14 мин.

Что случилось на Гран-при Нидерландов: куда пропал Норрис? Откуда на подиуме Аджар?

Все обгоны и быстрые мысли.

Гран-при Нидерландов – первый после второго летнего перерыва «Ф-1» и периода обязательных отпусков и закрытия баз. Он открывает финишный рывок из 10 этапов и перезагружает сезон – ведь август впервые за долгие месяцы выдался спокойным, и командам удалось передохнуть.

Особенно с учетом завершения цикла обновлений: все программы доработки нынешних болидов завершены, и теперь инженеры доделывают лишь точечные изменения под условия конкретных треков. Например, в Нидерланды такие детали привезли только три команды:

● «Ред Булл» чуть догрузил переднее антикрыло для повышения прижимной силы на передней оси;

● «Альпин» поменяла воздуховоды и обвес на задних тормозах – апгрейд под баланс;

● Те же изменения привез и «Заубер»;

● Новую силовую установку получил Изак Аджар на «Рейсинг Буллз», но вынужденно – старая просто сломалась;

Неудивительно, ведь «Зандворт» – узкий трек с большим количеством виражей, высоким требованием к прижимной силе.

Из-за сочетания конфигурации трека, разгона в прямую под уклоном на бэнкинге, температуры воздуха и скоростей в отдельных виражах трек «Зандворта» выдает одну из самых высоких нагрузок на резину по показателю плотности энергии. И для контроля над ее распределением по колесам и ухода от быстрого износа болид нужно идеально сбалансировать – иначе можно ждать пузырение или зернение из-за перегрева поверхности и недогрева каркаса.

А дополнительные сложности подбросил прогноз погоды: не теплее +20 градусов все три дня, постоянные дожди и даже ливни, сильный ветер до 30 км/ч (полный пляжного песка – минус к сцеплению) … Только если в четверг паддок залило и подтопило, то пятничные практики прошли почти полностью в сухой погоде на обычных шинах. С другой стороны, полный хаос с условиями привел к бесконечным вылетам в гравий и авариям – разворачивало даже Льюиса Хэмилтона, а эвакуировали болид Макса Ферстаппена.

Предсказания синоптиков не оправдались и на субботу: трек и паддок заливало и топило только по ночам. Команды на ходу пересматривали план настроек и колебались между актуальным состоянием и потенциальным дождем в воскресенье. В итоге вызов «Макларенам» бросил только Ферстаппен, Аджар воспользовался свежим мотором, а Цунода даже с новым днищем проиграл Максу целых полсекунды.

Перед гонкой: ожидание дождя, расчет стратегий, ремонты и перестановки

Перед гонкой активнее всего работали над болидом Стролла: в пятничном крэше он повредил даже днище и монокок, а в квале добавил к горе разбитых деталей еще и новую подвеску. К гонке его допустили и даже подвинули на одну позицию вверх – ведь Оливер Бермэн отправился на пит-лейн из-за смены силовой установки.

Хэмилтон во время круга выезда нарушил режим желтых флагов – инцидент передали стюардам на рассмотрение после финиша.

Также на случай сухой гонки команды разрабатывали и шинную стратегию с верным выбором стартовых составов: начало на «софте» гарантировало две остановки, когда при выборе «медиума» можно было бы рискнуть и дотянуть с одним пит-стопом в районе середины дистанции.

Начало на «софте» гарантировало две остановки, когда при выборе «медиума» можно было бы рискнуть и дотянуть с одним пит-стопом в районе середины дистанции. «Медиум» проигрывает «софту» 0,3 секунды со старта и обгоняет в районе 12-го круга, а в районе 17-го все составы выдают примерно ту же скорость – только «хард» способен держаться до 30-го.

К старту заезда дождь так и не пошел, хоть температура воздуха и вновь опустилась ниже 20 градусов. Лидеры пелотона взяли самый консервативный вариант – «медиум» для всех, кроме Ферстаппена, Цуноды, Колапинто и Хюлькенберга (у них «софт»). А Окон и Бермэн в фирменном стиле «Хааса» выбрали стратегию пересиживания на «харде». 

Старт и первый круг: битва Ферстаппена и Норриса за подиум, сэйв Макса и обгон Ландо

Ферстаппен выбрал мягкие шины для расширения возможности обогнать-таки «Макларены» на старте – и дважды почти перестарался: сперва вылетел на слишком широкую траекторию при атаке Норриса и едва не вернулся на третье из-за пыльной и песчаной траектории, а затем чуть не укатился с трека.

Стратегия сработала наполовину: Макс заполучил второе. Сэйв с его борта выглядел королевским.

Круче стартовал только Албон: взлетел на 5 позиций и ворвался в топ-10. Леклер опередил Расселла и тут же надавил на Аджара.

А на 4-м круге уже все-таки появились детальные ожидания дождя в ближайшие несколько кругов. «Макларен» терялся в вопросе, потребуются ли «промежуточные», но риск «Ред Булл» оказался еще продуманнее. Пелотон же к 5-му кругу уложился в паровозик DRS.

К 6-му кругу Пиастри оторвался на 3 секунды.

