Как прошли тесты «Ф-1»: аутсайдер-сенсация, топов подозревают в читерстве, все недовольны
В Бахрейне прошли единственные предсезонные тесты «Формулы-1» – через две недели состоится Гран-при Австралии, первый этап сезона-2025.
В пустынном Сахире команды получили три дня для обкатки болидов, изучения прогресса и адаптации новых пилотов, а у фанатов и журналистов наконец появились темы для обсуждения – начиная с изменений в иерархии пелотона и заканчивая странностями на трассе.
Что за странности? Да просто вечером в среду на автодроме отключился свет (позже командам дали дополнительный час), а в пятницу тесты прерывали из-за осколков стекла с пит-уолл, которые попали на прямую после неудачного прилета камня с трассы (он улетел после контакта с болидом «Хааса» Оливера Бермэна). А через семь минут после этого в зоне безопасности между 9-м и 10-м поворотами появился автобус, перевозивший персонал – и сессию вновь остановили.
К аномалиям можно добавить и необычную аравийскую погоду: первые два дня тестов температура не превышала 15 градусов (в среднем было на 20 градусов прохладнее, чем в дни местного Гран-при), а в четверг и вовсе в бахрейнских пустынях прошли дожди.
Обстановка, мягко говоря, нестандартная. Вопросов осталось много – но хотя бы это для тестов норма. К тому же, даже в таких условиях мы получили первое – пусть пока теоретическое – представление о сезоне-2025.
Хэмилтон продолжает привыкать к болиду «Феррари». В Скудерии предпочитают не думать о других командах
Ключевая тема межсезонья – адаптация Льюиса Хэмилтона в «Феррари».
После 12 лет в «Мерседесе» семикратный пересел за руль абсолютно другого болида – с иной философией и особенностями. В Скудерии даже используют совершенно другие термины, из-за чего Льюис с первых дней погружен в работу и обучение. «Феррари» за несколько недель до предсезонки организовала британцу частные тесты на болидах прошлых лет, чтобы он привык к концепции машины и работе мотора.
Тесты в Бахрейне в какой-то степени стали продолжением адаптации Хэмилтона. Льюис выполнял программы по подготовке к сезону и налаживал контакт с механиками и инженерами.

«Думаю, весьма рано говорить [о том, насколько мне подходит болид «Феррари»], но мне нравится эта машина, – говорил Хэмилтон в четверг. – Мы с командой постепенно сближаемся. Вчерашний день прошел так себе. В целом все нормально. Мы выполнили весь план. Тестируем разные вещи. Я не занимаюсь настройкой болида и не указываю, в каком направлении хочу развивать машину. Мы просто изучаем то, с чем имеем дело.
Сегодня я больше занимался взаимодействием со своим инженером. На данный момент мне все нравится. Есть еще много всего, что нужно изучить. Я каждый раз стараюсь понемногу становиться лучше.
Настройки здесь совершенно иные. Даже простое смещение тормозов или что-то в этом духе заметно отличается от того, с чем я имел дело до этого. Так что тут дело не в том, чтобы забыть то, чему я учился. Речь скорее о том, чтобы научиться заново, освоить новый подход к работе и манеру управления болидом.
Этой машиной нужно управлять по-другому [по сравнению с «Мерседесом»]. И это очень здорово изучать. Пока что я чувствую себя комфортно за рулем болида. Он реагирует на мои действия».
Тем не менее Льюис признает, что ситуация далека от идеала. И это не скрывают и в самой «Феррари»: в последний день тестов Хэмилтон не смог проехать длинный отрезок из-за «аномалии» в телеметрии (по версии Autosport, у Скудерии возникла проблема с гидравликой коробки передач), а сама машина запомнилась трудностями с поиском баланса – об этом прямо заявил Шарль Леклер.
Тем не менее это рабочие моменты – для выявления таких недостатков и нужны тесты. Все-таки глобальных проблем у SF-25 никто из экспертов не заметил. В самой же команде предпочитают работать, а не рассуждать о расстановке сил.

