16 мин.

Шефа «Феррари» валят? Пресса его уничтожает, президент молчит, Хэмилтон – за перемены

Кто виноват в страданиях Скудерии?

В Италии есть люди, которые никогда не спят. Нет, речь не о мафии – это тифози «Феррари» ждут успехов с огромными синяками под глазами. Они зачеркивают месяцы и годы на календаре до «следующего точного нашего» и не пропускают ни единой весточки из Маранелло, чтобы понять – ну когда уже?

А главных поставщиков таких новостей-инсайдов из стана Скудерии не так много: Gazzetta Dello Sport (и ее подразделение Corriere Dello Sport), Corriere Della Serra, итальянский раздел Motorsport, сайд-проекты их журналистов со слухами, не прошедшими в основные издания, и блог живущего неподалеку от завода команды журналиста Лео Туррини.

Первые два принадлежат RCS MediaGroup, в которой почти 10% держит Диего Делла Валле – нынешний член совета директоров «Мазерати», LVHM (один из главных спонсоров «Ф-1») и… «Феррари» до 2012-го. Еще один в совете директоров – Марко Тронкетти Провера, вице-президент поставщика шин для серии «Пирелли».

Это достаточно осведомленные люди – например, «Мазерати» входит в концерн «Стеллантис», которым управляет президент «Феррари» Джон Элканн, а головной офис компании расположен в Модене близ Маранелло. Все боссы итальянского автопрома и автоспорта связаны, знакомы друг с другом и знают, где и кого какие сети инсайдеров в каком издании – выдать что-то крупное в GdS или СdS про Скудерию без ведома верхушки «Феррари» практически невозможно или очень опасно. А для «не прошедших фильтр» новостей или слухов (или слишком мелких для центральных изданий) журналисты этих китов и завели сайд-проекты типа Formula Passion. Ближе только AutoRacer – его финансирует «Феррари» напрямую.

Итальянский раздел Motorsport – авторитетная и уважаемая редакция, люди которой постоянно присутствуют в паддоке. Она обычно стремится проверять слухи и разговаривать с агентами всех сторон, но достаточно аппетитно перемалывает информацию из источников, которые не вызывают у них сомнений.

И журналист-блогер Лео Туррини – один из самых старых авторов на тему «Феррари». В общем-то он почти каждый день пишет только о Скудерии и настроениях в Маранелло – поскольку живет рядом и обладает кучей контактов. Детали его инсайдов могут быть не всегда точными (хотя бы потому, что он много общается с линейными сотрудниками, до которых не все доходит в конечном виде, а решения временами меняются), но настроения внутри базы он всегда передает в точности.

И перед Гран-при Канады сразу три пушки из этого грандиозного медиаарсенала – GdS, CdS и итальянский Motorsport – дали оглушительный залп по шефу Скудерии Фредерику Вассеру: его пост и позиция под угрозой.

У шефа «Феррари» истекает контракт, его пока не продлевают и тщательно анализируют итоги

Все медиа сошлись в одном: действующий контракт Фредерика Вассера истекает в конце 2025-го, переговоры пока не ведутся, а ведь Скудерии уже нужно закладывать структурную основу под переход на новый регламент в 2026-м.

Итальянская редакция Motorsport открыто недоумевает: «Удивительно, что никаких обсуждений о продлении еще не было. Возможно, переговоры проходят в полной тишине, но у ряда наблюдателей есть ощущение, что между Фредом и владельцами настал «ледниковый период».

La Gazzetta dello Sport уточняет причины задержки – «работа Вассера сейчас под лупой руководства».

А Corriere della Sera пальнула еще громче: якобы топ-менеджмент «Феррари» Джон Элканн и Бенедетто Винья тщательно анализирует работу Вассера. Руководство подозревает, что Фредерик не слишком хорошо погружен во внутренние дела команды и должен нести личную ответственность за слабые результаты – так что если его план по прогрессу к середине-концу сезона не сработает, то с французом попрощаются.

Основной кандидат на замену тоже назван: босс программы «Феррари» в гонках на выносливость Антонелло Колетта.

У него как раз мощнейшая позиция: его Скудерия только-только выиграла третий «Ле-Ман» подряд, а в 2025-м забрала пока все гонки сезона.

