем выступать за «Заубер» в 2001 году. Таким образом, Петеру Зауберу пришлось вернуться к своей истокам — выбору молодых гонщиков, а не отдаче приоритета опыту.

Первым был юниор «Макларена» Ник Хайдфельд , который в 2000 году спокойно и впечатляюще выступил против Алези за рулем явно ненадежного «Прост». Многие из подозреваемых в средней линии «Формулы-1» были связаны со вторым местом — Алекс Вурц, Рикардо Зонта и другие, — но «Ред Булл» стремился заполучить в машину своего воспитанника-юниора Энрике Бернольди. Вместо этого «Заубер» ответил на телефонный звонок менеджера Дженсона Баттона Дэвида Робертсона, который спросил, не даст ли он шанс молодому пилоту по имени Кими Райкконен.…

В том году «Заубер» занял четвертое место в чемпионате — значительный поворот после регресса на рубеже тысячелетий, и Райкконен обогнал Хайдфельда в борьбе за вакантное место в «Макларен» в 2002 году, когда Мика Хаккинен ушел в творческий отпуск...

Кубица одерживает единственную победу в истории

В автоспорте удача играет немалую роль. На Гран‑при Канады 2007 года Роберт Кубаница попал в серьезную аварию, лишившись трех колес и оказавшись без сознания на трассе. Год спустя он стоял на верхней ступени подиума, одержав единственную победу для «Заубера» в истории. Более того, его напарник Ник Хайдфельд финишировал вторым, обеспечив швейцарской команде исторический дубль.

После квалификации Кубица рассказал, что на трассе повреждено асфальтовое покрытие, поэтому в квалификации ему пришлось выбирать нетипичные траектории, чтобы занять второе место на стартовой решетке позади Льюиса Хэмилтона на «Макларене». В самой гонке стратегия сыграла решающую роль для всех команд. Ранний выезд машины безопасности сделал невозможным переход для тех, кто запланировал одностоп-стратегию, на двухстоповую.

К счастью для «Заубера», у команды были варианты: Кубица ехал по двухстоповой стратегии, тогда как Хайдфельд — по одностоповой. Хотя теоретически шансы на победу изначально имели оба гонщика, в итоге немец пожертвовал своими интересами ради успеха поляка. Так и случилось: Кубица одержал победу — первую и единственную в своей карьере, а также первую и единственную в истории команды.

Перес прорывается с 12-й позиции на вторую

На Гран-при Италии 2012 года Серхио Перес квалифицировался лишь 12-м на своем «Заубер» C31 — результат, вряд ли предвещающий историческое выступление. Однако именно то, что произошло после старта, обеспечило ему место в этом списке.

Стартовав на шинах «хард» и запланировав длительный первый отрезок, Перес уверенно обгонял соперников, постепенно поднимаясь вверх по пелотону до позднего пит-стопа. После перехода на шины «медиум» его продвижение продолжилось. Обойти Кими Райккенена на «Лотус» оказалось непросто: сначала мексиканец уступил позицию финну, но вскоре вернул ее окончательно. Михаэля Шумахера он опередил благодаря пит-стопу немца, а еще одну позицию получил в подарок, когда Себастьян Феттель получил штраф — проезд через пит-лейн.

В повороте «Аскари» Перес эффектно обошел с внешней траектории Фернандо Алонсо и занял второе место. После этого он начал сокращать отставание от лидировавшего Льюиса Хэмилтона настолько активно, что «Макларен» сочли его серьезной угрозой и попросили британца ускориться. В итоге «Чеко» все же не хватило: он финишировал всего в пяти секундах от победителя. Однако после столь впечатляющего рывка сквозь поле пилот вряд ли мог быть разочарован своим вторым местом.

Фелипе Наср принес очки, которые стоили ему карьеры в «Формуле-1», но спасли «Заубер»

В 2015 году команда время от времени показывала хорошие результаты, однако из-за хронического недостатка финансирования ей было крайне сложно развивать машину в течение сезона. К началу 2016 года «Заубер» вновь провалилась в аутсайдеры: она вынужденно сражалась за последние места с «Мэнор», в то время как даже новичок чемпионата — команда «Хаас» — обошла обеих аутсайдеров.

Финансовая ситуация усугублялась: после выплаты компенсации Гидо ван дер Гарде и в отсутствие спонсоров, кроме тех, что привезли пилоты Фелипе Наср и Маркус Эрикссон, «Заубер» явно приближалась к краху.

