8 мин.

Индианаполис 500

Любой человек, хоть сколько-нибудь разбирающийся в автоспорте, знает, что такое Инди 500. Этот сверхскоростной марафон стоит в одном ряду с Гран При Монако Формулы 1 и 24 часами Ле-Мана в элите мирового автоспорта, а для американцев являет собой настоящую икону гонок и исключительный день в году. О сражении в Монте-Карло я Вам рассказывал, и теперь пришло время проанализировать события главной заокеанской гонки.

500 миль Индианаполиса стартовали буквально через несколько часов после того, как на княжеских улочках финишировал 6 этап Королевы автоспорта. Эти две гонки, являясь символов отдельных гоночных миров: европейского и американского – буквально диаметрально противоположны по своему характеру. И, если в Монако максимальная скорость лишь 280 км/ч, вследствие чего дистанция Гран При эксклюзивно сокращена до 260 километров, то в Индианаполисе, 365 км/ч, это средняя скорость, показанная на четырех кругах обладателем поул-позишн!

В американских гонках другой спортивный регламент. И даже квалификация дорожных и овальных гонок проходит по разным правилам. На легендарнейшей же гонке планеты этот регламент и вовсе исключителен. В Инди 500 до старта допускается 33 машины. Квалификация проводится за неделю до гонки. В субботу выявляются 24 сильнейших пилота, для 9 из которых проводится импровизированный «суперпоул». Так называемый Pole Day. Днем позже организуется розыгрыш оставшихся позиций, где распределяются места с 25 по 33. И данный «утешительный» заезд носит имя Bump day.

Если говорить о лицах, то поул-позишн, впервые в своей карьере на «Старой Кирпичнице» (изначально, ввиду плохого качества асфальта в Америке, трассу полностью переложили кирпичом) выиграл Райан Бриско, а победителем «квалификации для неудачников», на кону которой стояло 25 место, стал Себастьян Бурдэ. Если же говорить о других экс-пилотах Формулы, то, прежде всего, стоит отметить Рубенса Баррикелло, который, дебютировав на овале, показал лучшее в своей короткой индикаровской карьере 10 место. Другой дебютант, 10-летний пенсионер F1, Жан Алези показал последнее, 33 время и квалифицировался лишь только потому, что никаких других соискателей на стартовую решетку Индианаполиса не было… Без двух недель 48-летний француз проиграл поул-позишн невероятные 26,4 км/ч средней скорости и с таким темпом мог рассчитывать на попадание на стартовую решетку легендарной гонки лишь в 1988 году! Во все последующие годы (в которые, кстати, гонщик и выступал в F1) Алези просто не квалифицировался бы, однако, как уже было сказано выше, исключительные обстоятельства, связанные, в первую очередь, с отсутствием индикаровских моторов и спонсорских денег, не позволили кому-либо еще мечтать об Инди 500.

Так или иначе, Жан вместе с Симоной де Сильвестро был снят с дистанции черным флагом уже после 9 кругов из 200 за слишком медленную езду. Французский «столбик» был просто опасен для по-настоящему быстрых конкурентов! Однако не стоит так сильно уничижать Алези. Да, он никогда не был пилотом класса Баррикелло (Рубенс проиграл темпу поула лишь 2 мили/ч), но и в его руках был далеко не конкурентоспособный болид. Жан управлял машиной команды Fan Force United, которая выступает во втором дивизионе американских формульных гонок Indy Lights. Более того, на его болиде, как и на HVM Racing Симоны, стоял мотор Lotus. Как известно, двигатели из Норфолка не только уступали конкурентам десятки лошадиных сил, что не позволяло бороться даже за попадание во второй сегмент квалификации, но и постоянно теряли мощность и выходили из строя. При этом британцы порой и вовсе не предоставляли новых моторов командам взамен испустивших дух! Ситуация, естественно, привела к разрыву контрактов с Lotus всех команд серии, за исключением оказавшихся крайними HVM, за которую выступает де Сильвестро и эксклюзивной машины Алези. Тем не менее, француз хотя бы получил возможность реализовать свою давнюю мечту, стартовав в 500-мильной гонке, и уже изъявил желание бросить вызов Америке через год. Ведь участвовать Инди ему удалось благодаря спонсорству Дани Бахара и Lotus, послом которого и является Алези.