Причем и программа гиперкаров, и Колетта в ее главе – креатуры Элканна, он и продвигал возвращение на «Ле-Ман» 50 лет спустя:

«Джон Элканн с интересом следит за всем, – написал в блоге колонку-ответ Лео Туррини. – Он очень не любит, когда с ним начинает ассоциироваться имидж неудачника. В минувшем марте он дал это понять, без колебаний уволив тренера «Ювентуса» Тиаго Мотту, которого сам же и назначил – из-за результатов.

Переносить футбольную логику на автоспорт было бы совершенно неправильно, но у «Феррари» есть и другая команда. Та, которая побеждает.

Возвращение «Феррари» на вершину в «Ле-Мане» можно считать бриллиантом в короне Элканна за его время в Маранелло. Он к этому стремился, занимался этим проектом, и в процессе ему пришлось выдержать немало критики в свой адрес. Впечатляют надежность гиперкаров, уровень результатов и эффективность, с которой работает руководство программы. Антонелло Колетте не знакома турбулентная атмосфера «Ф-1», но он – человек Элканна».

Да, сравнение сокрушительное. Правда, по слухам, Колетте уже несколько раз предлагали роль босса в «Ф-1» – и он отказывался, но сразу после третьей победы та же Gazzetta выпустила новый текст с посылом «доверие Элканна к Антонелло сейчас выше, чем когда-либо, пока «Феррари» – единственная из топ-команд «Ф-1» без побед». Триумф Хэмилтона в спринте на Гран-при Китая, очевидно, в Италии не котируется.

А «Феррари» есть чем возразить? Вассер обрушился на журналистов – за распространение слухов

Реагировать на сложные моменты и неудобные вопросы всегда можно по-разному, но именно стиль реакции многое говорит о реальном положении вещей и подходе.

И сейчас Вассер выступил совсем не как обычно – за ним закрепилась роль полуироничного спокойного добряка, но на эти слухи он прямо взорвался.

«Мне нужно сохранять спокойствие, ведь я не хочу закончить походом к стюардам [за мат].

Дело не во мне, я могу с этим справиться. Когда я стал руководителем команды, я понимал, что нахожусь под ударом. Полагаю, с этим довольно легко справиться. Скорее, речь о людях в команде, которые очень упорно трудятся, а им говорят, что этого человека заменят, другого заменят, третий бесполезен.

Ты вбрасываешь имя, и, на мой взгляд, это неуважение к ним, к их семьям. Такое уже было в прошлом году с главой отдела аэродинамики. Всплывали и другие имена в этом сезоне.

Это приводит к потере концентрации. Когда сражаешься за титул, важна каждая деталь. А мы с начала уик-энда говорим только об этом. Если стремились поставить команду в такое положение, то цель достигнута. Но, думаю, таким способом мы не можем выиграть чемпионат, по крайней мере, не с такими журналистами.

Честно говоря, это очень и очень сурово со стороны этих журналистов. Не хочу грести всех под одну гребенку, но они должны учитывать, что у этих людей есть семьи, жены, дети, и это полное неуважение.

Когда вбрасывают имена или придумывают, что мы кого-то наняли, хотя это не так, или пишут, что Шарль [Леклер] переходит в «Мерседес» в следующем году, думаю, причина в том, что журналисты хотят собрать клики или дестабилизировать команду. Может, и то, и другое. Как бы то ни было, если хотят поддержать команду или быть с ней рядом, они это не делают.

Мы должны задать себе правильные вопросы, почему «Феррари» не побеждает уже много лет. Мы поменяли руководителя команды, поменяли пилотов, поменяли фактически все – не изменилось лишь одно.

Моя позиция шаткая по определению. Я как футбольный тренер. Мы знаем: когда берешься за такую работу в «Феррари» или где-то еще, ты всегда под ударом».

Хэмилтон тоже поддержал шефа – и напомнил, что он вообще-то был одним из главных факторов перехода.

«Слышать о подобных историях не слишком приятно. Мне очень нравится работать с Фредом. Фред – это главная причина, по которой я оказался в этой команде, по которой я вообще получил эту возможность и за которую буду всегда благодарен.

Да, дела идут не лучшим образом, но я здесь для того, чтобы работать и с командой, и с Фредом. Я хочу, чтобы Фред работал в этой команде. Я верю, что Фред – именно тот человек, который приведет нас на вершину. То, что люди пишут в прессе – полная чушь.

Люди придумывают все эти истории о том, что я больше не хочу гоняться и рассматриваю возможность ухода. Притом, что я только начал выступать за «Феррари». Могу сказать, что я здесь на несколько лет, я здесь надолго. И мыслями я здесь, а не где-то еще. Так что никаких сомнений у меня нет. Пожалуйста, перестаньте придумывать все эти истории».