А на 9-м круге Норрис настиг Ферстаппена на прямой и успел разобраться с Максом до начала дождя.

Дождь так и не пришел, первые пит-стопы – на сухие шины

Поскольку к 10-му кругу осадки так и не появились (а по прогнозам вообще к этому моменту должны были закончиться), команды приступили к страховке против капризов погоды – на случай, если он так и не пойдет, или чтобы успеть прогреть покрышки. Первым волну пит-стопов открыл Стролл – сразу на самый жесткий состав.

У Ферстаппена же «софт» ушел уже к 12-му кругу – он отстал от Норриса на 4 секунды. Однако Ландо остался позади Пиастри в тех же 4 секундах – Оскар выиграл больше всех от стартовых заруб.

На 15-м круге Пиастри заметил капли на визоре.

На 16-м круге Леклеру приказали больше ехать накатом – на этот раз «Феррари» перешла в режим экономии и минимизации потенциального риска поломки машины в самом начале гонки, намного раньше обычного.

К 18-му кругу Ферстаппен отстал уже 10 секунд от Норриса, пересидев 5 кругов за пределами окна пит-стопов для самых мягких шин. Стратегия «Ред Булл» все-таки не сработала. Алонсо пошел на пит-стоп вторым – на 19-м круге, и тоже сразу на «хард».

Но только на 20-м круге каплями покрылись линзы некоторых камер на треке – и тогда же на пит-стоп заехали Цунода, Колапинто и Хюлькенберг.

Дождь все-таки пришел: гонки по сырому треку на сухих шинах, крэш Хэмилтона, сэйфти-кар

На 22-м круге Хэмилтон начал скользить на выходе из некоторых быстрых поворотов – и Льюис запросил подрезку. Но первым на 23-м круге обслужили Леклера – и пока Шарль выезжал 9-м, №44 разбил болид и вызвал сэйфти-кар. 

Весь топ-10 заехал в боксы, и Норриса немного задержали из-за падения машины с домкрата. 

Рестарт на 27-м круге – Ферстаппен оказался единственным на «медиуме», но не успел отыграться. Сайнс и Лоусон столкнулись в первом повороте и провалились из топ-10. 10 секунд штрафа досталось Сайнсу.

В очки заехали стартовавшие в подвале Окон и Стролл.

Дождь закончился: битвы за топ-5

На 30-м круге над Задвортом вновь засветило солнце, и Ферстаппен отстал от Норриса на 2 секунды. На него сразу насели даже Аджар и Расселл!

А на 31-м круге включили режим виртуального автомобиля безопасности из-за куска карбона на треке.

Рестарт на 32-м круге – и внезапно Леклер налетел на Расселла и забрал 5-е место у «Мерседеса»! Контратака Джорджа так и не сработала.

Леклер завершил обгон из-за выезда на гравий, но по радио заверил: Джордж захлопнул калитку и не оставил места! Расследование отложили на процедуру после финиша.

Вторая половина гонки: в «Мерседесе» новый №1 – но ненадолго

На 40-м круге разрыв между Пиастри и Норрисом стабилизировался на 1,3 секундах, Ферстаппен отстал на 4 секунды, но оторвался от преследователей. Основная схватка на трассе развернулась за пределами топ-10 – «Хаасы» на стратегии пересиживания всех затормозили.

А на 41-м круге Расселлу передали приказ пропустить Антонелли «с учетом повреждений машины [полученных в схватке с Леклером]». 

Леклеру вновь приказали экономить топливо, и к 44-му кругу Антонелли начал отыгрывать у него по секунде с круга.

На 48-м круге Пиастри и Норрис продолжили давить друг на друга в ожидании пит-стопа напарника, пока Ферстаппен отстал уже на 9,5 секунд.

Планомерное течение гонки прервал пит-стоп Антонелли на 52-м круге – Кими взял сразу «софт», выдал быстрейший круг и вызвал ответ Леклера: тоже на самый мягкий состав. №16 вылетел с пит-стопа прямо перед «Мерседесом» – и Кими просто вынес Леклера на 53-м круге!

Тут же сэйфти-кар, и вновь весь пелотон отправился в боксы. Кими отвалился на 7-е, а Леклер прокомментировал абсолютную ненужность пит-стопа. Судьи оштрафовали Антонелли на 10 секунд и еще на 5 секунд – за превышение скорости на пит-лейн.

Только лидеры взяли «хард» – остальные позади «Макларена» выбрали «софт» для рестарта. Гасли, Бортолето и Алонсо рискнули без нового пит-стопа и поднялись в топ-10.

На 57-м круге у Цуноды сломалась система впрыска топлива – зависание на 40% без возможности поправить.

Финальная часть гонки: битву за подиум решила редчайшая поломка

Рестарт на 58-м круге подарил Ферстаппену новый шанс на атаку «Макларена», но и теперь Макс не дотянулся до лидеров. Только Бермэн улучшил позицию и опередил Стролла в битве за очки.

Тем не менее, оранжевые машины быстро сбросили нидерландца – до 2,5 секунд за 2 круга.

