Лидеры «Ф-1» дружно срезали повороты, но наказали только Хэмилтона. Неужели справедливо?
Во время квалификации к Гран-при Мехико «Феррари» совершили практически невозможное – попали как на первый, так и на второй ряд, заняв второе (Леклер) и третье места (Хэмилтон). Для №44 это была лучшая квалификация за рулем алого болида. Очевидно, что британец надеялся развить успех в гонке.

«Какой план на старт гонки? Пока не знаю. Но я определенно настроен на борьбу. Ведь мне, в отличие от Ландо, нечего терять.Надеюсь, окажусь достаточно близко, чтобы навязать борьбу».
На длинной стартовой прямой Льюис благодаря слипстриму от Норриса развил приличную скорость, и вместе с Шарлем Леклером и Максом Ферстаппеном попытался выжать из ситуации максимум. Борьба была настолько плотной, что перед торможением четыре машины («Макларен», две «Феррари» и «Ред Булл») выстроились в ряд, и поскольку места всем не хватило – кому-то пришлось выезжать за пределы трека и срезать поворот. Так, на траву уехали Ферстаппен и Леклер, а позади – Антонелли на «Мерседесе», Лиам Лоусон на «Рейсинг Буллз» и Карлос Сайнс на «Уильямсе».
Но Хэмилтон, чисто преодолевший первую связку виражей и ехавший прямо позади Норриса, на старте следующей короткой прямой внезапно оказался четвертым – мимо по обочине успели проскочить и Леклер, и Ферстаппен.
Стюарды взяли на рассмотрение инциденты, но никакого криминала не заметили.
На повторе стоит внимательно посмотреть на траекторию, по которой Макс вылетел с трассы и вернулся на нее. Это важно с точки зрения того, что произойдет в гонке позднее.
Леклер же срезал так, что вообще на короткое мгновение вырвался на первое место! Пришлось возвращать позицию Норрису – иначе грозил штраф, – но напарнику он ничего не уступил. Стюарды по традиции не стали вмешиваться в разборки представителей одной команды, поэтому действия монегаска так и остались без наказания.
На шестом круге развернулась серьезная борьба колесо в колесо между Льюисом и Максом . Оба действовали очень жестко, вплоть до выдавливания друг друга с трассы. Например, в связке второго и третьего поворотов на траву выехал действующий чемпион. Причем болиды даже соприкоснулись!
Эпизод с первым поворотом и срезанием от Ферстаппена дирекция объяснила просто: пилот «Ред Булл» был на апексе первым, а контакт не имел последствий ни для одной из машин. Плюс Хэмилтон имел ограниченную возможность оставить достаточно места. Потому за этот эпизод Льюис не получил штрафа за столкновение.
Но важнее момент, который произошел в четвертом повороте. Пилот «Ред Булл» закрыл внутреннюю траекторию, а гонщик «Феррари» не рассчитал скорость и вынужденно заблокировал колеса. Из-за этого маневра он оказался за пределами трека.
Перед гонкой дирекция объясняла, как нужно возвращаться на трассу в случае вылета.
На схеме трека оранжевым нарисована траектория, по которой должен проехать гонщик, если не попал в поворот. Причем есть одна важная оговорка: по траве можно проехать, если не осталось никакой другой возможности.
«В целях безопасного и организованного проведения мероприятия, любой гонщик, пропустивший апекс четвертого поворота, въехавший в зону выхода и пересекший сплошную желтую линию, проложенную поперек (желтая стрелка), всеми четырьмя колесами, может вернуться на трассу после пятого поворота только по асфальтовому маршруту (выделено оранжевым). Травяной участок разрешается использовать только в случае крайней необходимости», – отметила ФИА.

Вот как выглядела позиция Хэмилтона, когда он промахнулся с точкой торможения.

А так он начал выворачивать болид, чтобы оказаться на асфальте.

Очевидно, что британец выбрал наикратчайшую траекторию, что позволило ему вернуться впереди всей группы. В том числе и Ферстаппена. Но нельзя не отметить то, что скорость была довольно высокой и попасть на ту самую узкую асфальтовую дорожку он как будто бы не мог. Подпадает ли это под исключительный случай?