О чем вообще Вассер? Ведь инсайды говорят только про него?

Ответный наезд на итальянскую прессу действительно вышел немного странным: шеф Скудерии начал говорить о других сотрудниках, о давлении, о главе отдела аэродинамики, о потенциальном уходе Леклера в «Мерседес»…

Хотя в трех инсайдах упоминалось лишь рассмотрение Шарлем выхода из контракта, и то вскользь.

Под «главной отдела аэродинамики» явно имелись в виду старые слухи, тоже вброшенные La Gazzetta dello Sport, о переманивании из «Ред Булл» шефа соответствующего департамента Энрико Бальбо. Впоследствии оказалось, что он отказался от перехода и продлил контракт с нынешней командой.

Точно так же под лупой прессы за последний год оказался и новый технический директор Лоик Серра. Вассер, похоже, в режиме «наболело» свалил в кучу все случаи, когда итальянская пресса что-то выносила в публичное поле о динамике внутри «Феррари».

И он изложил, как выглядит реакция внутри команды на такие публикации: перестановки в руководстве любого отдела вызывают перестановки и в линейном персонале, каждый шеф подбирает структуру и рядовых сотрудников под себя. Часто такая смена ведет к мини-перестройке, и потому стресс от слухов насчет одного человека спускается на всех его подчиненных. С учетом традиций «Феррари» по части внутренних схваток за власть и полномочия – Вассер выдал вполне понятные опасения.

Но виновны ли журналисты? На самом деле вряд ли: Скудерия жила под пристальным вниманием еще со времен великого Энцо. Фраза «команда – вторая религия» – не преувеличение, потому пресса и стремится преподносить публике любые крупицы информации о Маранелло и их осмысление. Это не гонка за кликами и читателями как таковая – среди тифози в принципе есть широкий запрос на подобные вещи. Потому сам основатель марки перестал ездить на гонки и делегировал туда на общение с прессой секретарей – часто вообще без опыта в автоспорте, а бывших юристов и банкиров.

Другой способ борьбы с разрушительным влиянием эмоций публики на команду вывел технический директор эпохи Тодта и Шумахера Росс Браун.

По легенде, он удивился тому количеству сил и времени, которое его подчиненные тратят на беспокойства и обсуждения высказываний в прессе о них – и запретил чтение и вообще пронос любых итальянских газет в офис технического штаба. Впоследствии практику распространили на всю базу.

Но ведь такой масштабный вброс не появился бы без оснований?

Более чем: в итальянской прессе принято тщательно перемалывать любые слухи о «Феррари», но одинаковые публикации во всех главных медиа явно похожи на координированный вброс. И из-за связей внутри индустрии он точно не смог бы пройти мимо одобрения фигур вроде Элканна – или не вызвать последствий. Пока что никакой ответной реакции от шефов не последовало – значит….

Но зачем Элканну это? Видимо, он действительно считает, что со своей стороны сделал все для успеха команды в «Ф-1», а Вассер за три своих года должен соответствовать. И, вероятно, ему надоело слышать после каждой неудачной гонки обычные фразы Вассера в стиле «нам нужно сохранять спокойствие и концентрироваться на себе, потенциал есть». Слухи об изучении его работы – как бы послание: «Реализовывай потенциал сейчас».

И это явно идет в противоречие с основным движением команды. Фредерик все эти годы пытается завершить ментальную перестройку в «Феррари» – изменить «культуру поиска виновника» на «культуру ответственности». А инсайды в трех главных изданиях только возвращают к старой рамке мышления. Возможно, кто-то в Маранелло недоволен изменениями – оттуда и вбросы про «непонимание внутренних дел».

Но насколько лично Вассер может быть виновен в нынешнем положении?