Положение усугубилось, когда Паскаль Верляйн принес «Мэнор» очко на Гран-при Австрии, в то время как «Заубер» оставалась без единого балла почти весь сезон. Однако спасение было уже на подходе: финский миллиардер Финн Раузинг, владелец Tetra Pak, вошел в состав инвесторов группы Longbow Finance, которая вскоре взяла команду под контроль.

Тем не менее, к последним гонкам сезона казалось очевидным, что «Заубер» завершит год без очков — а значит, без критически важных выплат от Formula One Management (FOM), полагающихся только командам, занявшим места в первой десятке чемпионата.

На предпоследнем этапе в Бразилии Эрикссон и Наср заняли последние позиции в квалификации, однако оба поднялись на одну строчку вверх после того, как пилот «Мэнор» Эстебан Окон был наказан за помеху Джолиону Палмеру в первом сегменте.

Гонка стартовала под машиной безопасности, а вскоре после возобновления на 13-м круге Эрикссон разбился, вызвав повторный выезд безопасности. В этот момент большинство пилотов перешли на промежуточную резину, но Наср остался на дождевой — и благодаря этому оказался девятым. По мере разворачивающихся событий (включая два красных флаги) его позиция временно улучшилась сначала до восьмой, затем до седьмой, а на какое-то время даже до шестой.

Когда гонка наконец возобновилась, Наср не мог долго сдерживать более быстрые машины: Нико Хюлькенберг, Макс Ферстаппен и Даниэль Риккардо вскоре обошли бразильца, вернув его на девятое место. Сразу за ним шел Окон, явно намеревавшийся отобрать очковую позицию. Однако Фернандо Алонсо атаковал француза и вытеснил его из очковой зоны, что позволило Насру удержать девятое место и принести «Заубер» два жизненно важных очка.

Парадоксально, но именно этот результат стал роковым для карьеры самого Насра в «Формуле-1». Он вел переговоры с «Мэнор» о переходе в 2017 году — Верляйн, напротив, собирался перейти в «Заубер». Однако потеря «Мэнор» призовых денег лишила британскую команду последней надежды на выживание: владелец «Мэнор» Стивен Фицпатрик, купивший ее накануне сезона-2015, так и не нашел покупателя, и команда вскоре прекратила существование.

Леклер оставляет след в истории

Уроженец Монако Шарль Леклер дебютировал в «Ф‑1» с командой «Заубер» в 2018 году, уже имея за плечами победы в чемпионатах. Он выиграл GP3 в 2016 году и «Формулу‑2» в следующем году — оба в своем дебютном сезоне.

Ожидания от его первого сезона в высшей категории автоспорта были высоки. «Заубер» C37 не был лучшей машиной на старте, но Шарль оправдал высокие ожидания. Он принес 39 из 48 очков команды — сравните с жалкими пятью очками, набранными командой в предыдущем сезоне.

Первая гонка Леклера в очках также стала его лучшим результатом в сезоне. На четвертом этапе в Баку он воспользовался хаотичной гонкой и финишировал шестым. В том году он еще девять раз попадал в очковую зону. Хотя «Заубер» заняла лишь восьмое место в Кубке конструкторов, Леклер практически в одиночку увеличил количество очков команды в десять раз по сравнению с предыдущим годом.

Восхождение монегаска было стремительным и блестящим: его выступление в дебютном сезоне за «Заубер» позволило ему быстро получить место в «Феррари» на 2019 год.

Подиум Хюлькенберга в Сильверстоуне — сказка после 15 лет ожидания

Подиум Нико Хюлькенберга на Гран-при Великобритании стал главным сюжетом сезона для «Заубера». В своей 239-й гонке в «Формуле-1» немец, стартовав 19-м, мастерски справился с переменчивыми погодными условиями и добыл первое в карьере место на подиуме — третье в Сильверстоуне.

Он не только опередил большинство соперников, но и в финале уверенно отстоял позицию от домашнего любимца Льюиса Хэмилтона. «Давно пора, не так ли?» — сказал Хюлькенберг после финиша, признавшись, что получил более 700 сообщений с поздравлениями.

Этот результат положил конец его 15-летнему ожиданию и стал первым подиумом «Заубера» с 2012 года — со времен Кобаяши в Японии. Для команды, готовящейся к перерождению в «Ауди» в 2026 году, это был не просто успех — это был мощный импульс.

Самая ламповая команда, не так ли? Я думаю, что каждый сможет вспомнить что-то хорошее, а вспомнить есть чего еще…

Скажем этому добряку спасибо за любовь к автоспорту!

На основе: 1, 2.