Что до более быстрых пилотов, то на стартовой решетке бал правили более мощные и совершенные двигатели Chevrolet, на которых трио пилотов Andretti Autosport превзошли титулованный дуэт Penske, проиграв лишь Бриско.Обладатель поула не долго возглавлял пелетон, и первые желтые флаги (так называемый, «коушен» в Америке), появившиеся уже на 14 круге, вызвали массовую волну пит-стопов, лидером из которой вышел 25-летний Андретти! Внук легендарного Марио, выигрывавшего не только титул F1, но и Индианаполис 500, возглавлял пелетон дольше всех своих соперников. Однако, как и в дебютной для Марко гонке в 2006, повторению успеха деда образца 1969 года не суждено было сбыться, ибо в Andretti Autosport провели ставший финальным пит-стоп своего питомца ровно в тот момент, после которого появилась очередная серия желтых флагов. В результате Марко откатился на 9 позицию между Сервией и Баррикелло и за 13 2,5 мильных овальных витков до финиша, слишком глубоко зайдя на апекс атакуя испанца, разбил свой болид о бетонную стену…

Не стоит удивляться данному определению, употребленному мной. Да, Индианаполис это профилированный трек, но трек особенный. Здесь нет настоящих, серьезных виражей, позволяющих одинаково быстро проходить повороты по разным траекториям. Профиль поворотов в Инди лишь 9 градусов и есть только одна правильная траектория с четырьмя апексами по ходу круга. Именно поиск ее и грамотное торможение перед внутренней точкой трека является залогом успеха и главной сложностью легендарного спидвея.

Потому не только молодой американец ошибался. Еще раньше, за 20 кругов до финиша не удержал болид его гораздо более возрастной соотечественник. Эд Карпентер (Вы считали его аутсайдером?), едва поменяв мотор с Lotus на Chevrolet, показал поистине блестящую скорость и на последних кругах боролся за подиум с Уилсоном и Сато. Однако натиска экс-пилотов F1 американец выдержать не смог и потерял задний мост своего болида на выходе из поворота, сумев избежать контакта со стеной, но заглушив мотор… В итоге, получив традиционную помощь американских комиссаров (а в Инди это спецбригады, которые проходят специальные курсы и тренировки маршалов), смог продолжить борьбу, но финишировал лишь 21. Впереди двух представительниц прекрасного пола Лег и Беатриз, но позади последнего из мужчин, четырехкратного чемпиона Champ Car Себастьяна Бурдэ…

Но как же развивалась борьба за победу? На последней четверти дистанции пилоты Ganassi и победители Инди 500, Дарио Франкитти и Скотт Диксон прочно обосновались в лидерах, и суметь помешать красным болидам мог только Тони Канаан и… Такума Сато! Если от чемпиона IndyCar 2004 года такого еще можно было ожидать, хотя бы по выслуге лет, то от горячего японца, стартовавшего 19, никак нет! Тем не менее, именно экс-пилот Формулы 1 оказался главным конкурентом дуэта Ganassi в борьбе за победу на оставшихся 6 кругах, на которые и был дан финальный рестарт после аварии Андретти. Канаан, уходивший лидером на последний зеленый флаг, невероятным образом провалился и уже на отсечке отдал потенциальную победу пилотам Чипа Гэнесси. Такума Сато же, напротив, за 2 круга до финиша разбил слетанную пару Ganassi и на последнем круге пошел в атаку за лидерство…

Год назад в последнем повороте 500-мильной гонки новичок Джей Ар Хильдебранд разбил свой болид, упустив победу… На этот раз, все вышло не менее драматично, и атака Сато на финальном круге гонки закончились для японца разворотом и ударом о бетонную стену на огромной скорости… Франкитти не собирался уступать и не предоставил места на внутреннем радиусе Такуме. В прошлом году Сато первым сошел в гонке, а теперь последним…Таким образом, выброшенный перед финальным кругом желтый флаг зафиксировал позиции и Дарио Франкитти после провального начала сезона одержал третью победу в Инди 500, сравнявшись с Кастроневесом. Впереди только Рик Мирз, Эй Джей Фойт и Эл Анзер.