С одной стороны, у шефа действительно есть неудачи:

● именно он временщиком возглавлял технический штаб после ухода предыдущего директора Кардиле и назначения нового. Именно при нем реализовывался проект полностью новой машины, в которой не изменили заднюю подвеску – и которую теперь пожарно переделывают к Гран-при Великобритании. В таком смысле можно действительно заподозрить, что он не слишком хорошо представлял себе дела в штабе, или не слишком здорово разрулил процесс – и тогда бенчмарк по этапу на «Сильверстоуне» как результат цикла даже оправдан;

● из-за переделки машины процесс обновления сдвинулся на вторую половину сезона, и теперь Скудерия рискует пересидеть на нынешнем проекте, упустить время с ресурсами и хуже подготовиться к 2026-му и смене регламента;

● он так и не сумел привлечь звездных инженеров под Хэмилтона, на что надеялись при подписании Льюиса – Ньюи выбрал «Астон Мартин», да и слухи о других не оправдались;

● он не сумел сохранить внутренний мир между сторонами Леклера и Хэмилтона – в итоге пилоты сходятся на трассе в жесткой борьбе, требуют преимущества по тактике и пропуска вперед от напарника, а Шарль перестал помогать Льюису с настройками и ушел по своей ветке;

● так и не сумел настроить работу гоночных инженеров – их высказывания по радио по-прежнему вгоняют в ступор не только наблюдателей и зрителей, но и самих гонщиков. Прямые вопросы игнорируются, зато даются страницы ненужной и бесполезной информации;

● за три года культурный разворот в «Феррари» так и не завершился.

Есть, конечно, и положительные стороны:

● пит-стопы «Феррари» теперь быстрейшие – именно за этот аспект Вассер лично взялся в первое же межсезонье и организовал более 1200 репетиций процесса за первую же зиму;

● стратегия тоже стала смелой, вменяемой и перспективной – но только когда и мостик, и пилоты приходят к взаимному пониманию, по какому плану едут и зачем;

● может, Вассер не смог перетащить много инженеров-звезд, но переманил десятки спецов и руководителей «второго разряда» у прямых конкурентов вроде «Мерседеса» и «Ред Булл», а также добавил талантами из гигантов вроде «Порше» и «Хонды». Не говоря уже о широкой кампании по привлечению самых-самых из команд-середняков;

● переход Хэмилтона не состоялся бы без него.

Но, кстати, с трансфером Льюиса и заключается самая большая проблема: ведь Вассер фактически играл уже техническую роль по интеграции Хэмилтона в команду. Переманивал и подписывал чеки Джон Элканн, причем, похоже, без особенной консультации с боссом команды – оттого такая внезапность в объявлении даже для Сайнса.

Вассеру фактически навязали такого суперагента со стороны, сломав план по строительству команды – и вместо разработки нового Фредерику пришлось активно разгребать последствия:

● и встраивание суперзвезды в коллектив с другой суперзвездой;

● и перестройка абсолютно новой машины для суперзвезды;

● и попытки сгладить последствия каждого интервью суперзвезды в стиле «ну когда уже новинки, все очень плохо». Нарратив Вассера каждый раз противоположный: он обещает обновления, но подчеркивает наличие потенциала в машине и настаивает на лучшей работе.

Потому все выглядит так, словно Хэмилтон вступил в заочный спор со всей структурой «Феррари» – и пригласивший его Джон Элканн на его стороне.

О чем говорит только финальное интервью Льюиса после Гран-при Канады:

«Мой менталитет таков, что в системе нужно сделать много изменений. За кулисами многое происходит.

Я бы хотел рассказать о многих вещах, чтобы объяснить, что произошло в этом году, какие у нас были проблемы и что происходит внутри организации. Но моя цель – попытаться оказать положительное влияние, попытаться добиться изменений, чтобы мы могли быть успешными в долгосрочной перспективе.

Нам нужно многое изменить. Для меня главное – заложить фундамент. Мы не боремся за чемпионство».

Да, Хэмилтон не называл имен инженеров, но чем его заявления в остальном отличаются от инсайдов прессы?

Все указывает на возвращение «Феррари» к прежней эмоциональной схватке за власть. И не важно, правда ли Вассер виноват: его план так и не дошел до конца. Нужен новый план – c новым шефом или со старым. В этом смысле любые перестановки ничего не изменят.

Вот только в 2026-м ожидается грандиозная смена регламента – и моторная, и по части шасси. Скудерия еще не включилась на полную в разработку проектов для следующего года и уже отстает от конкурентов. А представьте, какой хаос начнется в первые месяцы года, если команду еще и возглавит (даже лучший) инженер без опыта в «Ф-1»!

Следующий год будет ваш, говорите?

Что еще почитать о ситуации в «Феррари»?

Фото: Gettyimages/Clive Rose / Staff, Clive Mason / Staff, Rudy Carezzevoli / Stringer, Jared C. Tilton / Staff, Zak Mauger / Staff, Valerio Pennicino / Stringer; Charly Lopez/Keystone Press Agency/Global Look Press