«Формула-1» богата и успешна как никогда: вселенная, где очень много долларов
Только цифры.

Автоспорт – мир больших денег, и «Формула-1» всегда выступала его венцом. Особенно с учетом ее уникальности. Чемпионат, проходящий в ключевых точках планеты, с доступом ко всей мировой публике и на ТВ, и в реальности – многие ли топовые соревнования могут похвастаться таким же?
И «Формула-1» сейчас – самый быстрорастущий спорт и по общему числу зрителей, и по подписчикам в соцсетях. Причем она еще и единственная расширяющая молодую аудиторию возраста 18-35 лет – остальные даже самые богатые чемпионаты вроде НФЛ или НБА только пытаются воспроизвести ее успех.
Но как завоевание США, Азии и остального мира в последние годы сказалось на цифрах? Денежная динамика – часто лучший индикатор истинного «здоровья» бизнеса, и владелец чемпионата американская медиаимперия «Либерти» как раз отчиталась о финансовых результатах за 2024-й. Все они – вновь рекордные, и благодаря им команды ценны как никогда, зарабатывают на гонках почти сотни миллионов и все щедрее платят пилотам.
Вот все важное оттуда:
● Заработок за весь 2024-й – $3,65 млрд (+14% к рекордному 2023-му). 32,8% – ТВ, трансляции и лицензии, 29,3% – взносы за Гран-при и продажа ВИП-билетов, 18,6% – спонсорские сделки.
● Операционная прибыль выросла до $492 млн – на $100 млн по сравнению с 2023-м.
● Главные источники дополнительной выручки – продажи машин и оборудования для нового цикла «Формулы-2».
● Однако зарегистрированы снижения маржи на проведении Гран-при Вегаса: выросли арендные платы и стоимости перевозки грузов (как и все остальные организационные затраты). Они почти поглотили рост выручку от продаж ВИП-билетов во всех остальных этапах.
● Общая телеаудитория – 1,6 млрд человек.
● Средняя мировая телеаудитория гонки – 66 млн человек.
● 97 млн подписчиков во всех медиаканалах.
● 6,5 миллионов проданных билетов на Гран-при (+9% по сравнению с 2023-м).
● Количество подписчиков F1TV выросло на 15%.
● Призовые выплаты командам выросли до $1,266 млрд против $1,215 млрд в 2023-м (их ведут за предыдущий год – то есть, например, в 2025-м начнут платить за 2024-й). Рост на те же 9%.
А сколько призовых получают команды?

У «Формулы-1» выплата призовых напрямую завязана на Договор согласия – сделку между командами и серией на участие в чемпионате. Ее подписывают раз в несколько лет, и там оговаривается количество допустимых Гран-при в календаре, требования к машинам и проценты распределения.
Например, сейчас «Ф-1» не имеет права переступать порог 25 этапов, а команды обязаны выставить по два болида на 20 заездов, чтобы сохранить право на выплаты.
Общий объем призового фонда зависит от итоговой аудированной выручки «Ф-1» – командам достается примерно половина. Однако точный процент постоянно «плавает» в зависимости от нескольких аспектов вроде налогов и курса валют – потому точные суммы за год формируются и устанавливаются ко «дню инвестора». В этом году он запланирован на май, однако прямо сейчас можно прикинуть, что команды получат в районе 1,7 млрд на всех.
Призовые в «Ф-1» выплачиваются по формату «за предыдущий сезон» – то есть в 2025-м будут платить за 2024-й.
В отчете за прошлый год наконец раскрыта точная сумма фонда – его распределили по результатам 2023-го в соответствии с процентами за результат в Кубке конструкторов, бонусами за исторические достижения (количество попаданий в топ-5 Кубка конструкторов за последние 5 лет) и особого персонального исторического бонуса для «Феррари» – за одно ее присутствие на решетке.