Серия из четырех побед подряд Penske прервалась. Honda выиграла дебютную гонку в сезоне. Причем крах команды Седого Роджера был тотальным. Ни трехкратный победитель 500 миль Индианаполиса Хелио Кастроневес, замкнувший десятку, ни обладатель поула Райан Бриско, финишировавший пятым, ни лидер чемпионата Уилл Пауэр в борьбе с четырехкратным чемпионом IndyCar шансов не имели.

Более того, победитель трех последних гонок и вовсе сошел, когда перед ним разбил болид Майк Конвей. Однако лидерство в серии все равно остается за австралийцем. Уилл по-прежнему имеет 200 очков в своем активе, но традиционная особенность Индианаполиса, благодаря которой тройка призеров получают не 50-40-35, а 54-44-42 позволяют соперникам заметно приблизиться, и шанса на очередной беспроблемный сход у Пауэра больше нет. Кастроневес и Хинчклифф, делящие вторую строчку, уступают австралийцу «лишь» 36 очков.

И надо отдать должное победителю. Франкитти не помешал потом Honda, позволивший квалифицироваться лишь 16. Не помешал удар на пит-лейн Эрнесто Визо во время первой серии желтых флагов, когда действующий чемпион был отправлен венесуэльцем в разворот. Не помешал серьезный прессинг со стороны партнера Диксона и других конкурентоспособных оппонентов.Шотландец не зря четырехкратный чемпион. И несмотря на неделей ранее отмеченное 39-летие, он продолжает бороться за победы. Несмотря на обескураживающее начало сезона, действующий чемпион смог переломить ситуацию и сделал это в самый важный момент. Он знает, что такое упорство и воля к победе. К своему титулу Дарио шел 10 лет… Еще молодым проиграв титул Монтойе по дополнительным показателям при равенстве очков, он так и не покорил серию CART и долго не мог вкатиться в IRL. Однако теперь он лучший.

В конечном счете Франкитти выиграл. Выиграл год спустя Дэна Уэлдона, дебютировавшего победой в прошлом году в Инди и погибшего в Лас-Вегасе 5 месяцами спустя.Следом за Дарио финишировал его напарник Диксон, который хоть и стартовал на позицию выше и всю вторую половину дистанции каждый круг менялся с Франкитти во главе пелетона, повторить успех 2008 года не смог. Сато не только лишил новозеландца пространства для маневра, обогнав Скотта на предпоследнем круге, но и исключил все шансы на атаку желтыми флагами на последних 2,5 милях.

Что же до третьего призера, то им стал Тони Канаан, принеся первый подиум KV в сезоне и достигнув планки результативности команды Калховена-Вассера прошлого чемпионата. Благодаря этому успеху бразилец опередил своего соотечественника, напарника и друга Баррикелло, после череды неудач выйдя на 9 место в первенстве. Рубенс же, невзрачно финишировав 11, обосновался на такой же позиции и в личном зачете, кстати, в обрамлении пилотов, которые могли выиграть Инди 500 в прошлом году и в этом, если бы не разбили болид на последнем круге. Хильдебранду Баррикелло уступает очко, а Сато, располагающего ровно сотней зачетных баллов, бразилец опережает на два.Теперь нас ждет захватывающее зрелище из пяти уик-эндов подряд, первый из которых состоялся. Мичиган, Техас, Висконсин, Айова представят удивительный американский марафон, включающий в себя две ночные гонки в Форт-Уорте и Ньютоне. Уже через три дня моторы взревут на квалификации городской трассе в Детройте в борьбе за победу в Firestone Fast 6.

И я заранее извиняюсь, что не смогу Вам в традиционном формате регулярно описывать события грядущих гонок ввиду надвигающейся сессии. Но уверяю Вас, статьи выйдут по всем этапам, просто единым блоком. Любите гонки, до встречи на следующих Гран При!

Статья опубликована в авторской колонке