10 мин.

«Он повел себя как таксист, сошедший с ума в пробке». «Ф-1» бурлит после маневров Ферстаппена

Ферстаппен – самый обсуждаемый персонаж прошедшего Гран-при Испании.  

За несколько минут на Макса свалилась куча проблем: машина безопасности уничтожила удачную, но рискованную стратегию, переход на жесткие шины со слабым сцеплением (других свежих не осталось) обернулся вынужденным сейвом и упущенной позицией на рестарте, а за пару кругов до финиша Ферстаппену и вовсе сказали пропустить Джорджа Расселла.

Почему? Макс не вписался в первый поворот после рестарта и срезал. Из-за нелегального получения преимущества судьи начали расследование – и чтобы избежать штрафа (еще и при плотных временах после сэйфти-кара), «Ред Булл» решил подстраховаться. Правда, Макс идею не оценил и выдал страннейший маневр против «Мерседеса»:

Итог – штраф в 10 секунд, падение на 10-е место, один штрафной балл до дисквалификации и пока что главный скандал сезона. Причем штраф был бы даже без контакта: по правилам после сдачи позиции нельзя атаковать в следующих двух поворотах.

На следующий день после гонки Макс успокоился, признал ошибку (без прямых извинений перед Расселлом) и попросил прощения у «Ред Булл».

Но поток возмущений уже не остановить.

В «Ред Булл» защищали Ферстаппена: списывали все на эмоции

Руководитель команды Кристиан Хорнер после гонки постарался охватить в одном комментарии все трудности, через которые прошел Макс, – видимо, чтобы подчеркнуть страдания самого №1:

«На рестарте Макса сорвало, Шарль [Леклер] поравнялся с ним. Казалось, что он [Шарль] повернул в него влево, и теперь они отчитываются перед судьями (никого наказывать не стали – Спортс”). А затем, очевидно, Джордж попытался воспользоваться ситуацией в первом повороте – и все вышло предельно на грани.

Судя по недавнему опыту и недавним инцидентам, тут все субъективно. Вы запрашиваете разъяснения у ФИА – в частности, у судьи – а в ответ ничего. Видите, что инцидент под расследованием. Все признаки указывали на то, что это будет штраф.

Максу передали, чтобы он вернул позицию – что его, очевидно, огорчило и вызвало у него недовольство. Ведь ему казалось, что, во-первых, [в первом повороте] ему не оставили места, а во-вторых, что Джордж не полностью контролировал свой маневр.

После разговора с инженером он решил вернуть позицию в пятом повороте – и там произошел контакт между двумя болидами. У меня не было возможности услышать точку зрения Макса.

Стюарды признали его виновником столкновения – и он получил 10-секундный штраф и несколько [три] штрафных баллов, к сожалению. Это печально, ведь вместо легкого подиума мы получили всего одно очко».

Советник «Ред Булл» Гельмут Марко также отмечает, что с Ферстаппеном приключилось слишком много неприятного:

«Он довольно долго держался впереди, а затем столкнулся с проблемами из-за выбора шин. Но как я сказал, у нас не было других комплектов, мы не знали, что эти шины окажутся настолько ужасными в плане прогрева. Это вызвало определенное разочарование, которое выразилось в его пилотажном стиле.

Мы понимали, что нужно пойти на риск – чтобы у нас вообще хотя бы были шансы. Так мы выбрали стратегию с тремя пит-стопами. К сожалению, в конце нам помешала машина безопасности. У нас остался только «хард» – и это явно оказались неподходящие шины. Их было очень трудно прогреть.

И мы увидели после рестарта неудачный маневр у Макса – но так бывает. Когда рискуешь, се может сложиться и по-другому. Очевидно, Макс столкнулся с отсутствием сцепления из-за плохих шин. Он едва не потерял контроль. А затем была ситуация с Леклером. Не хочу больше вдаваться в подробности».