«Мы не имеем никакого представления о темпе, – говорит руководитель «Феррари» Фредерик Вассер. – Мы знаем количество топлива и режим мотора, которые использовали сами – про других мы ничего не знаем.
Можно сколько угодно спекулировать, но если вы посмотрите на первую сессию [прошлогодних тестов], то там Ферстаппен был на секунду быстрее нас – и это не отражает то, как в итоге сложился сезон. Честно, я думаю, что это [рассуждения о расстановке сил] спекуляции и трата времени.
Нужно просто сконцентрироваться на собственной работе, проверить, насколько данные по балансу и работе аэродинамики совпадают с нашими ожиданиями. Я доверяю своим парням».
Прошлогодние проблемы «Ред Булл» никуда не делись. Автор болида «не так доволен, как хотелось бы»

В прошлом году «быки» проиграли Кубок конструкторов и потеряли статус быстрейших в пелотоне. Во многом виноват капризный RB20: болид очень плохо поддавался настройке, баланс постоянно ускользал. Потому в 2025-м технический отдел в первую очередь сосредоточился на создании широкого окна настроек.
В первый день тестов все удивились: это же прошлогодний RB20! Казалось, что «Ред Булл» практически ничего глобально не поменял.

Шеф «быков» Кристиан Хорнер не согласился:
«Мы хорошо поработали зимой. И хотя внешне болид не особо отличается от прошлогоднего, он во многом другой – в частности, в тех зонах, которые скрыты от глаз».
По словам техдиректора Пьера Ваше, у болида новые днище и система охлаждения, а также изменилась задняя подвеска. После первого дня в команде звучала уверенность, что все работает как надо.
«На длинных отрезках мы смотрелись очень конкурентоспособно, болид был быстрейшим, – утверждал советник «Ред Булл» Гельмут Марко. – Поведение машины стало более предсказуемым, она нормально реагирует на изменения в настройках. В общем, говоря о прошлогодних проблемах, я считаю, что ситуация стала лучше, а может, мы и вовсе со всем разобрались».
Только вот дальше все пошло не так гладко: в четверг на болиде Лиама Лоусона, которому отвели весь день, возникли проблемы с давлением воды в моторе – из-за чего команда потеряла время (возможно, именно поэтому «быки» проехали меньше всех на тестах – 304 круга).
На следующий день с трудностями столкнулся уже Макс Ферстаппен. Механики поставили обновления в виде нового носового обтекателя и переднего крыла, так что пришлось изучать работу болида по-новому.

И как отмечают эксперты из паддока, в реальности «Ред Булл» так и не разобрался с рядом прошлогодних проблем: к примеру, машина до сих пор страдает от плохого баланса и избыточной поворачиваемости на выходах из поворотов – отзывчивость на том же уровне, что и в 2024-м.
На наличие трудностей указывает и тестовая программа команды: ближе к концу финального дня Ферстаппена несколько раз выпустили на трассу с «флоу-визом» (краской для визуализации потоков воздуха) на понтонах – дважды с правой стороны, один раз с левой. Это говорит о том, что «Ред Булл» все еще пытался найти ответы и разобраться в принципах работы болида.
После тестов Ваше подтвердил, что все идет не лучшим образом:
«Тесты прошли не так гладко, как мы с командой ожидали, но лучше обнаружить проблемы сейчас, чем потом. Вот почему мы здесь – чтобы понять машину. Я не так доволен, как хотелось бы, ведь временами болид вел себя не так, как нам было нужно.
Но мы движемся в верном направлении – просто, может быть, прогресс оказался не таким большим, как ожидалось. Нужно над этим поработать перед первой гонкой и дальнейшим развитием болида».
Здесь еще не стоит забывать о том, что по факту «Ред Булл» спустил часть ресурсов в никуда. В прошлом году топовые команды (особенно «Макларен» и «Мерседес») активно работали над гибкостью крыльев – и зимой 2025-го «быки» решили наверстать упущенное. На тесты они привезли, пожалуй, самое гибкое переднее крыло:
Такое же нашли и у «Мерседеса» с «Астон Мартин»:



Гибкое крыло позволяет регулировать поведение болида при изменении скорости – однако перед стартом сезона-2025 (когда команды определились с концепцией и основой машин) ФИА ужесточила правила проверки переднего крыла. Изменения вступят в силу на Гран-при Испании.
Как уже отметил Хорнер, для «Ред Булл», который вложился в технологию больше всех, это означает «потерю денег», а сезон поделится на этапы до Испании и после. И все это на фоне не самых удачных тестов.
Есть ощущение, что Ферстаппену будет нелегко сохранить чемпионский статус.
«Макларен» кажется быстрейшим, но с оговорками
После неожиданного триумфа в 2024-м «Макларену» оставалось просто увеличить возникшее преимущество. Судя по данным с тестов, команда с этим прекрасно справилась.

