9 мин.

Военная техника вместо болидов и 0 Гран-при: судьба трека для «Ф-1» в Ханое за $600 млн

В начале сентября Вьетнам отмечал 80-летний юбилей со дня получения независимости от Франции. И в интернете появились фотографии военной техники, стоящей на расчерченном асфальте, напоминающем какой-то трек.

Это бывшая гоночная трасса в Ханое – в 2020-м она должна была принять один из этапов «Формулы-1», но в календарь серии так и не попала.

Теперь единственное напоминание о планах про скорости свыше 300 км/ч в исполнении болидов «Ф-1» – пит-билдинг, в котором должны были располагаться гаражи команд, а также прямая старт/финиш.

Да, к гонке построили все: и боксы, и паддок, и всю инфраструктуру. Но она не состоялась

Экс-трасса стала памятником мечте, которая в ближайшее десятилетие, а, возможно, и никогда, не станет реальностью. Почему так случилось? Вмешались обстоятельства, на которые практически никто не мог повлиять (коронавирус), а также политика.

Трасса за $600 млн в столице Вьетнама была готова еще в 2020-м

Идея провести дополнительный Гран-при в Азии зародилась еще при Берни Экклстоуне, однако англичанин не соглашался: в календаре было достаточно много азиатских этапов – Сингапур, Япония, Малайзия и Китай. К реализации пришли уже при новых владельцах серии: контракт с «Либерти Медиа» подписали в 2018-м, а первый раз Гран-при должен был состояться в 2020-м.

Гонку лоббировали как на государственном уровне, так и частном – очень хотели увеличить туристическую привлекательность страны. Поддержку получили от правительства Вьетнама и мэрии Ханоя, а оплачивать все должна была мегакорпорация Vingroup, занимающаяся девелопментом недвижимости, розничной торговлей и оказанием различных услуг – от здравоохранения до гостеприимства. Гран-при должен был стать рекламой автомобилей собственного производства от дочерней компании VinFast. Ключевой фигурой в переговорах между «Ф-1» и Вьетнамом стал мэр города Нгуен Дюк Тюнг, он же возглавил компанию-организатора. Тогда руководство страны сделало рекордный взнос – около 60 млн долларов.

Трек в Ханое называют городским, так как его часть проходит по улицам столицы Вьетнама. При этом часть поворотов не соприкасается с жилой застройкой – дополнительно проложена за ее пределами. Первоначально это должна была быть трасса с кругом в 5,565 км и 22 поворотами, но позже она изменилась – добавили еще один поворот (стало 23) и автоматически увеличилась длина – до 5,613 км.

Проектировать трек позвали знаменитого Германа Тильке, автора многих современных автодромов «Ф-1». Получилось нечто с тремя длинными прямыми и поворотами, которые мы уже видели на других трассах. Например, в 1-м и 2-м поворотах узнается «Нюрбургринг», с 12-го по 15-й – Монако, с 16-го по 19-й – «Сузука», а последние три – «Сепанг». Типичная солянка, которую постоянно делает Тильке. И это был первый случай, когда сама «Ф-1» занималась проектированием трассы.

Работы по строительству трекового комплекса начали в марте 2019-го, а закончили в феврале 2020-го – удивительная скорость! Построили трехэтажное здание, в котором расположили гаражи команд, с центром управления гонками и медиа-центром, достроили часть трассы вне городской застройки и везде переложили асфальт. Стоимость всего проекта оценили в 600 млн долларов. Первоначально гонку хотели сделать ночной, но местные власти настояли на том, чтобы она была дневной – так зрители больше бы увидели «красоты Ханоя».

Вот только гоночные болиды «Ф-1» на эту трассу так ни разу не выехали.

Первый Гран-при отменили из-за коронавируса, а затем посадили в тюрьму лоббиста

В отличие от соседа Китая, по официальным данным Вьетнам вполне неплохо справлялся с первой волной коронавируса. В стране было не так много заболевших, и когда весь мир накрыла пандемия, на тот момент казалось, что Ханой вполне может принять гонку. Помог жесткий локдаун, который ввели в приграничных зонах.

Все покатилось в момент, когда в Австралии прямо в паддоке несмотря на все меры зарегистрировали первый случай заражения COVID-19. Тогда стало понятно, что Австралия, Бахрейн и Вьетнам точно не пройдут в срок. Последние долго не хотели признавать очевидного.

