Хэмилтон пока не понимает «Феррари»: в чем именно проблема?
Льюис Хэмилтон дебютировал за «Феррари» – на первом этапе сезона-2025 в Австралии.
И не сказать, что удачно: в квалификации чувствовал себя неуверенно, развернулся во второй части сессии, а в итоге оказался только 8-м. Сомнительной вышла и дождевая гонка: вместе с финишем на 10-м месте Льюис познал сложность работы с инженерами и стратегами «Феррари» и сделал пару выводов на будущее.

«В команде сказали, что ливень будет совсем коротким, и я подумал, что смогу продержаться, ведь половина трассы оставалась сухой. Но мне не сказали, что приближается новый заряд дождя, и потом осадки внезапно пошли с новой силой. В результате проблема была в нехватке поступающей информации.
Риккардо [Адами, гоночный инженер Хэмилтона] отлично поработал. Мы постепенно учимся работать вместе, все лучше узнаем друг друга. Мы обязательно пройдемся по гонке, обсудим все комментарии, разберем, что я говорил ему, и наоборот», – сказал семикратный.
В слабом результате на первом Гран-при нет ничего удивительного: до предсезонных тестов, во время них, до первого уик-энда и уже по ходу самого Гран-при Австралии Хэмилтон постоянно напоминал, что адаптируется к «Феррари» и что этот процесс затяжной.
После 12 лет в «Мерседесе» британец попал в новую среду, где инженеры используют другой язык (даже с точки зрения технических терминов), а болид обладает уникальной философией.
Уик-энд в Австралии подчеркнул, насколько Льюису непросто в новой команде.
Хэмилтон пытался подстроиться под стиль Леклера, но Шарль лучше понимает машину

Леклер выступает в «Феррари» с 2019-го (со второго сезона в карьере) и гораздо лучше знает команду и ее особенности – в этом его главное преимущество перед напарником.
«Я продолжаю работать, чтобы лучше разбираться в доступных инструментах. И это интересно, ведь на примере Шарля Леклера я вижу, как он просто знает, что именно ему делать, потому что он уже очень давно выступает за эту команду. Я пока медленно собираю кусочки пазла», – говорил Льюис после пятничных практик.
Как раз во второй тренировочной сессии многие заметили, что Хэмилтон и впрямь внимательно следил за Леклером. Настолько, что даже попробовал скопировать его стиль.

Однако пока не совсем удачно. В среднескоростных поворотах преимущество оставалось за монегаском.

Суть в том, что у Льюиса и Шарля отличается подход к пилотажу.
Хэмилтон предпочитает позднее торможение, при котором он поддерживает стабильность машины. При входе в поворот и в нем самом Хэмилтон совершает множество корректировок, работая передними шинами и стабилизируя поведение задней части.
Леклер же использует двухэтапный подход, особенно эффективный в медленных и среднескоростных поворотах – он лучше в борьбе с недостаточной поворачиваемостью. Шарль не полностью отпускает газ в поворотах и постоянно работает с ним. Льюис раньше выжимает всю скорость – но именно в поворотах (где время отыгрывается за счет пилотажа) он проигрывает.
Разница хорошо видна на примере шестого поворота (данные со второй практики): первое – скорость, второе – разница в темпе, третье – использование педали газа.

Посмотрите, как Леклер отыграл у напарника пару сотых за счет плавной работы с газом. Среднескоростной шестой поворот как раз особенно требует поддержания скорости, поскольку после него начинается первая зона открытия крыла. На телеметрии отлично видно, как за счет придержанного газа Шарль сохраняет более высокую скорость, чем Льюис.
В квалификации монегаск опередил Хэмилтона ровно по этой же причине. К примеру, в 12-м повороте (вторая белая стрелка; тоже среднескоростной) Льюис использовал газ на 20% меньше напарника.

Шарль в итоге недалеко уехал: взял 7-е место на старте – всего на одну позицию выше напарника. Но разница во времени заметнее – 0,218 секунды. Хотя Хэмилтона все устраивает, ведь, опять же, монегаск понимает «Феррари» гораздо лучше.
«Небольшое отставание от Леклера? Да, я определенно доволен. Шарль выступает за эту команду 7 лет, он знает эту машину вдоль и поперек. Нет, не конкретно этот болид, конечно, а общую концепцию и характеристики болида «Феррари», он знаком со всеми инструментами и так далее.
Я же пока только изучаю все эти вещи, и то, что в первой квалификации я оказался так близко к нему, меня определенно устраивает», – подводил итоги субботы Хэмилтон.
В воскресенье все начиналось по-новому: дождевые условия сводили на нет большинство данных предыдущих дней, а команды отправлялись в гонку практически вслепую – это первый Гран-при, никто толком на разобрался в особенностях новых машин.
Поэтому Хэмилтону было вдвойне тяжелее.
Гонка собрала все проблемы: к адаптации Хэмилтона прибавился не самый быстрый болид