Хотя Ландо Норрис показал лучшее время в среду, в остальные два дня ни один из пилотов «Макларена» не оказался в первой тройке – но для тестов это совершенно не важно.
Главное – темп, который новый MCL39 выдал во время симуляции гонки. В четверг Норрис проехал вместе с Леклером и Антонелли по три длинных отрезка на разных шинах (С3/С2/С1 у Ландо и С3/С1/С2 у Шарля с Кими, где С1 – самый жесткий комплект): на последнем «Макларен» снимал у конкурентов секунду за круг, а по сумме всех отрезков и вовсе опередил других на 31 секунду.
Конечно, стоит учесть, что нам неизвестно, какие режимы моторов и какая загрузка топлива использовались командами. Да и в самом «Макларене» расценивали отрезки скорее как возможность изучить поведение шин, хоть и в весьма специфичных условиях. Команда из Уокинга традиционно испытывала проблемы на местном этапе, так что хороший и стабильный темп может быть обусловлен холодной погодой, а полученные данные заметно отличаться от гоночной действительности.
Настораживают и отзывы в самом «Макларене»: по ходу тестов Норрис отметил нестабильное поведение задней части болида – однако руководитель команды Андреа Стелла настаивает на том, что это просто особенность трека.
«Комментарии Ландо насчет нестабильности сзади справедливы. В то же время я бы удивился, если бы в Бахрейне никто не пытался ограничить поведение задней части и сцепление. В какой-то степени такие ограничения свойственны данной трассе», – отметил Стелла.
В «Макларене» весьма аккуратно оценили показатели машины на тестах.
«Мы собрали хорошие данные с длинных отрезков и гоночных симуляций, – рассказывал Андреа, – но к любой полученной нами информации стоит относиться с осторожностью. Нужно оставаться внимательными, ведь полученные данные очень специфичны.

Когда мы прибудем на первые гонки сезона, нагрузка на шины, требования с точки зрения взаимодействия болида с шинами будут полностью отличаться. Судя по данным, полученным в Бахрейне, болид хорошо справляется с износом шин, но условия в эти дни были слишком своеобразные.
Кажется, что в этом году болид адаптировался к требованиям трассы в Бахрейне чуть лучше, чем в прошлые сезоны – но условия настолько уникальны, что могут скрывать некоторые традиционные проблемы, которые могли сохраниться у нас».
Как бы там ни было, большинство экспертов сходится во мнении: «Макларен» – быстрейший болид в начале сезона-2025, пусть и с, вероятно, небольшими недостатками (а у кого их не бывает?).
В «Мерседесе» не знают, справились ли с ключевой проблемой. Но пока выглядят классно
Наибольшее количество пройденных кругов на тестах (458), предсказуемое поведение машины и уверенность в прогрессе – примерно так можно описать три дня в Бахрейне для «Мерседеса». Как отметил главный гоночный инженер Эндрю Шовлин, команде удалось «сделать большие шаги вперед» во многих областях, где в прошлом возникали трудности.
«Мы продуктивно провели три дня тестов, – сказал новый лидер «Мерседеса» Джордж Расселл. – Команда проделала огромный объем работы, чтобы подготовить нас к тестам и помочь преодолеть значительную дистанцию. Все три дня прошли без проблем, машина работала хорошо. […] Мы собрали значительный объем данных и знаний, что дает возможность добиться дальнейшего прогресса и улучшить машину в преддверии Гран-при в Мельбурне».
Порадовал даже 18-летний новичок команды Кими Антонелли: его темп на длинных отрезках не уступал временам Шарля Леклера и превосходил скорость другого юниора – Лиама Лоусона из «Ред Булл».