А насчет столкновения с Расселлом:

«Надо оставить это на усмотрение стюардов, но я вижу это скорее как гоночный инцидент. Ситуация была напряженной. Очевидно, Макс расстроен, если сражается так».

На защиту нидерландца также встал журналист и бывший менеджер команд «Ф-1» (в частности, «Уильямса») Питер Уиндзор. Причем во всех грехах обвинил «Ред Булл»:

«Судьи изучили ситуацию и решили не принимать дальнейших действий. Не было необходимости говорить Максу, чтобы он отдал позицию Джорджу.

Конечно, потом все «святоши» и циники говорили, что Макса нужно дисквалифицировать, что это был типичный Макс Ферстаппен.

Для меня это выглядело так, будто все его старания швырнули ему в лицо. В конце концов настоящий виновник – «Ред Булл». Даже сейчас, когда я говорю это, я ошеломлен тем, что они попросили его уступить позицию».

«Такое поведение – позор». Максом недовольны соперники, эксперты и бывшие пилоты

Естественно, оппонент нидерландца Джордж Расселл не оценил действия соперника:

«Я был так же удивлен, как и вы, ребята. Прежде я видел подобные маневры в симуляторах и картинге – но не в «Ф-1». В конце концов мы финишировали на четвертом месте, а он – на 10-м. Не знаю, что творилось у него в уме. В тот момент его действия выглядели преднамеренными – так что это было удивительно.

Не мне судить [стоило ли дисквалифицировать Ферстаппена]. Прямо сейчас я не собираюсь делиться мыслями по этому поводу, потому что нам нужно разобраться с собственными проблемами.

Мы пытаемся ускорить болид. Машина безопасности в конце все перемешала. Решать, был ли контакт намеренным или нет, – это задача стюардов.

Макс – потрясающий пилот. За ним наблюдают так много людей. Жаль, что подобное продолжает происходить. Это кажется совершенно необязательным – и он сам никогда не извлекает пользу из таких ситуаций».

Руководитель «Мерседеса» Тото Вольфф присоединился к словам подопечного:

«Это дорожная агрессия. Он повел себя, как некоторые таксисты в Риме или Неаполе, которые сходят с ума в пробке.

Я не понял, что он пытался сделать. Когда он выезжал из четвертого поворота, то вообще не ускорился, и я подумал, что у него проблема с болидом. Джордж его обогнал, но затем Макс снова закрыл калитку.

Если причиной стала ярость, это неприемлемо. Казалось, что он пропускает Расселла, чтобы пристроиться за ним, но я не могу объяснить такое поведение. Это неконтролируемый и опасный настрой – без логики или уважения».

Австриец также позволил себе пофилософствовать и даже вспомнить напичканный скандалами 2021 год:

«Такую модель поведения мы наблюдали у великих чемпионов прошлого во всех видах спорта – не только в «Ф-1». Чтобы выкладываться на полную, ты предпочитаешь думать, что весь мир против тебя, в то время как в действительности это ты тот, кто ошибся, – и мир вовсе не настроен против тебя. Мы не видели ничего подобного от Макса несколько лет – хотя я никогда не забуду 2021-й».

Бывший пилот «Ф-1» Ральф Шумахер описал действия лидера «Ред Булл» более грубым способом:  

«Такое поведение Ферстаппена – это просто позор. Четырехкратному чемпиону «Формулы-1» не нужно так себя вести. Я не знаю, что на него нашло. Да, я понимаю, что он в тот момент был расстроен, но это не оправдание. Видимо, в этой гонке Макс осознал, что дела идут не так хорошо, как он надеялся, и что обновления болида «Ред Булл» не сработали так, как рассчитывали в команде».

Чемпион 1996 года Дэймон Хилл тоже не оценил поступок нидерландца:

«Это было немного неразумно. Может, он решил, что уже выполнил требование «вернуть позицию»? В остальном – перебор. Как обычно».