Стюарды сразу начали рассматривать эпизод и спустя пару кругов Льюис Хэмилтон узнал о том, что его оштрафовали на 10 за срезку и получение преимущества.
То есть, его наказали не за то, что он не попал на правильный выезд, а за то, что выехал перед тем гонщиком, который был первым в апексе четвертого поворота – Ферстаппеном. И затем не вернул ему позицию.
А вот как стюарды мотивировали десятисекундное наказание: «Выехав за пределы трассы и срезав поворот, гонщик получил длительное преимущество, обогнав машину №1 (Ферстаппен), и не вернул ему в дальнейшем позицию. В связи с этим наказан стандартным наказанием за выезд за пределы трассы и получением длительного преимущества».
Получился казус правил: если следовать рекомендациям гоночного директора, то любой промах мимо поворота мог трактоваться как получение незаконного преимущества.
«Феррари» сразу сообщила пилоту, что они не согласны с таким наказанием: «Нам дали десятисекундный штраф за инцидент с Ферстаппеном в четвертом повороте, но мы не согласны».
Первый вопрос Льюиса после такого известия: а что насчет тех, кто выехал в первом повороте и получил преимущество там? На что ему ответили, что ничего, сфокусируйся на гонке. Сделать это было сложно, так как «Феррари» пришлось проводить ранний пит-стоп, во время которого к болиду нельзя было прикасаться целых десять секунд. С этого момента гонка была практически убита и ни о каком подиуме речи идти не могло.
На трассу семикратный вернулся четырнадцатым. Благодаря тому, что у «Феррари» был темп, Льюис смог совершить несколько обгонов и финишировать восьмым. Как будто максимальном месте, возможном в его ситуации. Очевидно, что британец не был доволен таким положением дел.
После финиша гонки Хэмилтон не общался по радио (или этого не дали в эфир) и молча какое-то время просидел внутри кокпита.

«У меня был отличный старт, и, ворвавшись в первый поворот, я оказался на втором месте», – подвел итоги гонки семикратный чемпион мира. – Я прошел первый, второй и третий повороты, не съехав с трассы. Другие срезали, удержали позицию и не получили штрафов».
На вопрос о том, не слишком ли был агрессивен в борьбе с ним Ферстаппен, Льюис ответил философски.
«Это было похоже на гонку. Там я был в порядке. Это просто срезка, а потом я стал единственным, кто получил 10-секундный штраф. Это 10-секундный стоп-энд-гоу. У меня был занос правой передней части болида, я хотел съехать на съезд, но там, похоже, самое пыльное место на Земле, и я не смог сбросить скорость, так что в итоге срезал траву».
Позицию Льюиса Хэмилтона после гонки поддержал Джордж Расселл, который наблюдал за происходящим на старте чуть поодаль.
«Мне трудно понять, как три гонщика могут срезать дистанцию и продолжить гонку без штрафа. В жизни, если можно рискнуть всем без последствий, ты так и сделаешь. Но в итоге это наказывает тех, кто ведет себя правильно».
Недоумевал и Алонсо:
«Пара машин просто поехала по прямой во втором и третьем поворотах, а вернувшись, оказалась в трех или четырех болидах впереди меня. Немного нечестно, я бы сказал. Второй раз подряд ФИА закрывает глаза на действия на первом круге или в первом повороте. Урок усвоен».
Один из героев нескольких эпизодов также получил вопрос про штрафы. И ответил в своем стиле.
Журналистка: «Некоторые гонщики считают, что ты, возможно, заслуживал штрафа. Не мог бы прокомментировать ситуацию?»
Макс Ферстаппен: «Это не моя проблема».
И он ведь прав: все решения принимает дирекция гонки, а она посчитала, что только Льюис получил незаконное преимущество. Тот факт, что правила прописаны размыто, никто уже не учитывал.
Что еще почитать про Гран-при Мехико:
Что случилось на Гран-при Мексики: Ферстаппену подарили подиум, Хэмилтон – провал!
Поул Норриса – жемчужина квалы «Ф-1» в Мехико. «Феррари» следом, Пиастри провалился
Расклады на титул «Ф-1»: Ферстаппен реально фаворит на оставшихся трассах?
«Макларен» боится Ферстаппена, но не обновляет болид. На что они надеются?
Ферстаппен – триумфатор года даже без титула «Ф-1». Вместо ненависти публики – овации
«Ф-1» в Мексике обращается в карнавал – День мертвых! Самый красочный этап года?
Экскурсия по фону для «Ф-1» в Мехико: как там смотрят гонку и развлекают
Фото: East News/Carl DE SOUZA / AFP
















Но вот практически зеркальные моменты Макса с Льюисом - вот тут вопросы. Получается, если ты первый на апексе на сантиметры, то можно спокойно срезать, выиграть полсекунды и не отдавать позицию.
А началось все с классического маневра «нырну и запаркуюсь на апексе»
Кстати преимущество Хэмилтона составило 0.5 секунду (без поправки на то, что Ферстаппен сам не попал в четвертый и оттормозил и себя и всю группу сзади), еще 2 секунды он отыграл засчет борьбы Макса и Оли
Я, конечно, тоже за интригу в чемпионате, но когда судьи не вмешиваются в борьбу гонщиков, потому что это может повлиять на развязку в чемпионате, они буквально влияют на развязку в чемпионате
Но выбор неправильной позиции на трассе - это тоже ошибка
И если бы он попытался попасть в поворот, он бы потерял время и скорее всего позиции, поэтому да, он сделал это вполне намеренно
Но там даже расследования не было)