И Ферстаппен на 63-м круге тоже пожаловался на плохую реакцию от силовой установки.

На 63-м круге Бермэн обогнал Гасли и поднялся на 8-е – после старта с пит-лейн!

А на 65-м круге мотор на болиде Норриса задымил, загорелся – и припарковался на обочине. Сэйфти-кар.

Первая поломка «Макларена» за сезон!

Рестарт на 69-м круге под легкий дождь – и Пиастри вновь удержал лидерство, как и Аджар вновь не сдал свалившийся в руки подиум. За круг оба из них оторвались от преследователей на секунду и выскочили из зоны DRS.

Дальше – только нервная поездка на финиш по узкому необгонному треку, и она удалась для всего остатка пелотона.

Итог: первый Большой шлем для Пиастри, новый самый юный пилот на подиуме у Франции, и целая россыпь середняков и аутсайдеров в топ-10.

Эта гонка точно взболтает расклады в обоих зачетах и перевернет пару карьер.

Быстрые мысли: нокаут «Феррари», кошмар Норриса и взлет каждого из середняков

● «Макларен» переехал из Венгрии со всей мощью прижимной силы MCL39 и показательно реализовал преимущество и в квале, и в гонке. Однако кому-то из пары оранжевых пилотов когда-то должно было не повезти со сбоем в надежности – и неудачником оказался Норрис, который чаще оказывался в грязном воздухе в роли догоняющего. Вот почему лидировать так важно.

Теперь между ними вновь 34 очка.

● Радостный Цунода теперь еще нагляднее подсвечивает разницу между Ферстаппеном и любым другим вторым пилотом: даже на машине в той же конфигурации и с новым днищем уступает Максу по 0,5 секунды на быстром и очень коротком круге в 88-89 секунд. В гонке же «Ред Булл» сделал абсолютно все возможное в попытке раскачать «Макларен» – но сдвинуть оранжевых без дождя не представилось возможным.

«Феррари» не смогла даже за перерыв разобраться с новой подвеской: длинные повороты остались ее главной слабостью, где недостаточная поворачиваемость из-за максимальной прижимной силы переходит в избыточную по той же причине. Итог – фатальный для «Зандворта» перегрев резины и неуправляемость в трудных условиях.

«Мерседес» проиграл больше всех от несбывшегося прогноза погоды в квале: вместо благоприятных условий получил «обычный», не слишком подходящий их машине трек. Немцам еще повезло, что температура не вышла за 22-23 градуса, а на соперников навалилось не меньше проблем. В гонке же повезло намного меньше.

● «Астон Мартин» продолжил перспективную серию Гран-при – ведь зеленая машина как раз хороша в генерировании прижимной силы в среднескоростных поворотах. Однако управляемость в виражах с переменным рельефом все еще кошмарная – и она, кажется, довела Стролла до абсолютной фрустрации из-за двух аварий. Только везение и стратегия помогли вылезти повыше.

«Уильямс» налетел на ограничения шасси для трасс с высоким запросом к прижимной силе: синяя машина вроде бы способна настраиваться и на них, но дополнительные 1-2 градуса температуры воздуха и трека выбивают ее из баланса и топ-10. В идеальном состоянии Сайнс и Албон претендуют и на топ-5, но именно погоня за этим идеалом – и главная трудность для маленького вчерашнего аутсайдера.

«Заубер» завалило трафиком, мелкими проблемами и промахами в настройках – и в итоге Бортолето с Хюлькенбергом утонули в пелотоне во время квалы. Итог – временное выпадение из топ-5 Кубка конструкторов.

«Рейсинг Буллз» показали преимущество управляемой и не самой быстрой машиной над норовистой техникой побыстрее – два пилота в топ-10 квалы даже еще мощнее, чем один в топ-5. Аджару же немного повезло: соперники по большей части разбирались друг с другом перед ним и за его задним антикрылом, и потому Изаку оставалось только сконцентрироваться на себе, стараться не допускать ошибок и сохранять позицию. Дебютант справился – и это огромный и мощный скачок для него.

«Хаас» предсказуемо пострадал на короткой трассе с большим количеством быстрых смен направлений и перепадов высот: у инженерного штата еще не хватает знаний для качественной настройки болида под такие условия, соперники слишком ускорились, а совместный симулятор с «Тойотой» пока задерживается в разработке и производстве. Дальше оставалось только надеяться на обычную стратегию пересиживания всех подряд на жестких составах – и сработало!

«Альпин» признала и ошибочность раннего отказа от программы доработки, и поспешность со сменой Дуэна и Колапинто, и бесполезность попыток компенсации нехватки мощности жертвами от шасси: теперь даже на «их» трассах у французов недостаточно информации и окна настроек для быстрого вливания в битву за топ-10. А «очковое окно» быстро упустили еще в начале сезона.

Следующий раунд – уже через неделю в «Храме Скорости»: Гран-при Италии в Монце стартует 5 сентября!

Что еще почитать о Гран-при Нидерландов?

Фото: IMAGO/Eibner-Pressefoto/Memmler, Florent Gooden/Keystone Press Agency/Global Look Press