Первый Гран-при в коронавирусный год прошел в июле, а на более поздние сроки перенесли только Бахрейн и Испанию. Трек в Ханое гонку так и не принял, а в 2021-м по вьетнамским ожиданиям прилетел второй удар.

Главного лоббиста, промоутера и по совместительству мэра Ханоя Нгуена Дюка Тюнга уличили в коррупции. Так как все было буквально завязано на нем, то во Вьетнаме, как и в «Ф-1», до последнего не знали, кто вообще будет заниматься гонкой. Так как не нашли ответственного, то проект просто сорвался. Что сделал Нгуен? Как утверждало обвинение – помог местному техническому гиганту провести контрабандой более 260 тысяч различных гаджетов. Ущерб составил миллионы долларов, а сам мэр заработал около 860 тысяч. В итоге его посадили на десять лет.

Претензий к организации Гран-при Вьетнама не было, но процесс застопорился. После этого  государство будто охладело к идее. Ведь тогда они хотели привлечь туристов, но после пандемии весь мир изменился. А выполнять сделки, подписанные подтвержденным коррупционером, всегда политически опасно – потребовалась бы большая смелость. «Ф-1» же быстро нашла другие локации для заполнения календаря – спрос на Гран-при и так чрезмерно высок, и засунуть еще один этап в расписание не просто.

Что сейчас происходит на трассе в Ханое?

За время существования трек в столице Вьетнама не принимал серьезных соревнований. Только в 2023 году там провели «День благодарности «Хонде» – ежегодный фестиваль успехов ее гоночных подразделений, а также несколько мотофестивалей. 

Сейчас трек в Ханое живет только в двух вселенных, обе виртуальные: его можно попробовать в симуляторе F1 2020 от Codemasters и в симуляторе на базе «Мерседеса».

«Первый поворот совершенно слепой, да еще и апекс находится на небольшом уклоне, – объяснял бывший пилот «Хааса» и «Заубера» Эстебан Гутьеррес, который в прошлом был тест-пилотом «Мерседеса». – Выход из второго довольно заковыристый – на машину выпадает много боковой нагрузки.

После пятого и прямой – медленный 90-градусный поворот. В нем важно подготовить выход к следующему – одному из самых сложных виражей, с еще большей боковой нагрузкой. Он очень длинный и непростой с точки зрения сцепления и траектории.

После длиннющей прямой – зона крайне жесткого торможения и шпилька. На ней понижаешь передачи с восьмой вплоть до первой. С 12-го поворота начинается самая сложная часть трека. «Эски», по-моему – одна из самых техничных секторов календаря. Связка 20-го и 21-го очень быстрая – крайне важно найти там верную траекторию. Пространство для ошибок здесь минимально».

Многих людей, которые опробовали трассу в Ханое на домашних ПК или приставках, трек не впечатлил:

  • «Гонки на этой трассе напоминали бы процессию»;

  • «Мне показалось, что на ней ездить не очень-то интересно. Первые два сектора были с длинными прямыми и кольцевыми развязками, а последний представлял собой просто странную последовательность поворотов. Единственные обгоны на этой трассе – это скучные и простые обгоны с DRS»;

  • «В той игре я презирал этот трек. Я никогда не мог его понять»;

  • «Как только я разобрался, мне понравилось. Повороты странные, но как только войдешь в ритм, все становится стабильно. Правда, обгоны вне зон DRS не очень хороши»;

  • «Я нереально уставал. Казалось, что это не один круг, а два»;

  • «Я всегда проходил одну свободную практику, а остальной уик-энд симулировал. На этой трассе очень скучно ездить»;

  • «В противовес остальным комментариям, трасса в игре очень понравилась. Первый и второй секторы были действительно длинными прямыми, на которых ничего особенного не происходило, но на третьем я поймал довольно хороший ритм, что было очень приятно».

Судя по этим отзывам, отсутствие Гран-при Вьетнама в календаре – не трагедия. Мир «Формулы-1» не потерял какую-то уникальную трассу, которая внесла бы разнообразие в календарь. Горевать об этом могут лишь местные болельщики и руководство Ханоя – хотя, кажется, как раз мэрия нашла трассе удобное применение.

Что еще почитать про Гран-при Вьетнама:

Фото: tienphong.vn/Thanh Hieu; vnexpress.net; Gettyimages.ru/Linh Pham