Конечно, Антонелли много ошибался, блокировал шины – однако это естественная часть обучения. В «Мерседесе» не раз подчеркивали, что рассматривают сезон-2025 как адаптацию Кими перед новым регламентом. Потому ошибки итальянца воспринимаются как должное.
К сожалению, весь этот позитив омрачает неизвестность. Погода в Бахрейне получилась аномально прохладной, а по опыту прошлого сезона это идеальные условия для болида «Мерседеса». В 2024-м «серебряные» выиграли в Австрии, Великобритании, Бельгии и Лас-Вегасе – и везде погода была далеко не теплой. В последнем случае команда и вовсе взяла дубль (Расселл тогда оторвался от Хэмилтона на семь секунд!) при 18 градусах. А ведь по ходу уик-энда температура и вовсе падала до 11 градусов – ночной Вегас был самым холодным этапом сезона.
«Я немного волнуюсь, ведь при таких условиях мы должны быть быстрее всех на две секунды! – пошутил сначала Тото Вольфф, но потом сделался серьезным. – С точки зрения гоночного темпа Лас-Вегас был единственным ярким моментом в прошлом году – и сейчас мы не настолько быстры. Так что либо мы разобрались с этой проблемой и сделали болид более сбалансированным при любых условиях, либо нет.
Мы уже посмеялись над этим – над тем, потеряли ли мы свою фишку. Посмотрим. Я не знаю».
Лучший прогресс у прошлогоднего аутсайдера: именно сюда перебрался пилот, отверженный «Феррари»
Аутсайдер с предпоследнего места в прошлогоднем Кубке конструкторов – «Уильямс» – добился впечатляющего успеха за прошедшую зиму.
Команда прошла через полноценную финансовую и гоночную перестройку и теперь метит в лидеры «второго дивизиона». Если верить официальным данным «Ф-1», и по гоночному, и по квалификационному темпу «Уильямс» уступает лишь топам чемпионата:


«Мы знаем, в каких областях нужно прибавить, – пояснил пилот Алекс Албон. – У нас есть несколько новинок: новый софт, новые области, на которых нужно сконцентрироваться, ведь у болида слегка изменился баланс. В целом по сравнению с прошлым годом машина работает намного лучше, но остаются некоторые моменты, над которыми нам предстоит поработать».
Изгнанный из «Феррари» новичок команды Карлос Сайнс и вовсе поставил абсолютно лучшее время за все три дня тестов, однако сам испанец справедливо призывает быть более сдержанными в оценке FW47 – и при этом его куда больше волнует ограниченное количество времени за рулем. Пилоты делят тесты пополам; за три дня команды пробыли на трассе суммарно 24 часа – то есть у каждого гонщика было всего по 12 часов на привыкание к новой технике.
«Время круга [на тестах] можно изменить на пять секунд, так что быть впереди на одну-две десятые – для нас это ничего не значит, – сказал Сайнс. – Я бы хотел проверить еще пять, шесть, семь вариантов настроек, больше, чем то, что у меня было. Не знаю точно, как мне быть с текущими настройками, как мне быть с пилотажным стилем, где мне еще отыграть несколько десятых».

В качестве главного конкурента «Уильямса» рассматривается «Альпин». Прошлый сезон французы начали в статусе худшей команды пелотона, однако к концу года исправились за счет обновлений в Бельгии и США и даже подцепили двойной подиум в Бразилии. Потому в «Альпин» решили ничего не изобретать и перенесли прошлогоднее шасси на новый болид.
Это логично – и дело не только в доказанной конкурентоспособности элемента, но и в обстоятельствах. Сезон-2025 – последний в рамках действующих правил, так что французы, как и многие другие, просто сконцентрировали больше внимания на подготовке к следующему году. В рамках ограниченных бюджетов сэкономленные с шасси средства как раз можно пустить на разработку нового болида.
Главные неудачники тестов – «Астон Мартин» и будущая «Ауди»
В случае с «Заубером» (со следующего сезона «Ауди») все просто и коротко: машина ужасна – как на коротких, так и на длинных отрезках. Болид описывают как неподатливый, с узким окном настроек – утром первого дня тестов в «Заубере» уже испытывали трудности с настройкой C45. Новый пилот команды Нико Хюлькенберг поделился с инженерами мнением о проблемах болида и согласился с тем, что машина ведет себя довольно жестко.
«Не пилотируйте «Заубер», – подытожил эксперт The Race Эдд Стро.