● Бонусы позволяют «Феррари» зарабатывать больше всех при любой позиции в Кубке конструкторов. Теперь – 222,6 млн.
● «Хаас» получил меньше всех – 64,6 млн. Однако все равно смог добрать до потолка расходов благодаря новым спонсорам и партнерам.
● Потолок расходов на болид и команду – около $145 млн в год. То есть попадание в топ-3 уже позволяло теоретически выходить в прибыль только на одном участии в гонках – а с ростом доходов «Ф-1» планка будет только снижаться.
Теперь все команды стоят не меньше $1 млрд
Американское издание Sportico – аналог Forbes для спорта – выпустило оценку команд «Формулы-1» за 2024-й как раз по данным призовых и выручки. По ним эксперты и формировали итоговую приблизительную стоимость гоночной организации как компании – теперь даже для покупки самого беспросветного аутсайдера придется выложить не меньше 1 млрд.

Общая оценочная стоимость составила $23,1 млрд.
Тем временем взнос для вступления новой команды (11-й – сейчас в процессе присоединения находится «Кадиллак») оценивается в $450-600 млн – без затрат на строительство базы и наем персонала (еще ориентировочные $250-300 млн).
А еще пару лет назад предшественник «Кадиллака» в ростере желающих вступить в элитный клуб «Андретти» и требования в $200 млн взноса называл «завышенными».
А сколько зарабатывают гонщики?
Гонорары пилотам и трем самым высокооплачиваемым работникам команд вынесены из-под потолка расходов, потому затраты на них определяются только финансами организаций со спонсорами, а также мастерством переговоров.
Нидерландское издание Racingnews365 традиционно составляет самый реалистичный приблизительный топ выплат (с «гарантированными» бенефитами по контрактам, но без бонусов и рекламных доходов) – и его в 2025-м вновь возглавил действующий чемпион мира.

Общий банк всей стартовой решетки «Ф-1» в сезоне 2025-го составляет 262 млн долларов, причем практически половина приходится на Макса Ферстаппена и Льюиса Хэмилтона.
● В прошлом году на 20 пилотов тратили 268 млн, ровно половина уходила на топ-3. Получается, банк уменьшился за счет смены опытных пилотов на волну новичков, при этом влияние топов стало больше. Только Скудерия теперь тратит под 100 млн за сезон лишь на базовую зарплату!
● Меньше всех – дебютанты из собственных академий (около 500 тысяч по самым верхним оценкам).
● Больше всех – Макс Ферстаппен (65 млн). Да, больше призовых «Хааса» – рассуждения чемпиона о намерениях создать собственную гоночную организацию-вертикаль перестают выглядеть фантастическими.
● Льюис Хэмилтон предположительно получит больше денег от самого перехода в «Феррари», но существенная часть пока неизвестной суммы – обещанные вложения и соинвестиции в его проекты от босса и владельца компании Джона Элканна. Их не оценить одной цифрой и не подвести как «контракт в «Ф-1».
● Для сравнения зарплат гонщиков с самыми высокими гонорарами инженеров и боссов: только-только приступивший к работе в «Астон Мартин» «технический консультант и партнер» бывший главный конструктор «Ред Булл» Эдриан Ньюи (автор всех их победных болидов) заработает около 20 млн за сезон и получит пакет акций команды.
А шеф «Макларена» Зак Браун заработал 37 млн – 6,5 млн гонорара, а остальное – комиссионными за рекламные и спонсорские сделки.
Что еще почитать о деньгах в «Ф-1»?
В чем тайна спроса на «Феррари»? Это марка решает, продать ли вам машину
Забудьте старую «элитарную» «Ф-1» – теперь она рубит кассу на всем. От презентаций команд до детей
Автосимвол США ломится в «Ф-1» без малейшего понимания правил. Жгут впустую деньги миллиардера
Бывший мойщик машин – самый высокооплачиваемый босс «Ф-1». Чем он так хорош?
Последнее испытание Хэмилтона: доказать, что он в «Феррари» не ради рекламы
Adidas оденет «Мерседес» для «Ф-1»! Реванш за сборную Германии + свежий облик команды без Хэмилтона
Финансам «Ред Булл» в «Ф-1» предрекали крах без спонсоров Переса. Угрозы оправдались?
«Ф-1» убирает в ротацию трек-монумент для новых Гран-при. А почему шейхоэтапы неприкасаемы?
Фото: Gettyimages/Ryan Pierse / Staff