Возмутился и аналитик Sky Sports и бывший пилот Энтони Дэвидсон:

«На выходе из четвертого поворота Ферстаппен явно замедлился и позволил Расселлу совершить обгон – но Джордж не успел пройти вперед. Не было момента, когда Расселл оказался бы впереди. Макс не пропустил его.

Макс решил: «Нет, я не позволю ему пройти». С чрезмерной скоростью он вошел в поворот – и когда он это делал, когда нырял в поворот и таранил «Мерседес», он полностью контролировал болид. Как будто это возмездие за произошедшее в первом повороте. Джордж очень быстро нажал кнопку радио, сказав: «Что это сейчас было?»

Мне не нравится эта ситуация – будь то последствия закипевшей крови или нет. Думаю, это было намеренное столкновение. И мне это не нравится. Не могу его винить за все, что произошло до этого, но этот инцидент – тут Макс виноват на 100%».

Среди недовольных самым сдержанным, пожалуй, оказался эксперт издания The Race и бывший технический директор команд «Ф-1» Гэри Андерсон:

«Второй контакт – или мне лучше сказать столкновение – с Расселлом вышел за рамки допустимого. 10-секундный штраф опустил Макса с пятого на десятое место. Но разве его это волнует? Нет, потому что он хочет побеждать. Но порой тебе нужно заработать столько очков, сколько возможно».

Самое радикальное мнение – Ферстаппена нужно было дисквалифицировать

Бывший босс гоночной программы «Мерседеса» Норберт Хауг в шоке от всей ситуации: его удивил не только штраф, но и пост Ферстаппена, где он признал ошибку:

«Я и представить себе не мог, что за подобное нарушение его так [слишком слабо] оштрафуют. Ну, по крайней мере, сегодня он извинился.

При этом в его извинении не хватает двух простых слов. А именно: «Извини, Джордж». В любом случае, такого вообще не должно происходить. Хорошее начало, но хотелось бы, чтобы и закончилось все хорошо.

Вот почему я ожидал от Ферстаппена, что он скажет: «Я приношу извинения Джорджу, ФИА, всем зрителям». Ведь Макс – это человек, которым многие восхищаются, с которого берут пример. И не просто так. Ведь он является безусловно лучшим гонщиком «Фомрулы-1» в данный момент. И должен вести себя соответственно».

Автор издания Autosport Стюарт Кодлинг тоже намекнул на то, что наказание не совсем соответствует «преступлению»:

«В 2015-м Дэн Тиктум получил бан на два года в MSA Formula [нынешней британской «Ф-4»], который отложили на год. Он получил его за обгон во время режима машины безопасности, чтобы догнать пилота, с которым он столкнулся на первом круге, и врезаться в него.

Гоночные болиды – это огромные сосуды энергии. Когда они сталкиваются, эта энергия должна куда-то перейти. Использовать их как орудие из-за мелкой злобы невероятно опасно – опасно не только для самих пилотов, но и для маршалов со зрителями.

В этом контексте 10-секундый штраф Макса – это очень легкое наказание».

Что Хауг, что Кодлинг сделали явные намеки – но все-таки не стали прямо говорить о необходимости дисквалифицировать Ферстаппена. В отличие от чемпиона 2016 года Нико Росберга – который не стал ходить вокруг да около:

«Все это выглядело как преднамеренный удар. Дожидаешься соперника, а потом таранишь его – делая с ним то, что он, как тебе кажется, сделал с тобой ранее в первом повороте.

Это абсолютно неприемлемо. И по правилам, как мне кажется, Максу должны были показать «черный флаг» [знак дисквалификации]. Если ты целенаправленно сбрасываешь скорость и поджидаешь соперника, чтобы протаранить его – это «черный флаг», да».

А что думаете вы?

Что еще почитать про безумство Ферстаппена:

Фото: Gettyimages.ru/David Ramos, Clive Rose, Mark Thompson