«Астон Мартин» – более неоднозначная история. В начале тестов AMR25 казался неплохой машиной, однако со временем проблемы проявлялись одна за другой: при входах в повороты возникала нестабильность, из-за чего пилотам постоянно приходилось корректировать траектории – то есть фактически болид унаследовал проблемы прошлогодней версии. И это неудивительно.
«Основа взята с машины 2024 года, – рассказал Фернандо Алонсо. – Но это касается только внешнего вида, аэродинамические элементы сильно изменились. Но, скажем, двигатель, радиаторы, приводные валы, подвеска – все то же самое, что и в 2024-м. Поэтому нам не нужно было проезжать длинные отрезки и множество кругов. Это, вероятно, понадобится в следующем году, когда ключевым будет проверка надежности.
Мы относительно довольны, зная, что в середине пелотона будет плотная борьба. Если хотим зарабатывать очки, то нужно идеально проводить уик-энды».
Иными словами, «Астон Мартин» переключился на 2026-й. Это объясняет слабую дистанцию в 306 кругов (хуже на тестах только у «Ред Булл») – хотя у этого есть и другие причины.
Предсезонные тесты обернулись сплошными проблемами: в среду на болиде Алонсо сломался датчик (на его починку ушло больше 40 минут), позже у Ланса Стролла отказала телеметрия, а в пятницу канадец и вовсе уступил напарнику утреннюю сессию из-за плохого самочувствия – но днем все же смог сесть за руль.

В «Астон Мартин» уже наметили области, над которыми собираются работать, и при этом не падают духом. Как сказал Алонсо, все еще может измениться.
«Не стоит считать, что нынешний расклад сил сохранится до конца года. Думаю, он будет меняться с каждым пакетом обновлений».
Сиквел скандала из 2024-го: «Ред Булл» не понравились задние крылья конкурентов
Прошлогодний этап в Баку наделал много шума: Оскар Пиастри вел плотную борьбу с Шарлем Леклером за победу, но монегаску так и не удалось нагнать соперника – как оказалось, пилоту «Макларена» помогла хитрость инженеров из Уокинга.
На MCL38 обнаружили «мини-DRS»: на прямых основная плоскость заднего крыла прогибалась назад, открывая зазор между поверхностями, – то есть имитировала режим открытого крыла. Это давало пилотам «Макларена» преимущество в максимальной скорости, что на некоторых трассах (как в Баку) критически важно.
Соперники подали жалобу в ФИА, несмотря на то, что конструкция проходила все официальные тесты. В итоге «Макларен» согласился изменить крыло (в календаре практически не оставалось трасс, где мог пригодиться «мини-DRS»), а федерация ужесточила проверку элементов.
Команды это не остановило. На онбордах «Мерседеса» с предсезонных тестов эксперты заметили ту самую конструкцию «Макларена»:


«История продолжается. Думаю, «Феррари» и «Макларен» все еще используют «мини-DRS», – выступил с подозрениями технический директор «Ред Булл» Пьер Ваше.
С самого старта сезона команды будут пристально следить друг за другом. Возможно, мы увидим первые протесты сразу после Гран-при Австралии – который состоится уже через две недели.
Что еще почитать о подготовке к новому сезону:
Финальный день тестов «Ф-1»: у «Феррари» и Хэмилтона проблемы, «Мерседес» – лидер
Привыкли, что легендарный «Уильямс» на дне «Ф-1»? На самом деле все готово к рывку в топы
Почему «Феррари» вечно проваливается в «Ф-1»? Наше исследование
Хэмилтон с гарцующим жеребцом на обложке Time – символ новой эры «Ф-1»
Фото: East News/FLORENT GOODEN / DPPI Media / DPPI via AFP; Florent Gooden/Keystone Press Agency, Hoch Zwei/Keystone Press Agency, Dppi/Keystone Press Agency/Global Look Press;