Еще накануне старта Льюис осознавал все трудности: он ни разу не пилотировал болид «Феррари» в дождевых условиях, не знал, какие настройки используют в команде в таких ситуациях и как будут работать тормоза.
Хэмилтон не мог даже примерно определиться с предпочтениями по настройкам машины – настолько не освоился в Скудерии:
«Обычно, возвращаясь в боксы при возникновении какой-то проблемы с машиной, ты, при наличии опыта, можешь сказать: «Хорошо, я хочу работать в этом направлении». Но сейчас я не знаю, какие именно инструменты использовать в таких условиях. Так что поначалу мне придется сильно полагаться на моих инженеров – и они пока великолепно справляются со своей работой.
Вообще есть много инструментов и режимов, с которыми я еще только разбираюсь. Смотришь на какой-то режим работы и спрашиваешь: «Ой, а я этого никогда не пробовал, что оно делает?»
Общие ощущения от болида «Феррари» совсем другие. Поведение машины на торможении и баланс при прохождении поворотов сильно отличается от того, что было в «Мерседесе». Здесь совсем другой механический баланс, совсем другой баланс поведения машины на высоких и низких скоростях», – рассказывал британец перед гонкой.
Тему про дождевые настройки сильно раскрутили: некоторые журналисты сообщали, что «Феррари» изначально делала ставку на дождь, потому квалификация в сухих условиях и получилась неудачной. Но на самом деле ничего особенного тут нет. Итальянский обозреватель Зандер Аркари вспомнил слова Карлоса Сайнса на прошлогоднем этапе в Бразилии – тогда тоже были дождевые условия, а испанец как раз пилотировал болид Скудерии.
«Правда в том, что в наше время не существует дождевых настроек. Есть только тормозной воздуховод, который вы настраиваете, чтобы влиять на температуру шин. Вот и все», – рассказывал Сайнс.

Так что проблемы нового SF-25 перекочевали из квалификации в гонку. Да, дело было не только в адаптации Хэмилтона, «Феррари» и сама не в лучшем состоянии (отсюда и слабые результаты Леклера).
Один из инженеров рассказал, что команда пока не понимает основу работы болида: данные говорят, что у машины отличная скорость, однако в действительности она теряет стабильность, а контрмеры в виде работы с асфальтом и температурами пока ограничены. Более того, даже при идеальной квалификации инженеры рассчитали, что болид отыграл бы у прошлогодней версии всего 0,6 секунды – у «Макларена» и «Мерседеса» прогресс в 1,2 секунды.
И пока в «Феррари» ждут прогресса на следующем Гран-при в Китае, Хэмилтон рассказывает о трудностях прошедшего этапа:
«Гонка получилась сложной и прошла намного хуже, чем я думал. Болидом было очень, очень сложно управлять. Что касается меня, то я просто доволен, что удержался подальше от стен – ведь именно туда большую часть времени сносило машину.
Предстоит многое почерпнуть из гонки. Я продолжаю привыкать к работе нового двигателя в дождевых условиях. Он требует других настроек, другого подхода к пилотажу и других настроек на руле.
Я держался столько, сколько мог, в какой-то момент даже вышел в лидеры. Мне просто не хватало указаний касательно количества ожидаемого дождя. Думаю, мы упустили свой шанс».
Как бы там ни было, пока Льюису можно многое простить. Бесконечные разговоры об адаптации – отнюдь не пустые: как рассказывал бывший напарник британца по «Мерседесу» Валттери Боттас, двигатель «Феррари» сильно отличается от немецкого агрегата. Финн перешел в 2022-м в «Альфа Ромео» (нынешний «Заубер»), где опробовал мотор Скудерии и столкнулся ровно с теми же трудностями, что и семикратный:
«Работа с батареей по ходу гонки отличается. С силовой установкой «Феррари» многие вещи делаются в ручном режиме, а в «Мерседесе» было много автоматических режимов для атаки или защиты. С «Феррари» же больше ручного управления, по крайней мере в нашей команде, больше ответственности на пилоте. […]
Когда я только пришел в команду, то столкнулся с другой терминологией, другой философией картографии и так далее. Я подумал: «Ух, придется непросто». Но на самом деле все прошло довольно хорошо, я чувствую себя комфортно», – рассказывал Боттас весной 2022-го.
Валттери разобрался – разберется и Хэмилтон. Просто ожидания от результатов Льюиса невероятно завышены: семикратный чемпион за рулем «Феррари» – это сочетание вызывает слишком много эмоций. Нужно принять, что №44 нужно время, чтобы освоиться в новой среде – это скажется на результатах в первых гонках.
Хотя и затягивать с адаптацией не стоит. Все-таки статус и опыт должны дать о себе знать – ведь если подобные проблемы продолжатся и через несколько месяцев (скажем, ближе ко второй половине сезона), то тут уже претензии будут более справедливы.
Что еще почитать про Хэмилтона:
Радио «Феррари» как искусство «Ф-1»: мудрецы с мостика достали и Леклера, и Хэмилтона!
«Могу гонять и до 50 лет». Что делает Льюис Хэмилтон, чтобы держать суперформу
Провал «суперталанта» в «Ф-1»: разбил болид до старта и разрыдался. Утешал даже отец Хэмилтона!
«Льюис, ты нас кинул!» Новый сезон шоу про «Ф-1» от Netflix в шутках и мемах
Что случилось на Гран-при Австралии: дождевой фестиваль аварий, редчайший ляп Ферстаппена
Фото: Gettyimages/Clive Rose / Staff, Mark Thompson / Staff
По сути - статья оч интересная, спасибо!
Он просто левый Чемпион. Заработал титулы за команду космовозов, не заслужено. А теперь пусть отгребает!
Михаель Шумахер хоть всегда был в топе! И его имя нарицательное!
Кстати, РБ в теплую погоду и в дождь стали работать сильно лучше чем в практиках и тестах.
И да, Антонелли. Начали уже хвалить, но тут прорыв в финальной части гонки за счет удачной тактики, хаоса рестартов и обгоны все-таки были случайно забравшихся высоко середняков. На отрезках темп был сильно ниже чем у Рассела.